«РОДНОЙ» ДЕТЕКТИВ

00:00, 23 июля 2010г, Культура 2515


«РОДНОЙ» ДЕТЕКТИВ Фото №1

Известный писатель-литературовед, общественный деятель, бывший член Президентского совета РФ Мариэтта Чудакова посвятила свою новую книгу Алтайскому краю
и Республике Алтай.

Академик Мариэтта Чудакова – автор огромного количества исследований по русской литературе и словесности. В последние годы она стала еще и популярной детской писательницей. Мариэтта Омаровна пишет особые детские детективы. В своих книгах она не только развлекает юных читателей, но и предлагает посмотреть, как выглядит настоящая жизнь в современной России. Не стесняется говорить с детьми о серьезных проблемах.

 

С детьми, как со взрослыми

Новую книгу «Завещание поручика Зайончковского» выпустило московское издательство «Время». Это – заключительная часть детективной трилогии «Дела и ужасы Жени Осинкиной», в которой тринадцатилетняя девочка пытается вызволить из неволи невинно осужденного друга. Местом закрученного детективного сюжета в этот раз стал Алтай, где Мариэтта Омаровна постоянно бывает. Уже много лет она помогает детскому туберкулезному санаторию в Республике Алтай, а в школы и библиотеки Алтайского края регулярно передает новые книги. В свои 73 года писательница не ищет легких путей. Например, из Москвы на Алтай она ежегодно добирается на автомобиле, чтобы своими глазами увидеть, как живут люди в глубинке. В путешествии она никогда не расстается с ноутбуком. Садится рядом с водителем и даже ночью работает. Спит академик всего четыре часа в сутки!

В июле Мариэтта Чудакова вновь побывала на Алтае. Привезла целый багажник книг для школьных библиотек. Так как в школах сейчас каникулы, чтобы пообщаться с юными читателями, она отправилась в детский оздоровительный лагерь «Спутник-2» и провела для маленьких книголюбов викторину.

 

Как звали капитанскую дочку?

Что такое «окоем»? В чем отличие слов «ревниво» и «ревностно»? Сколько романов для детей написал Марк Твен? Это малая часть вопросов чудаковской викторины.

Общение с писательницей привело детвору в восторг. Каждый, не стесняясь, высказывал свое мнение. Кто отвечал верно или близко, получил в подарок книгу.

11-летняя Ксюша подметила: «ревновать» – значит бояться потерять, а «ревностно» – значит смело. 10-летняя Даша считает, что «ревнуют только взрослые, потому что они любят выдумывать всякие проблемы…». 11-летний Антон уверен: «Ревновать – это что-то доказывать. У меня кот ревнует, когда я играю с собакой. Наверное, это потому, что он меня любит, а сказать про это не может, вот и ревнует…»

Мариэтта Чудакова внимательно выслушивала каждого ответчика. У некоторых спрашивала фамилию и записывала в маленькую истертую записную книжку. Уже в машине она рассказала для «Алтайской правды»:

– Я езжу по городам России. Вижу, сколько в регионах проблем, сколько бед… Не всем удается помочь. От этого бывает тяжело. И тогда я открываю вот эту записную книжку и просто читаю детские имена. Например, живет на Алтае способный мальчик Петя, а в Самаре девочка Катя… И сразу появляется надежда, появляется сила бороться с несправедливостью.

Мариэтта Омаровна – не только известный борец за справедливость. Она сражается с неграмотностью. А детские детективы стала писать для того, чтобы российские подростки полюбили русские книги, а не только Гарри Поттера. Писательница рассказывает:

– В своем новом романе я специально отправляю героев в путешествие по Алтаю. Думаю, сибирским мальчишкам и девчонкам такое приключение будет особенно интересным. Может, это даже заставит их взять в руки книгу. Вот только немного обидно: во всей России книжные магазины с удовольствием скупают мою новинку, а на Алтае ажиотажа не наблюдается. Но я очень надеюсь, что и в книжных магазинах Алтайского края мое «Завещание поручика Зайончковского» обязательно появится. А пока книжку можно почитать в Интернете.

Справка «АП»

Мариэтта Омаровна Чудакова – историк литературы XX века, родилась 2 января 1937 года в Москве, в семье инженера. В 1959 году окончила филологический факультет МГУ, а в 1963 – аспирантуру. С 1965 года работала в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР. Долгие годы занималась архивом писателя Михаила Булгакова, открыв его произведения читателям. В дальнейшем Чудакова получила широкую известность как исследователь творчества Булгакова. Чудакова – известный общественный деятель. В советские времена была близка к кругу диссидентов. В июне 1984 года ее уволили из Государственной библиотеки в ходе чистки от «неблагонадежных элементов». В 1985 году Чудакова стала преподавателем Литературного института. Кроме того, с 1988 года читала лекции в американских и европейских университетах.

В 1994 году была включена в состав Президентского совета – постоянно действующего консультативного органа при президенте РФ (работала там до 2000 года), а также стала членом Комиссии по вопросам помилования при президенте России (работала вплоть до закрытия комиссии в 2001 году). В 1996 году получила благодарность президента России Бориса Ельцина. В 2006 году Чудакова стала одним из создателей общественной организации «ВИНТ», объединившей ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции.

Чудакова – член Союза писателей России, председатель Всероссийского булгаковского фонда. Ее самыми известными книгами являются «Эффенди Капиев» (1970), «Мастерство Юрия Олеши» (1972), «Поэтика Михаила Зощенко» (1979), «Беседы об архивах» (1975), «Рукопись и книга» (1986), «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988). Помимо литературоведческих работ она написала ряд научно- фантастических произведений и детективы для подростков.

Смертельные развлечения. Рубцовские вундеркинды

«Так… Еще один!..» – главный лесничий одного из угодий Ножев тихо, хоть в комнате никого и не было, выругался и сделал звук в телевизоре посильней. Хотя он все основное уже услышал. Подробности ничего не меняли.

Что творят российские начальнички! Будто крепостное право на дворе и они в своих вотчинах куролесят. В угодьях своих охотятся. С крепостными егерями.

И откуда замашки-то такие барские? Помещиков вроде давным-давно извели, а посмотри, как в роль легко входят! Метко русский народ сказал когда-то: «Из грязи – в князи». Князей-то Рюриковичей простой народ признавал, уважал – поскольку они как раз умели себя вести сообразно со своей родовитостью. Трубецкие, Вяземские, Оболенские, Волконские, Голицыны… Ножев много про них про всех читал. Они знали, что много древней Романовых – царствующей династии, и детям своим внушали: «Ты должен скромнее всех себя вести – за тебя твоя фамилия говорит!» А вот из грязи-то в князи – хуже нет. Надо ж во что бы то ни стало значимость свою доказать! А то никто не поверит…

Помещики свои леса берегли, охотились с умом. А эти именно чужое не жалеют. Общее – значит, не свое, чужое.

Правильно один журналист алтайский в «Известиях» написал: феодализм. Еще добавить бы надо – ранняя его стадия. Ножев газеты про эти охоты все сохранял: «Незаконная охота делает явной феодальную суть нашего общества. Внизу – народ, над ним – «дружина», которая служит «князю» и оттого считает себя выше закона. Суд, прокуратура, милиция, охотоведы при такой схеме оказываются «довесками», невостребованными рудиментами цивилизации. Большинство судейских, прокурорских, милицейских работников стремится попасть в «дружину», всячески проявляя лояльность «князю» – местному начальству». Не в бровь, а в глаз! Все так и происходит.

…Раньше Ножев работал егерем в Республике Алтай. Но когда поймал республиканских чиновников на незаконной охоте на сибирского козерога, пропечатал про это в местной газете и добился возбуждения уголовного дела, о том, чем это закончилось, догадались? Под суд попали – правда, в рамках гражданского дела, хоть уголовщину не пришили – сам Ножев и редактор газеты! Просто, как репа – задним числом чиновникам оформили лицензии, и Ножев с редактором стали клеветниками.

Тогда Ножев и уехал из республики – в Алтайский край.

Вот опять такие же дела… Ножеву это все ясно до всякого следствия: опять один из сибирских губернаторов полетел прямо в День Победы будто бы инспектировать будущую особую экономическую зону. А на самом деле – поохотиться в заповедном месте на медведя и изюбря. Там, где охота вообще запрещена, а уж с вертолета – и говорить нечего.

Ну и гробанулся на том вертолете. Четыре трупа да три обгорелых карабина среди дымящихся обломков – для охоты на крупного зверя. Тут уже намерений погибших скрыть невозможно. И вот дети стоят у гроба… И смотрят на отца, так вот постыдно погибшего – не за родину, не за близких, не за правое дело… Детей вдвойне жалко.

Главное дело – всего ничего прошло, как в Горном Алтае семь человек погибло на такой вот преступной охоте! И среди них – не кто-нибудь, а представитель президента в Думе… Ради него эта незаконная охота и затевалась. Дальше-то куда ехать?.. Приехали уже.

А с вертолета, если кто не знает, охота ВО ВСЕМ МИРЕ запрещена. Только в одной стране разрешена – в Новой Зеландии. Но там у них свои проблемы. Там животный мир – фауна – настолько благоденствует (единственное место в мире, где хищников нет вообще!), что скоро людей вытеснит. Нам это не грозит.

У нас в России с вертолета можно отстреливать только и исключительно волков! И только по специальному разрешению местных природоохранных органов. Но Ножев даже это считал неправильным. Охота так охота. Это когда ты со зверем в более или менее равном находишься положении. Когда он может, теоретически хотя бы, как-то спастись от человека с ружьем… Недаром когда с вертолета – это уже не охота называется, а отстрел.

…И еще не хотели республиканские власти уголовное дело заводить! А ведь люди погибли – беззаконные охотники эти. И чтоб дело завели – пикеты понадобились, митинги. На Алтае и даже в Москве, в центре столицы. А про детей-то подумали? Детям- то какой пример? Мол, не боись, сынок, стреляй напропалую, ничего тебе не будет?.. Оттягивайся как умеешь, не жалей никого… Так, что ли?

Вот только недавно зачесались. Уже министр природных ресурсов говорит, что стрелять в животное с воздуха – не только злостное нарушение законодательства, но и морально ущербно, потому что от стрельбы с вертолета ни один зверь защититься не может, и это уже в чистом виде убийство, а не охота. И что вообще надо менять законодательство в части охоты в природоохранных зонах. Надо, говорит министр, во-первых, убрать оттуда все вранье. Потому что, говорит, смешно называть забавы губернатора или полпреда «охотой в научных целях» – это не их профессиональная деятельность.

Да уж какой тут смех. Одни трупы и обломки вертолетов.

Вот именно что в первую очередь – перед детьми совестно. А дети здесь, на Алтае, например, у них, в Рубцовске – особенные. В воздухе, что ли, что-то такое?..

…Воля Ригида. Тоже наш, рубцовский. В два с половиной года открыли абсолютный музыкальный слух и феноменальную память, в три года читал свободно. И в это же время – удивительные способности к математике и географии.

Вице-президент фонда поддержки одаренных детей, знакомая Ножева – Галина увидела Волю, когда семья перебралась в Москву. Ему четырех еще не было. Рассказывала:

– Такой был маленький и тоненький, что боязно дотронуться… Книжный текст – любой – читал не хуже нас, взрослых. Стали спрашивать столицы мира – десять, пятнадцать… Отвечает без запинки. Вдруг говорит: «Вы еще не спросили, как называется столица Исландии». – «Ну и как?» – «Рейкьявик». Перешли к математике. Расщелкал две задачки для второго класса, мгновенно решил примеры со скобками…

Теперь в девять лет концерты по всему миру дает. И еще учится на синхронного переводчика…

Вообще, по статистике, в России 3,6 % особо одаренных детей. А в Алтайском крае – правда, по алтайским же подсчетам, – 6 %. А что? Очень даже свободно.

 

Александр Осинкин выходит на финишную прямую

…Прежде чем выйти на главную трассу, долго ехали из аэропорта по самому Барнаулу. Осинкин был здесь первый раз, но историю города себе представлял – в самых общих чертах. В конце ХVIII века Барнаул имел статус горного города. К тому времени Демидов уже наладил – в окружении воинственных кочевников – плавку меди на Колывано-Воскресенском заводе. Затем навез крепостных, выстроил плотину на Барнаулке. Потом построил Барнаульский завод.

Но следов долгой и интересной истории горного города на его улицах было уже не найти. В советское время заменили, а когда оно кончилось, так и не вернули исконные названия ни Соборной площади (стала площадью Свободы), ни Соборному переулку. Хорошо хоть Демидовская площадь есть! Давно не было на городской карте – и уже, пожалуй, не осталось даже тех, кто их помнил, – ни Московского проспекта, ни Бийской или Петропавловской улиц. Вместо них город из конца в конец пересекал Ленинский проспект. А параллельно и чуть покороче – проспекты Красноармейский, Комсомольский и Социалистический – как раз вместо Соборного переулка.

Проспект Калинина… Чем, собственно, этот человек себя в Барнауле зарекомендовал?.. Даже жена М. И. Калинина, председателя президиума Верховного совета СССР, то есть вроде как президента, но не имевшего при генеральном секретаре правящей партии Сталине ни крошки власти, была арестована Сталиным и отправлена в концлагерь не сюда, в Алтайский край, а далеко на север – в Коми. А ее муж – этот самый Калинин, чей проспект, – продолжал верно служить Сталину…

…Уже давно выехали из Барнаула, приближались к Бийску. Но Осинкин, не зная, что там сейчас делается вокруг его дочери, не представляя, насколько сама она посвящена в суть дела, звонить ни ей, ни тем, кто ее сейчас защищал, не хотел. Женя сразу поймет: если папа прилетел – значит, происходит что-то ужасное. Зачем пугать девочку?

К тому же он и впрямь не знал, что именно там, в Республике Алтай, сейчас происходит. Может быть, и ужасное. И он не мог быть уверен, что его звонок не отвлечет в критический момент тех, кто отвечает сейчас за жизнь его дочери…

Фоторепортаж