ВОПРЕКИ НЕСХОДСТВУ

ХУДОЖНИКИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ЕДИНЫ В СВОЕЙ ЧЕСТНОСТИ

00:00, 15 июля 2010г, Культура 2606


ВОПРЕКИ НЕСХОДСТВУ Фото №1

Новая выставка в Арт-галерее Щетининых представляет творчество трех художников – Альфреда Фризена, Николая Короткова и Лики Добровольской. Авторы – разные по возрасту, по стилю, работающие в разных жанрах и техниках, совместную выставку назвали просто: "Триплекс", проведя аналогию с главным качеством этого стекла – прочностью. Три художника, три мира, три творческие судьбы стойко отстаивают свое место в искусстве – такова концепция выставки.

Творческая судьба Альфреда Фризена непростая. В 1934 году семью выселили в Рубцовск Алтайского края. В 40 – 50-е годы особенно сильно проявилась дискриминация по национальному признаку: репрессии, подписки о невыезде, и, как многие российские немцы его поколения, Альфред Фризен не имел возможности учиться. Лишь в 1956 году ему удается заочно поступить в Народный университет искусств имени Крупской, который он окончил в 1962 году. Все его картины пронизаны теплом искреннего сопереживания и глубоко осознанной авторской позицией, сформированной под влиянием нелегкой судьбы художника. Но при этом он остался самобытным, цельным, а работы его свидетельствуют о высокой внутренней культуре. Альфред Петрович – прекрасный собеседник, рассказчик с большим чувством юмора и глубокими знаниями в области изобразительного искусства. И коллектив арт-галереи с радостью воспринял весть о том, что в течение месяца его работы будут представлены в ее стенах.

– Все мы друг у друга учимся. И я учусь у молодых художников смелости, оригинальным подходам к решению композиций, нестандартному выбору тем, – говорит Альфред Фризен, создавший огромное количество произведений, многие из которых хранятся в фондах музеев и частных коллекциях по всему миру. Для молодых художников, ищущих свои пути в творчестве, он является примером того, как, работая много и честно, можно добиться успеха и признания. На выставке представлены его натурные этюды "Пейзаж", "Натюрморт на белом", "Полдень. С. Быстрый Исток", "Весна в горах", датированные 1975-1980 годами. В них – свежесть, искренность и узнаваемая живописная манера. Здесь можно найти черты импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, примитивизма, концептуального искусства. Но именно такое смешение, богатство ассоциаций и характерно для современного искусства, которое создает живописец Альфред Фризен.

Николай Коротков, художник с ярко выраженной творческой индивидуальностью, свой путь в искусстве начал в 1997 году. Еще будучи студентом Новоалтайского художественного училища, он представил свои работы на персональной выставке в краевом художественном музее. Кстати, именно ему принадлежит идея скульптурной композиции с Чарли Чаплином, установленной возле киноцентра "Мир". Вместе с художником Эдуардом Добровольским он создал также памятник влюбленным на Социалистическом проспекте и "дерево с котом" на лавочке на проспекте Строителей.

– Я стараюсь не надоесть самому себе, – говорит автор, – обращаюсь к разным темам, техникам, жанрам, занимаюсь компьютерной графикой, полиграфическим дизайном. Мои сюжеты взяты из жизни, придумано мало. Другое дело – подача, язык, акценты. Например, работа "Осенний Амстердам". Мы с женой были очарованы этим городом! Меня поразило отношение горожан к малым архитектурным формам, там много смелых абстрактных вещей.

На выставке зрители смогут увидеть работы Николая Короткова, которые характеризуют его как многогранного художника. Городские пейзажи – не просто мимолетные впечатления, зафиксированные на полотне. Создающие живую вибрирующую поверхность, его городские пейзажи "Улица Горького", "Весна скоро", "Слепой дождь" являют специфическую динамику работ автора. А профессиональное дизайнерское образование помогает ему воспринимать все явления природы на тонком интуитивном уровне, что придает картинам ритмичность композиции и декоративность.

– Он нашел новую манеру штриха в графике, а в живописи у него эффектные цветовые сочетания, подчеркивающие фактуру предметов, – отзывается о творчестве Короткова старший коллега Альфред Фризен. – А еще мне импонирует графика Лики Добровольской, я наблюдаю за ее творчеством. Это интересная, оригинально мыслящая молодая художница.

Действительно, за кажущейся немудреностью – цветовой и композиционной – не так уж все просто в графических листах Лики Добровольской, супруги Николая Короткова. Ее работы имеют свою историю, сюжетную линию, отталкиваются от жизненных впечатлений, эмоций и пристрастий автора.

– Работы "Девушка в голубом", "Прогулка", женский портрет "В стиле модерн" отражают мою любимую эпоху – время, в котором хотелось бы существовать. Были элегантные женщины с хорошими манерами, красивыми нарядами. Время интеллектуалов, красивейшая живопись, рождение замечательной поэзии, прозы, создавалась прекрасная архитектура, – рассказывает Лика. Добрая ирония, юмор, присущие многим ее работам ("108-е марта", "Под луной", "Гламур"), говорят о ней как об интеллектуальной художнице с большим творческим потенциалом.

На этой выставке, несмотря на индивидуальность и несходство авторов, три части экспозиции не раздробились, подобно многослойному стеклу-триплексу, прошедшему испытание на прочность, но лишь подчеркнули друг друга.

Альмира ЛИСИЦКАЯ

Фоторепортаж