УЧИТЕЛЬ ДЛЯ УЧЕНИКА - ПРИМЕР И ДРУГ

В БАРНАУЛЕ ПРОШЛА ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

00:00, 24 августа 2010г, Общество 2777


УЧИТЕЛЬ ДЛЯ УЧЕНИКА - ПРИМЕР И ДРУГ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Одно из ключевых мероприятий в преддверии нового учебного года. В ее работе участвовали главы городов и районов края, руководители муниципальных органов образования, ректоры вузов и ссузов, представители профсоюза, АКЗС, краевого управления по образованию и делам молодежи, а также директора школ и лучшие педагоги края – всего около 570 человек. Тема конференции – "Современный учитель для нашей новой школы". 

В видеофильме, показанном перед началом конференции, были отмечены основные достижения сферы образования в Алтайском крае за последние несколько лет: возобновление съездов учителей и проведение Всероссийских Титовских чтений. Впервые после 15-летнего перерыва состоялась летняя творческая "педагогическая дача". Среди системных перемен – информатизация учебного процесса и эксперимент по дистанционному обучению иностранным языкам в сельских малокомплектных школах. С 2009 года идет дистанционное обучение детей-инвалидов. И почти в половине школьных столовых в этом году обеды будут готовить на новейшем оборудовании.

Место и роль

После фильма с приветственным словом к участникам августовского педсовета обратился губернатор Александр Карлин. Он отметил, что в этом году педагогическому сообществу края предстоит переосмыслить происходящие в стране масштабные процессы модернизации всей социально-экономической жизни и определить в них место и роль учителя. Отдельно губернатор остановился на реструктуризации школьной сети.

– Образовательная сеть в Алтайском крае – одна из самых сложных в России с точки зрения обремененности малокомплектными и сельскими школами, – подчеркнул губернатор. – Сегодня у нас 146 школ, в которых обучается 10 и менее учеников. Но мы поддерживаем их жизнеспособность при одном условии: если есть уверенность, что демографическое развитие в данном населенном пункте позволит нам сохранить, а еще лучше – увеличить количество обучающихся.

Один из самых животрепещущих вопросов – переход в 2012 году на новый формат бюджетирования образовательных учреждений. Александр Карлин призвал руководителей школ и органы управления образованием взвешенно отнестись к этой задаче:

– Мы выбрали алгоритм постепенного перехода на новую систему бюджетирования. В результате ни одно образовательное учреждение не столкнется с сокращением объемов государственных и муниципальных ресурсов, которые выделяются на обеспечение его деятельности. Предстоит решить вопрос только о дополнительном финансировании. Но дополнительные ресурсы школы получат в зависимости от объема и качества работы, – подчеркнул губернатор.

Далее Александр Карлин вручил государственные награды и награды администрации края лучшим педагогическим работникам. Так, за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности почетного звания "Заслуженный учитель РФ" удостоена учительница Сибирской средней школы Первомайского района Елена Ветвинская. Марии Пашининой, председателю совета ветеранов краевого управления по образованию и делам молодежи, была вручена медаль "За заслуги перед обществом". Благодарностью губернатора за многолетнюю работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров были поощрены преподаватели Барнаульского, Бийского, Каменского, Рубцовского и Славгородского педагогических колледжей, а также представители краевой академии образования имени Шукшина (г. Бийск) и Алтайской государственной педагогической академии (Барнаул).

Декан филологического факультета АлтГПА Эмилия Хомич, удостоенная благодарности губернатора, говорит, что это настоящее профессиональное счастье – ходить на любимую работу, получать за это зарплату да еще и благодарности. А в понятие "современный учитель" она вкладывает прежде всего духовное содержание.

– Первокурсникам, которые выбрали профессию учителя-словесника, я говорю, что они – патриоты, хотя, возможно, и не знают об этом, – говорит Эмилия Петровна. – Нужно быть сильным человеком, чтобы выбрать эту стезю. А вообще, судьбы ведь по-разному складываются: бывает, что человек поступает в педагогический вуз случайно, но открывает в себе настоящий талант. Другое дело, что современного учителя надо еще и специально готовить. Мы на филологическом факультете в последние три года активно расширяем культурологическое поле будущих педагогов за счет музейной практики. После нее студенты представляют свою модель школьного музея. А инновационные программы они отрабатывают в лицее N 73, с которым мы сотрудничаем уже не один десяток лет.

На одной волне

Выступление начальника краевого управления по образованию и делам молодежи, вице- губернатора Юрия Денисова было посвящено насущным проблемам, которые педагогическому сообществу предстоит решать в этом учебном году. Юрий Николаевич остановился на необходимости повышения качества образования: да, результаты ЕГЭ лучше, чем в прошлом году, но по обязательным дисциплинам они по-прежнему ниже, чем в среднем по России. Проверка соответствия требованиям образовательного процесса грозит, в частности, Третьяковскому, Шелаболихинскому и Усть-Калманскому районам.

– Но уже сегодня один вывод очевиден: чем больше учеников в школе, тем выше результаты ЕГЭ. Это еще одно подтверждение правильности укрупнения старшей ступени школы, – подчеркнул Юрий Денисов.

Также он коснулся проблемы асоциального поведения школьников, выявления и поддержки талантливых детей, структурной перестройки в вузах и других тем. "Появилась серьезная проблема в педагогическом образовании – снижение доли сельской молодежи, поступившей в этом году на бюджетные места", – сказал Юрий Денисов и призвал разобраться, что стало тому причиной – снижение качества обучения в сельских школах, изменение условий приема в педагогические вузы или что-то другое.

– Современный учитель для Алтайского края – это не абстракция, не теоретическая модель, – отметил в заключение начальник управления по образованию. – Современные учителя работают практически в каждой школе, и наша задача – выявить их, поддержать и распространять их опыт.

Торжественную часть конференции продолжило награждение победителей губернаторского конкурса "Новая школа Алтая". Абсолютным победителем стал Бийский краевой лицей-интернат, получивший полтора миллиона рублей. По миллиону получили лучшая среди сельских школ – Айская средняя школа и лучшая среди городских – бийская гимназия № 11. Остальные лауреаты получили по 500 тысяч рублей.

А итогом конференции стало представление молодых педагогов, которые получат гос-поддержку в размере полумиллиона рублей. Конкурс на выбранные 32 вакансии пока идет со скрипом: даже в городских школах на эти места молодые педагоги не очень рвутся. Тем не менее 1 сентября к работе в школе Курьинского района приступит 23- летняя Галина Спиридонова, учитель математики и информатики.

– С самого детства мне хотелось работать школьным учителем. В 2009 году я закончила АлтГПА, год работала учителем в Третьяковском районе, а потом узнала про возможность получения гранта и решила участвовать в конкурсе. Теперь я буду работать учителем математики и информатики в Ивановской средней школе Курьинского района. А вообще гранты – это все-таки не главное, я просто люблю детей и хочу заниматься своим делом.

А 22-летняя учительница английского и немецкого языков Алена Кириллова впервые приступит к работе как раз в одной из инновационных школ края – Айской средней школе Алтайского района.

– Мне всегда нравилось изучать иностранные языки и хотелось работать с детьми. К своей цели я шла с 9 класса, принимая участие во всевозможных районных олимпиадах, и в итоге окончила школу с серебряной медалью, а теперь и бийскую академию образования. Современный учитель – это пример и друг для ученика. Думаю, молодой педагог и ученик должны быть на одной волне, – говорит Алена Кириллова.

Ольга КОРОТКОВА. 

Фоторепортаж