«Живу на земле дедов»

00:00, 29 мая 2014г, Общество 1802


«Живу на земле дедов» Фото №1

Виктор Дафт, руководитель ООО «Горизонт» (Михайловский район), построил нефтебазу, пруд, восстанавливает защитные лесополосы и собирает историю своего родового села Ракиты.

«Обиды нет. Есть мечта»

«Потому что живу на земле дедов» – так ответил он на вопрос, зачем нужны в таком количестве духовные надстройки успешному фермеру.

Три его деда по маминой линии, приехав из местечка на границе Белоруссии и Литвы в 1892 году, не специально, но вошли в число основателей села Ракиты. Их так и звали – «литвинские». Давыд Третьяков (отец мамы Виктора Дафта) владел сукновалками. Другая веточка рода – немецкая, из житомирских немцев.

– Дедов сослали из Ракитов в Красноярский край, мои папа и мама родились в ссылке. Потом война началась и репрессировали уже моего отца-немца, ему в 1941 году лишь 11 лет было. По сути, двойная ссылка, там, в 1955 году, в Ярцевском районе Красноярского края, родился и я. На Алтай мы приехали, когда мне исполнилось 3 года.

– Виктор Теодорович, нет обиды на советскую власть, на Россию?

– Не обида, нет – мечта. Снова поднять народ на строительство церкви, уже в другом месте, потому что на бывшем пожарище сейчас школа стоит. Нет мне смысла на Ракиты обижаться. Это земля моих дедов, я здесь живу.

Настоящая реликвия – хранимый Виктором Дафтом закладной камень с выгравированной датой «14 сентября 1897 года». Это день начала строительства в Ракитах храма Св. пророка Божия Илии. Известно, что сельский староста Андрей Подлевский, собирая деньги на богоугодную стройку, ездил с опечатанной железной кружкой на груди. Строили быстро, по канонам православной архитектуры – на равнине, соблюдая вертикали колоколен, так, чтобы храм был виден сразу въезжающему в село человеку. Его открыли в 1901 году на Ильин день – отсюда и название. Высота церкви более 30, длина – 35 метров, главный колокол весил 61 пуд (976 кг), первым ее священником был Евгений Михайлович Астаньев.

После революции в храме сделали клуб, а в 1965 году он сгорел – Виктор Дафт, учившийся тогда в 4 классе, помнит тот пожар – «это была суббота». Все названные им даты и цифры совпадают с данными краеведа Дмитрия Тулинского, летописца села Ракиты. Стоит ли удивляться? История села – это история рода Дафтов.

«Не наступите на будущее»

Нет на селе второстепенных вещей, даже когда условия Кулундинской зоны заставляют руководителя растениеводческого хозяйства думать в первую очередь о хлебе насущном. Эту свою мысль Виктор Теодорович снабдил ремаркой «я в этом твердо убежден». Уже два года он сам по своей инициативе занимается этим в своих Ракитах, насколько позволяют силы и средства.

– Вчера здесь трактор прошел, но уже и следа не видно. Как в пустыне, все песком засыпает. Потому что отжили свое посаженные еще в 70-е годы ХХ века березовые и тополиные лесополосы, – Виктор Дафт специально везет нас по закраинам полей с чахлыми, вывалившимися из боевого строя березами. – Посадка новых лесополос – огромная системная работа, и «Горизонт» вошел, слава богу, в программу, предусматривающую возмещение до 70% затрат хозяйств на лесопосадки. Мы уже провели омолаживающую обрезку тополей. Видите, пока это пеньки страшненькие, но вы осенью приезжайте, тополя к тому времени дадут высокую плотную крону, она защитит поля от ветровой эрозии. Осторожно, не наступите на будущее!

Я и впрямь чуть не оборвала жизнь крохотного росточка лиственницы, зябко дрожащего на шквалистом ветру. Трудно поверить, но лет через 15 именно он встанет на защиту алтайских полей. Собственный питомник посадочного материала – гордость «Горизонта». Пирамидальные тополя, облепиха, лиственница, яблонька-дичка – самые подходящие для нашей зоны культуры, они долго живут и способны остановить натиск песка и суховеев.

Участие растениеводческого предприятия в краевой программе восстановления лесополос – дело решенное. Она стартовала в этом году, ежегодно на протяжении 10 лет регион будет прирастать сотнями и тысячами гектаров полезащитных насаждений. Вопрос, состоялась бы она без упертости таких вот альтруистов, как Виктор Дафт, для которых не бывает второстепенных вещей? Своя нефтебаза, позволяющая запасать ГСМ на будущую весну по ценам прошлой осени. Пруд, изначально оросительное гидротехническое сооружение, теперь в нем еще и рыбу выращивают. Карпа раздали прошлой осенью рабочим по окончании уборочной, а когда водоем водорослями стал зарастать, запустили в него травоядного толстолобика, способного очистить воду. Десять гектаров плантаций земляники, весьма трудоемкой культуры, летом собирают любителей ягодки со всей округи. Килограмм спелой ягодки обходится сборщику по цене в разы ниже рыночной. Получается, и людям хорошо, и хозяйству прибыль. У «Горизонта» даже котельная особая, работает на растительных остатках – льняной соломе, опилках, отходах санитарных рубок лесополос. Словом, чем бы ни занимался Виктор Дафт – все у него люди да Ракиты на первом месте. «Земля дедов», одним словом.

Справка
Из 72 тыс. га защитных лесополос Алтайского края более трети нуждаются в восстановлении. Без этих мер сложно рассчитывать на высокую эффективность сельского хозяйства и гарантированную продовольственную безопасность. Первый эффект от создания лесополос, по оценке лесоводов, мы увидим лет через 10-15, когда высаженные сегодня деревья подрастут и начнут выполнять свои защитные функции.

Фоторепортаж