ОСАГО трещит по швам?

Почему при попытках застраховаться автовладельцы Барнаула встречаются с дополнительными поборами и навязыванием услуг

00:00, 04 апреля 2014г, Общество 2210


ОСАГО трещит по швам? Фото №1

Система ОСАГО, внедренная в 2003 году и, что и говорить, основательно облегчившая жизнь автовладельцам, постепенно превращается в свою противоположность. То, что можно назвать тревожными звоночками, появлялось еще в 2013 году. То вдруг где-то не оказывалось бланков, то автовладельцам предлагали застраховать еще и жизнь. Но в прошлом году у автовладельца еще имелась свобода маневра: из одной компании он шел в другую. Теперь же ситуация на глазах меняется в худшую сторону.

Плюнуть и заплатить…

Одним из плюсов ОСАГО был уже ставший привычным сервис: ты страхуешься много лет у одного и того же агента, он звонит тебе загодя, приезжает с договором, делает все, чтобы беспокойство для клиента было минимальным. Теперь все эти преимущества рынка стремятся к нулю. В Барнауле в марте число страховых агентов, заключающих договоры, снизилось до минимума по простой причине – агентам не дают бланков в страховых компаниях. Таким образом страховые компании избавились от необходимости делиться с агентами деньгами. Мы же, автовладельцы, должны ездить в страховую компанию и там стоять в очередях.

Еще одна проблема – в целом ряде страховых компаний отказываются делать скидку за безаварийную езду. Это так называемый класс ОСАГО, самые солидные скидки (до 40 процентов от стоимости полиса) получали обладатели 13 класса. Теперь же всем ставят 3 класс – тот, который ставится водителю, впервые севшему за руль, и при котором скидки нет.

В некоторых фирмах автовладельцам предлагают кроме договора ОСАГО заключить еще и договор страхования жизни. Вот как это выглядит.

– В феврале оформляла ОСАГО. В страховой фирме настоятельно предложили застраховать жизнь. Спрашиваю: «Это обязательно?» В ответ: «Теперь это входит в пакет страхования». Я: «Это обязательно?» Они: «Теперь это включено в пакет». Я: «Страховать жизнь не буду, оформляйте по-старому». Они: «Тогда надо, чтобы наш специалист осмотрел машину». Я: «Машине год, пробейте базу – безаварийно. Как ваш осмотр связан со страхованием жизни? Ну раз надо, идите смотрите, машина рядом». Они: «К эксперту ведется запись, все расписано на неделю». Я: «У меня сегодня кончается страховка, я вчера только прилетела, раньше записаться не могла». Они: «Ну тогда страхуйте жизнь, но цена выше». В итоге я из принципа отказалась, поехала в АНТ, за две минуты по старой схеме и цене купила полис той же самой страховой фирмы, – рассказывает Марина, водитель из Барнаула.

Само по себе то, что с произошло с Мариной, есть навязывание услуги. Еще летом 2013 года в России решением Высшего арбитражного суда был создан прецедент: подразделение Федеральной антимонопольной службы в Башкирии получило жалобы от граждан, которых при покупке полиса ОСАГО в Росгосстрахе принуждали купить либо еще один полис, либо еще какой-либо из страховых продуктов. ФАС оштрафовала страховщиков за «злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в форме навязывания невыгодных или не относящихся к предмету договора условий». Страховщики обжаловали решение ФАС, однако долгая тяжба кончилась не в их пользу. И это радует.

Но вот вопрос: знают ли об этом прецеденте россияне в целом и жители Алтая в частности? А если знают, готовы ли они отстаивать свои права, или им проще расстаться с 1-1,5 тыс. рублей?

Опросив некоторое количество автовладельцев, мы выяснили, что большинство выбирает второй вариант – махнуть рукой и заплатить. Почему? Тут фактор до некоторой степени психологический: не желая и не умея отстаивать свои права, но одновременно и не желая признавать свое отступление, человек говорит себе: да что у меня, тысячи нет, что ли? Дополнительные услуги относительно недороги, и человек, вынужденный их приобрести, говорит себе, что сделал это по доброй воле, да и пусть будут – вдруг пригодятся…

Один из опрошенных нами автовладельцев рассказал: «У меня проблем не возникло, кроме того, что за страховку заплатил в два раза больше. И это у знакомого агента, у которого страхуюсь уже много лет. Как она мне сказала, Россгосстрах снял со всех классность и страхует всех по умолчанию как новорожденных водителей. Как впоследствии выяснилось, это утверждение не соответствует действительности. Но у меня времени разбираться совсем не было.

Пока наши граждане так относятся к своим правам и своим деньгам, страховщики могут спать спокойно.

 

«Не прячьте ваши денежки…»

В чем причина лихорадки на рынке ОСАГО?

– Страховщики, говоря, что автострахование убыточно, уже некоторое время требуют поднять тарифы до 40 процентов, и такими мерами они готовят в обществе почву. Когда станет совсем плохо, люди будут согласны на любые деньги, лишь бы снова стало хоть чуть-чуть хорошо, – прокомментировал нам ситуацию Виктор Клепиков, координатор Федерации автовладельцев России в Алтайском крае.

Автостраховщики утверждают, что на возмещении ущерба по ДТП через суд якобы сложился уже целый бизнес. Что и говорить, судятся граждане и правда много. Но чужое они отсуживают или все же свое?

С точки зрения ФАР, одни нововведения, которые автостраховщики хотят провести через Госдуму, нацелены на облегчение их жизни (например, выведение закона об ОСАГО из-под действия закона «О защите прав потребителей»), другие – на сравнительно честный отъем денег у населения (это увеличение тарифов, минимизация выплат путем отказа от возмещения утраты товарной стоимости и расчет расходов на ремонт с учетом износа комплектующих, хотя всем понятно, что ремонт будет производиться новыми деталями за их полную рыночную цену).

На состоявшемся в конце января 2014 года Красноярском экономическом форуме первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов заявил, что, «возможно, процесс увеличения тарифов на ОСАГО до их оптимального уровня придется растянуть на несколько лет».

 

Шаг вперёд – два шага назад

При всем том Федерации автовладельцев России удалось добиться внесения в законопроект об изменениях в законе об ОСАГО очень важных для водителей пунктов: водители смогут самостоятельно выбирать способ возмещения вреда – либо путем получения направления на ремонт, либо путем выплаты страховой премии; лимит выплат европротокола без вызова сотрудников полиции увеличился с 25 до 50 тысяч рублей; повысились выплаты по причинению вреда здоровью в соответствии с таблицей страховых выплат до 500 тыс. руб. Также страховые выплаты при участии нескольких пострадавших увеличились до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего. Еще сторонники ФАР отстояли предложение о создании и применении единой методики расчета при оценке ущерба после ДТП на всей территории Российской Федерации и создании единой базы данных учета ДТП. Остальные предложения ФАР, к сожалению, не были услышаны правительством. Поправки в закон об ОСАГО могут быть приняты уже в ближайшее время – как раз пока мы, водители, стоим в очередях за бланками и ругаемся со страховщиками.

Кстати…
О проблемах с бланками ОСАГО сообщают также СМИ Уфы, Кемерова, Новокузнецка, Пензы, Кинешмы, Липецка, Брянска, Улан-Удэ, Челябинска, Саранска, Йошкар-Олы и других городов России.

*   *   *

Водителей научат общаться с инспекторами ДПС

Общественный совет при МВД России подготовил памятку для водителей, посвященную взаимодействию с инспектором ДПС. Предполагается, что начинающие автомобилисты будут получать такую памятку вместе с водительским удостоверением. В ГИБДД инициативу общественников приветствуют, добавляя, что это лишь первый шаг, пишет «За рулем».

Памятку, подготовленную Общественным советом при МВД России и призванную обучать водителей навыкам взаимодействия с инспекторами ГИБДД, представил председатель Общественного совета при МВД Анатолий Кучерена.

«Эта памятка будет выдаваться непосредственно при получении водительского удостоверения, возможно, мы подумаем на тех же бензозаправках раздавать эти памятки», – передает слова Кучерены ИТАР-ТАСС.

Информация, изложенная в этом документе, должна по мысли авторов идеи помочь участнику дорожного движения понять, как взаимодействовать с инспекторами ГИБДД и как отстаивать свои права.

«Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе предоставить объяснения и замечания по содержанию протоколов, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему, получить копию протокола», – цитирует информагентство текст пособия для водителей.

Со своей стороны замначальника ГУОБДД МВД Владимир Кузин отметил: «Мы приветствуем подобный подход доведения до общественности тех положений и полномочий, которые затрагивают и должностных лиц, и граждан. Понятно, что памятка в усеченном виде, но это первый шаг, который в последующем будет широко развит».

Напомним, в 2013 году председатель Общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена подготовил доклад «О состоянии дел в сфере безопасности дорожного движения в регионах России». Среди прочих новаций в докладе предлагалось ввести испытательный срок для начинающих водителей, а также рассмотреть вопрос об обязательном включении основ безопасности дорожного движения в школьную программу.

 

Продукцию АвтоВАЗа покупают меньше

АвтоВАЗ входит в режим жесткой экономии из-за падения спроса на автомобили.

По данным РБК daily, в ближайшее время конвейер крупнейшего российского автопроизводителя может остановиться на две недели.

Режим вынужденного простоя будет введен для разных категорий работников в разное время, в общей сложности на две недели - с 17 апреля по 1 мая, рассказал  глава независимого профсоюза АвтоВАЗА Петр Золотарев. Во время приостановки производства работникам будет выплачиваться две трети от средней заработной платы, пишет auto.newsru.com.

АвтоВАЗ в феврале этого года продал 34 262 машины - на 7,17% меньше, чем в феврале 2013 года, по данным самой компании. В пятницу был опубликован отчет производителя по МСФО, согласно которому убыток группы за прошлый год составил 7,9 млрд. рублей против прибыли годом ранее. А выручка снизилась на 13 млрд. рублей.

Еще одной мерой экономии должно стать существенное сокращение персонала: гендиректор АвтоВАЗа Бу Андерссон велел уволить половину зарубежных специалистов, отказаться от перелетов бизнес-классом и утверждать у него лично все командировки за пределы России.

Фоторепортаж