Как развалилась финансовая пирамида

00:00, 08 октября 2013г, Общество 2534


Как развалилась финансовая пирамида Фото №1

«Расскажите, пожалуйста, чем закончилось судебное разбирательство по делу о мошенничестве в кредитном потребительском кооперативе «Барнаульское ОВК», руководители которого обманули больше 130 своих вкладчиков. Дело в том, что в нашем кооперативе сложилась похожая ситуация и хочется знать, сможем ли мы, обратившись в суд, вернуть свои деньги?
Наталья Л., Барнаул».

Отвечает начальник апелляционного отдела прокуратуры Алтайского края Ирина Курушина:

– Руководители «Барнаульского ОВК», обманувшие своих вкладчиков, получили реальные сроки. Совсем недавно в связи с жалобами сторон суд второй инстанции проверил приговор Центрального районного суда Барнаула по уголовному делу в отношении директора этого потребительского кооператива Сергея Гусельникова и его супруги Татьяны – председателя правления. Они были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.4 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности).

Суд установил, что с 2006 по 2009 год Гусельниковы для привлечения денежных средств граждан в кооператив размещали в средствах массовой информации объявления, обещая высокие проценты по вкладам. При этом они фактически создали финансовую пирамиду, в которой в ряде случаев производились выплаты компенсаций и вкладов за счет средств, внесенных в кассу последующими пайщиками. Всего в результате их деятельности пострадало более 130 человек, вклады некоторых из них превышали 500 тысяч рублей.

КПК «Барнаульское ОВК» обязался выплачивать своим вкладчикам от 24 до 34% годовых. Однако кооператив в лице директора Гусельникова своих обязательств не выполнил не только по выплате процентов, но и по возврату внесенных сумм. При этом заключением комплексной финансово-экономической экспертизы подтверждено, что с учетом реальной экономической и хозяйственной деятельности у «Барнаульского ОВК» отсутствовала возможность обслуживать как основной долг, так и выплачивать заявленные проценты по договорам хранения личных сбережений.

Вместе с тем Гусельникова до последнего убеждала пайщиков как сама, так и через работников, что кризисное положение в кооперативе временное и денежные средства пайщикам будут обязательно выплачены, скрывая тем самым хозяйственно-финансовое положение дел. Были проверены и доводы адвокатов и осужденного Гусельникова о влиянии на работу кооператива финансового кризиса. Судом они были признаны несостоятельными, поскольку уже во время развития кризиса осужденными предпринимались меры для привлечения в кооператив неограниченного круга лиц для вложения денежных средств, используя для этого рекламу. Такой порядок приглашения был Гусельниковыми разработан заранее как один из способов обмана.

Для придания деятельности кооператива видимости надежности, серьезности и долговечности Сергей и Татьяна Гусельниковы изготовили книжки пайщиков, в которых сотрудники кооператива должны были отражать снятие и поступление денежных средств от пайщиков. Кроме того, для создания видимости процветающей, длительное время успешно работающей организации Сергей Гусельников дал бухгалтеру указания вести нумерацию договоров и книжек пайщиков, выдаваемых новым членам кооператива, начиная с номера 150.

Гусельниковы создали и поддерживали необходимый финансовый «порядок» деятельности КПК «Барнаульское ОВК», выразившийся в умышленном отсутствии строгого учета и контроля заключаемых договоров, отсутствии сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения всех финансовых операций в бухгалтерском учете, а также умышленно игнорировали обязательные для исполнения письма Центрального банка России, утвердившего Порядок ведения кассовых операций в РФ: об обязанности руководителей предприятия оборудовать помещение кассы, о необходимости вести кассовую книгу по установленной форме, о необходимости инкассирования и внесения на расчетный счет кооператива денежных средств, принятых от пайщиков, в конце рабочего дня сверх установленного лимита кассы – 5000 рублей. Данные нарушения способствовали руководству кооператива осуществить реализацию преступных целей и задач.

По устным указаниям Гусельниковых сотрудники кооператива, не осведомленные о преступных намерениях руководителей, при обращении граждан с вопросами о возможном вступлении в члены кооператива убеждали последних в исключительной выгоде размещения личных сбережений в «Барнаульском ОВК» под высокий годовой процент.

При согласии граждан разместить личные сбережения в КПК сотрудники кооператива по указанию Гусельниковых убеждали вкладчиков внести наибольшую сумму для получения максимального процента по вкладу. Кроме того, гражданам предлагалось распространять сведения о выгодности членства в КПК «Барнаульское ОВК» среди родственников и знакомых, с тем чтобы привлечь как можно больше людей в качестве пайщиков.

С учетом определения суда апелляционной инстанции судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда Сергей Гусельников приговорен к 4 с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Татьяна Гусельникова – к 4 годам в колонии-поселении. За потерпевшими признано право на удовлетворение иска в порядке гражданского судопроизводства.

Фоторепортаж