ВРЕМЕНЩИКИ ПОНЕВОЛЕ

ПОЧЕМУ В ООО «ЛЕСХОЗ» КАЖДЫЙ ДЕКАБРЬ УВОЛЬНЯЮТ РАБОТНИКОВ

00:00, 21 июля 2010г, Общество 1842


ВРЕМЕНЩИКИ ПОНЕВОЛЕ Фото №1

В любом алтайском селе живые и добротные предприятия малого бизнеса можно по пальцам пересчитать. ООО «Лесхоз», расположенный в райцентре Смоленское, – одно из таких. Но перспективы у этой фирмы весьма туманные.

От частника государству и обратно

В Смоленском районе нет сплошного лесного массива, как, например, в Павловском, Михайловском, Волчихинском районах. Там березовые колки, сосновые борки и прочие локальные скопления деревьев. Раньше за их состоянием следила специальная структура – управление сельскими лесами Алтайского края. А непосредственно ведением лесного хозяйства в районе занимался лесхоз. В 1999 году это частное предприятие обанкротилось, имущество было продано за долги кредиторам. В том же году был издан приказ об организации госучреждения «Смоленский сельский лесхоз», который возглавил Павел Куликов. Ему было поручено вести лесное хозяйство кроме Смоленского еще в пяти соседних районах. Лесник с тридцатилетним стажем Куликов, по его словам, с энтузиазмом взялся за дело, сумел практически на пустом месте организовать работоспособную структуру.

Государственный лесхоз в Смоленском просуществовал до 2007 года. В этом году был принят новый Лесной кодекс, согласно которому ведение лесного хозяйства плавно перешло из государственных в частные руки, но под контролем государства; сельские леса были переведены в федеральную собственность и были переданы управлению лесами Алтайского края. Зная о предстоящей реформе, еще в 2005 году Куликов и специалисты лесхоза учредили частное предприятие ООО «Лесхоз».

- Надо было обеспечить людей работой, проводить рубки ухода. Делать это силами гос-предприятия было невозможно, так как у него почти ничего не было: ни имущества, ни стимулов, ни рычагов для развития. Все знали, что не сегодня завтра его закроют, - поясняет Павел Анатольевич.

Посредники

В 2008 году управление лесами Алтайского края по итогам конкурса заключило с ООО «Лесхоз» договор сроком на 12 месяцев на ведение лесного хозяйства в двух районах -Смоленском и Быстро-истокском. Но уже в следующем году краевые чиновники посоветовали Куликову не участвовать в конкурсе, и контракт получило ООО «Белокурихинский лесхоз».

Куликов считает, что такое решение управление приняло из-за пожара, уничтожившего около сотни гектаров сосновых борков. Кто-то зажег сено, но был такой сильный ветер, что прибывшие через 7 минут на место пожара лесники, а потом и пожарные не смогли остановить огонь.

Однако в «Белокурихинском лесхозе» посчитали, что им не очень удобно самостоятельно вести лесное хозяйство в Смоленском и Быстроистокском районах. Гораздо выгоднее нанять для этого ООО «Лесхоз».

Такая схема не вполне устраивает Куликова. Работать через посредника менее выгодно и в финансовом, и в административном плане. Но в этих условиях Куликову устраивать демарш не приходится: можно вообще остаться без леса. И куда податься 30 работникам, что делать с оборудованием цеха?

В Смоленском районе, как уже говорилось, леса немного, а желающие заняться его переработкой имеются. Кроме ООО «Лесхоз» в селе штук пять мелких полуподпольных пилорам. И всем бы хотелось получить лесосечный фонд по выгодной цене.

- В этом году мне его предлагают белокурихинцы по 800 рублей за кубометр на корню, - говорит Павел Куликов. – В то же время для тех предприятий, кто ведет лесное хозяйство, древесина отпускается государством по попенной плате (ставка лесной подати), которая составляет в Алтайском крае от 20 до 200 рублей за кубометр.

Именно на таких условиях Куликов и получал лес в 2008-2009 годах, что позволяло зарабатывать и развивать производство. По итогам первого полугодия ООО «Лесхоз» сработал в ноль, и то только благодаря тому, что ближе к лету народ начал строиться и размещать заказы на столярные изделия.

Должен быть хозяин

Эта история навевает грустные мысли о негосударственном подходе к делу.

Понятно, когда предпринимателю дают в аренду лес на 49 лет, а еще лучше на 99, есть стимул заниматься развитием, думать о будущем. В нынешней ситуации Павел Куликов чувствует себя в лесу временщиком. В этом году ему дадут возможность заготавливать лес, а в следующем могут отнять. Какой тогда смысл тратить средства и силы на лесовосстановление?

- Государству повезло, что они попали на лесника с
30-летним стажем, у которого в крови любовь к лесу, - говорит Павел Анатольевич. - А ведь вокруг бродит много желающих воспользоваться этим лесом, пишут кляузы, чтобы меня убрать, а самим получить доступ к ресурсам. Когда этим людям дают возможность заготавливать в лесу древесину, они выбирают самое лучшее, потому что знают, что завтра их могут и вовсе туда не пустить.

В лесу должен быть хозяин, неважно, Куликов или кто-то другой. Сегодняшний вариант, мягко говоря, не самый лучший.

Или зарежьте мое предприятие, я уволю 30 человек и пойду заниматься сельским хозяйством, или заключите со мной долгосрочный контракт. Каждый год в декабре я всех увольняю, так как не знаю, дадут мне работу или нет, в январе опять принимаю, - в сердцах восклицает предприниматель. - Мы 300-400 тыс. руб. платим в год налогов. Все лесопилки в районе суммарно не платят столько.

Если вопрос решится положительно, то Куликов собирается более плотно заняться восстановлением поврежденного пожаром леса. Много брошенной земли между березовыми колками. Их можно перевести из земель сельхозназначения в земли Гослесфонда и засадить сосенками. И для фермеров это выгодно, так как за неиспользованные сегодня участки не придется платить налог.

Лесник считает, что надо активно прореживать борки, где лиственные деревья мешают росту сосен. Посадкам по 30 лет, а сосны в диаметре по 5-6 сантиметров.

В горных лесах большие резервы для создания рекреационных зон. По подсчетам Павла Куликова, ежегодно около 500 человек отдыхают в лесах, расположенных вдоль речки Песчаной. Это мало, но «Лесхоз» готов настроить летних домиков для туристов, сдавать в аренду землю предпринимателям, развивающим туризм.

Комментарий

Владимир ШЕРШНЕВ, заместитель начальника управления лесами Алтайского края:

- ООО “Лесхоз” действительно в 2008 году осуществляло деятельность на землях двух лесничеств края на основании государственного контракта выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Наряду с этим “Лесхоз” проводил заготовку древесины в определенных данным контрактом объемах, однако проявил себя не вполне добросовестным лесопользователем.

Так, при заготовке древесины были допущены грубейшие нарушения лесного законодательства, в частности, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, за что предприятие было привлечено к административной ответственности. Сегодня, когда любой желающий может принимать участие в конкурсах на получение права вести хозяйственную деятельность в лесах, необходимо осуществлять жесткий контроль за лесопользователями, что и делают органы власти края.

*   *   *

Милиция атаковала "термитов"

Сотрудники уголовного розыска края и Тальменского РОВД при силовой поддержке ОМОНа провели операцию по задержанию четырех групп "черных лесорубов", занимавшихся незаконной заготовкой леса. В каждой группе – от шести до восьми человек из сел Тальменского и Первомайского районов, есть и с криминальным прошлым.

По словам заместителя начальника уголовного розыска краевого УВД Эдуарда Сороколетова, "черные лесорубы" предпринимали все меры, чтобы скрыть свой преступный промысел. Как правило, делили между собой обязанности. Одна группа валит лес (у нее "на вооружении" бензопилы и легкая техника, чаще мотоциклы, переделанные для перевозки древесины. Работают ночами. Выкашивают лес как траву (видимо, за это их прозвали "термитами"). Другая спустя время вывозит груз на машинах. Есть еще некое подобие разведки и прикрытия: там, где происходили незаконные порубки, постоянно находилась "охрана" с рациями, чтобы вовремя предупредить сообщников о приближении милиции или нежелательных свидетелей.

В результате операции было задержано около 30 человек. У подозреваемых изъяты бензопилы и запчасти для них. На масштаб работ указывает то, что "черными лесорубами" были задействованы 26 автомобилей и 13 мотоциклов. "Преступники вырубали хорошие крепкие деревья, пытаясь извлечь из этого максимальную прибыль", – отметил исполняющий обязанности начальника следствия ОВД по Тальменскому району Вячеслав Ветов.

С начала года в крае зарегистрировано почти 400 фактов незаконных порубок и хищений леса. В настоящее время обстановка в Тальменском районе стабилизировалась благодаря тем мерам, которые предприняли сотрудники милиции. Активная работа в этом направлении продолжается и в других районах края.

Сергей ТЕПЛЯКОВ.

Фоторепортаж