Живая связь времён

00:00, 24 января 2014г, Общество 2577


Живая связь времён Фото №1

Дорогие читатели, мы представляем вам новую рубрику – «Семейный альбом». В ней редакция намерена рассказывать о замечательных династиях нашего края, об истории семей и их традициях, неразрывной связи разных поколений, об опыте патриотизма и добра, самоотверженности и нравственности, который передается от наших предков к их детям, а затем и внукам, и правнукам. А начнем мы с истории семьи Скачковых из Алейска.

На торжественном приеме губернатором участников эстафеты родительского подвига, состоявшемся в самом конце 2013 года, семье Ирины Алексеевны и Николая Васильевича Скачковых Александр Карлин вручил диплом суперноминации «История рода». Все важнейшие исторические события нашей страны отразились в судьбе семи поколений этой семьи: переселение на Алтай, революция и Гражданская война, коллективизация и Великая Отечественная, освоение целины и трудовые пятилетки. И каждое поколение этого досточтимого рода было отмечено беззаветным служением своей Родине, самоотверженным трудом и безграничной ответственностью за свою семью, за свое будущее.

Семейная летопись оформлена в солидный альбом, где собраны фотографии, документы, награды и воспоминания членов семьи о пережитых трудностях и радостях. Мечта о создании такой летописи возникла у Ирины Скачковой еще в детстве, когда она слушала рассказы бабушки Насти о своей жизни. Немало интересного рассказывали о своей жизни и другие родственники и самой Ирины, и ее мужа Николая Васильевича Скачкова. Сколько себя помнит, она старалась записывать, делать пометки, чтобы не забыть услышанное. А когда семье Скачковых предложили участвовать в эстафете родительского подвига, Ирина Алексеевна поняла, что это прекрасная возможность объединить собранный материал и оформить его достойным образом. Конечно, пришлось привлекать к помощи всю многочисленную родню. А по месту жительства всех членов рода можно изучать географию не то что Алтайского края, но и России и даже соседних стран, правда, входивших некогда в состав одного большого государства. Но границы не стали препятствием для общения и сохранения родственных отношений. В перечне места жительства родственников – Москва, Киев, Фергана, Самара, Владивосток, Приморский край, Воронежская область, Киргизия, Казахстан, города и села Алтайского края – Барнаул, Алейск, Топчиха, Поспелиха и другие.

Вот что рассказывает Ирина Алексеевна Скачкова:

– Мои прапрадеды и прапрабабушки по линии моего отца Алексея Тимофеевича Белозерского переселились на Алтай из Центральной России примерно в 19 веке, а может быть, и раньше, во времена освоения Сибири Ермаком. По одним данным, они жили на берегу Белого озера, а по другим – были крестьянами князей Белозерских. Поэтому и возникла такая фамилия – Белозерские.

Многие факты из истории семьи передавались из поколения в поколение устно. Память сохранила имена тех переселенцев, которые переехали на Алтай в конце 19 века из Украины. Это была семья Фёдора Юрина («Моего прапрапрадеда», – уточняет Ирина Алексеевна), в которой родились 4 сына и 4 дочери. Среди дочерей была Екатерина (1881 г.р.), которая вышла замуж за Василия Васильевича Белозерского. Сохранилась фотография, на которой запечатлены Екатерина Федоровна Белозерская и будущий дедушка Ирины – Тимофей, которому в ту пору было лет 7 или 8.

В начале 20 века Белозерские жили в селе Савинка, где, кстати, родилась и выросла сама Ирина, имели большой, крепкий деревянный дом, построенный своими руками, дворовые постройки. В семье было четверо сыновей: Иван (1905 г.р.), Тимофей (1908 г.р. – мой дед), Николай (1924 г.р.), ещё один сын умер в детстве, и две дочери: Прасковья (1902 г.р.) и Мария (1911 г.р.). У семьи были своя земля, небольшой табун лошадей, а также коровы, козы, овцы, свиньи и разная домашняя птица. В огороде выращивали овощи, в лесу собирали грибы, ягоды. Жили в постоянном труде, поэтому не голодали и были хорошо одеты и обуты.

Белозерские владели многими ремёслами: мужчины плотничали, бондарничали (делали деревянные кадушки, вёдра), столярничали, сапожничали, женщины шили, вышивали, пряли, вязали, ткали полотно из льна, половики.

Семью Белозерских в селе уважали.

 

*   *   *

Дед Тимофей

Когда началась Великая Отечественная война, Тимофея на фронт не взяли: припомнили, что он старший сын кулака. А вот его младшего брата, Николая Белозерского, забрали. Николай прошёл всю войну, вернулся домой с орденами и медалями. А Тимофея и ещё нескольких савинских кулацких сыновей отправили в трудовую армию. Работали день и ночь, спали и зимой под открытым небом. Утром не могли шинели оторвать от земли – примерзали.

«После войны дедушка пришёл домой больной, – пишет на страницах альбома Ирина. – Бабушка Настя лечила его как могла – и лекарствами, что прописывали врачи, и народными средствами. В 1947 году у них родился сын Алексей (мой отец).

* * *

Так как дед Тимофей был на все руки мастер: и плотник, и столяр, и бондарь, и жестянщик, к нему обращались за разной помощью вдовы села. Дед Тимофей безотказно помогал им. Приносили ему разную кухонную и домашнюю утварь для починки. А кроме этого кому крышу починит, кому оконную раму сделает, кому стёкла вставит, кому бочку под соленья сделает, кому ведро из жести, кому забор подправит. Бабушка Настя ему однажды сказала: «Что же ты, Тимоша, всё людям да людям делаешь, а за свою работу и взяться некогда?» А дедушка ей так ответил: «Свою работу не сегодня, так завтра я всё равно сделаю, а им кто ещё поможет, ведь их война обидела?»

*   *   *

Реликвия

Отдельного повествования заслуживает реликвия, которую бережно хранят и передают из поколения в поколение вот уже 132 года члены семьи моего прадедушки Фомы Трофимовича Марухина. Это Свидетельство о выполнении воинской повинности его отца, моего прапрадеда Трофима Кузьмича Марухна, датируемое 8 ноября 1881 года.

Из этого свидетельства мы узнали, что он был ратником 1-го разряда, кавалеристом I разряда, ефрейтором 24-го Драгунского Любенского Его Императорского Высочества Эрц Герцога Австрийского Карла Людвига полка. В документе написано, что на то время Трофиму Марухна было 27 лет от роду и он был холост. На службу принят Павлоградским Уездным присутствием, свидетельство выдано в городе Павлограде. Указано, что он вероисповедания православного, родом из Екатеринославской губернии Павлоградского уезда Александровской волости. Свидетельство заверенно печатями с царским гербом и подписями командира полка, полковника полкового адъютанта.

А на странице 11 «Священническая надпись» гласит о том, что «означенный всем билетом Трофим Кузьмич Марухна вступил в первый законный брак с Девицею села Александровка крестьянкою Марьею Николаевой (Марухниной). Акт их записан в Метрических книгах за № 19, что и свидетельствуют села Александровки Преображенской Церкви Священноцерковнослужители: священник батюшка Андрей, диакон Василий Соколов, псаломщик Михаил Ходинский (подписи). 1888 года января 20-го».

Запись заверена церковной печатью. На момент венчания моему прапрадеду было 34 года. Он и прапрабабушка Марья прожили до глубокой старости уже на новом месте жительства – на Алтае, в селе Красный Яр Алейского района, умерли перед Великой Отечественной войной. Оказывается, изначально фамилия моего предка была Марухна, а не Марухин, каковой стала позднее, в Сибири.

Фоторепортаж