Алтайский каравай

00:00, 26 апреля 2014г, Общество 2686


Алтайский каравай Фото №1

Этот год на Алтае пройдет под знаком 60-летия освоения целины. Апрель в этом смысле был, пожалуй, самым насыщенным месяцем по количеству приехавших тогда в наш регион молодых специалистов. В апреле только уже нынешнего года в редакцию «АП» пришло наибольшее количество писем с воспоминаниями целинников. Сегодня мы представляем их вниманию наших читателей.

А жили мы в вагончике

Жусенко Галина Петровна из Барнаула – наш постоянный подписчик. Она вспоминает годы целины и рассказывает о муже Евгении Игнатовиче:

«Первые годы целины мы с ним жили в обыкновенном вагончике, на двух верхних полках жил бухгалтер с семьей, а нижние были нашими. Но находиться там было некогда – работали много и днем, и ночью. Зерна было много, сгружали его в гурты под открытым небом. Все приходилось делать вручную. Сорняка в зерне очень много, особенно полыни. Ею пахло за много верст по степи, некоторые аж задыхались от сорняков. Гурты с зерном быстро давали влагу, поэтому хлеб приходилось лопатить круглосуточно. Для сдачи зерна машины грузили вручную – все это делали женщины. А мужчины зимой под открытым небом ремонтировали технику.

В те годы еще не было лесополос и суховеи с галькой гнало по степи. Мы жили в Ключевском районе, было очень холодно, топили печи кизяками, которые готовили летом…»

Ой ты, зима морозная

Татьяна Николаевна Кузнецова из Новоалтайска тоже целинница. Она вспоминает случай из своей жизни:

«…Мы работали на току – отправляли машины с зерном. Ток этот находился возле конторы совхоза, здесь же был дедушка-сторож, который возил воду из речки. И вот однажды этот дедушка говорит мне, молодой комсомолке: «Хочешь, я научу тебя запрягать лошадь?» А я и говорю: «Хочу! Может, в жизни пригодится». Вскоре сторож заболел. Помню, был большой ливень весь день, а нужно было варить обед и везти его на поля, но вот воды не было, ее не могли подвезти из-за раскисших дорог. Никто не хотел лезть под ливень, а я выбежала в одном платье во двор, запрягла лошадь и поехала на речку с песней «Ой ты, зима морозная». Привезла воду и помогла варить обед, так как на току было невозможно работать. Потом я снова запрягла лошадь и стала развозить обед по полям. Меня на полях радостно встречали, так все уже изрядно проголодались. Этот день мне запомнился на всю жизнь».

И сложности тоже

Виталий Григорьевич Давыденко из Новоалтайска прислал очень подробное письмо, которое он назвал «Хлебная эпопея». Наряду с успехами наш читатель вспоминает и о сложностях того времени:

«…Заведующий кафедрой почвоведения и агрохимии Алтайского сельхозинститута профессор Николай Орловский предостерегал руководство края от распашки засоленных почв, песков и подверженных эрозии земель.
В своем выступлении на одном из совещаний в крайкоме партии он сказал, что нельзя относиться к этому процессу шаблонно, необходимо учитывать химический состав почв, в распоряжении института имеются хорошие почвенные карты, которыми нужно руководствоваться при определении, где можно пахать, а где нельзя. То есть осваивать новые земли нужно, только учитывая их полезность для посева зерновых. В итоге за резкое выступление Николая Орловского вынудили покинуть целинный регион…

…Тем не менее 60-летие освоения целины – это для нас праздник. Хорошо, что эта дата отмечается, ведь многие вспомнят целинную эпопею. Труд всего народа позволил накормить послевоенную голодную страну хлебом, и самая весомая часть целинного каравая – наша, алтайская».

Вот бы встретиться нам

«В 1954 году мы, студенты Алтайской агрономической школы города Камня-на-Оби группы «В», получили дипломы младших агрономов. Нас распределили по всему Алтаю. Интересно было бы узнать, у кого как сложилась судьба, ведь за 60 лет после нашего выпуска мы ни разу не встречались. Конечно, теперь у нас есть не только внуки, но и правнуки. Вначале хотя бы списаться, найти друг друга. Мы учились вместе со Старцевой Галей, Трубниковым Васей, Володькиной Раей, Бурчак Ниной, Кулага Колей и другими. Ребята, отзовитесь! Мой адрес: 658582, Алтайский край, Тюменцевский район, п. Королевский, Антонине Ивановне Колесниковой (в девичестве – Ерошина)».

Настоящее дело

Работа на целине многим представляется исключительно полевой. Тем не менее в эти годы были организованы и другие предприятия, на которых трудились молодые специалисты. Виктор Кинелев из Барнаула написал целый рассказ о птичнице-целиннице Алле Силиной. Мы представляем нашим читателям отрывок из него:

«…На отшибе стояли два захудалых птичника, но рядом уже возводили новые корпуса. Все оказалось действительно не так уж просто. Глубокая несменяемая подстилка, искусственное продление светового дня, облучение кур ультрафиолетом – об этом Алла прежде и не слышала. А теперь пришлось учиться у опытных птичниц Ольги Гавриленко, Татьяны Якубовской. Прежнее представление о работе птичницы стало смешным и нелепым...

…Слава об Алле пошла громкая, но заслуженная. Молодую птичницу избрали депутатом краевого совета. Она стала постоянным участником районных и краевых совещаний. Прошло некоторое время, и в крае появились еще птичницы, собирающие в год по миллиону яиц, однако по инерции звучали имена Гавриленко и Силиной. И тогда Алла спросила прямо: «Почему мы чествуем одних и тех же? У нас в крае десятки передовых людей, но ведь не только на них держится сельское хозяйство Алтая. Обидно мне вот за таких, как наша птичница-комсомолка Лида Грядун. Она добилась самой высокой яйценоскости кур, она с успехом получит миллион яиц, надо только радовать людей вниманием…

Письма читала Анна БОДАГОВА

Фоторепортаж