ХУДОЖНИК ПОБЕДИЛ МЕТАЛЛ

ВЫСТАВКА ЭДУАРДА ДОБРОВОЛЬСКОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕГО В ДВУХ СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ КАЧЕСТВАХ

00:00, 23 сентября 2010г, Культура 2090


ХУДОЖНИК ПОБЕДИЛ МЕТАЛЛ Фото №1

В краевом художественном музее открылась персональная экспозиция «Живопись и не только…», посвященная 45-летию художника и педагога Эдуарда Добровольского. Она представляет его известную, наверное, всем барнаульцам и памятную многим гостям города скульптуру малых форм из металла, а также реалистические пейзажи и натюрморты последних двух лет, написанные специально к выставке. Поздравить Эдуарда Владимировича пришли друзья, ученики и коллеги из Союза художников и Института архитектуры и дизайна АлтГТУ, где он с 1997 года успешно преподает на кафедре изобразительного искусства.

Между жирафом и носорогом

Если доподлинно не знать, что автор живописи и остроумный создатель металлических гномов и зверушек – один и тот же человек, догадаться об этом было бы непросто. Как живописец Эдуард Добровольский предстает тонким лириком, точно фиксирующим едва различимые нюансы состояний природы. Его пейзажи «Пасмурный день», «Декабрь. Закат» или «Горный ручей» – это как раз такие трудноуловимые настроения: зимний вечер в тот час, когда вдруг нападает безотчетная тоска, или летний полдень в горах, напротив, безоблачный и безмятежный.

Совсем другое дело – металлическая скульптура. Куратор выставки, старший научный сотрудник отдела отечественного искусства XX-XXI веков Александр Федотов, заметил, что с 2000-х годов, когда в Барнауле начали появляться металлические композиции «Скамейка влюбленных», «Лукоморье», «Жар-птица» или «Снимается кино», мало кто из прохожих остался к ним равнодушен. Бесконечно виснут на металлическом «Чаплине» или фотографируются с ажурным ученым котом, хотя при этом на усатой физиономии написано явное неудовольствие.

Кстати, на самой выставке молодые посетители с тем же восторгом, совершенно не смущаясь присутствия строгих музейных смотрительниц, фотографировались с двумя забавными гномами примерно в половину человеческого роста. Фигурки, снабженные всеми полагающимися атрибутами вроде ключей на поясе, больших мятых потрепанных шляп и смешных башмаков, обладают и выразительнейшей мимикой. Это вообще отличительная черта любой скульптуры Добровольского, будь то даже «Носорог» или трогательный пес «Дуня». Последние два вместе с изящнейшим ажурным «Жирафом» хорошо знакомы посетителям краевых выставок последних лет. А скульптуры, которые не могли быть выставлены в зале музея, присутствовали в виде фотографий.

– Я благодарна этой выставке, потому что как художника я Эдуарда почти не знала, не видела ничего, кроме этой замечательной сценки «Снимается кино», – сказала на открытии искусствовед Людмила Красноцветова-Тоцкая. – У нас в городе везде какие-то железобетонные бутоны стоят, а тут – настоящая игра с современным человеком, внедренная в городскую среду.

Живописные «гены»

– Как живописец Эдуард Добровольский работает больше двадцати лет, хотя говорит, что это его хобби, – объясняет сложные взаимоотношения автора с разными видами искусства Александр Федотов. – Но на самом деле он профессионал, и в Союз художников он вступил в 2005 году именно в этом качестве. Его живопись – это во многом продолжение творчества его отца, Владимира Добровольского.

С другой стороны, по образованию Эдуард Добровольский – именно художник по металлу: в 1992-м он окончил по этой специальности престижное Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в Санкт-Петербурге.

Давний друг Добровольского-старшего, зампредседателя Алтайского отделения Союза художников России Юрий Кабанов, тепло поздравивший молодого коллегу с выставкой, сказал:

– Я очень хорошо помню, как он родился, как мы это отмечали. Особой склонности к рисованию в детстве он не испытывал, и вдруг его отец говорит мне: слушай, зарисовал мужик-то! Я посоветовал: «Так ты его в школу отдай». А он мне: «Я сам научу!». И за короткое время они так здорово подготовились… Я вижу здесь очень талантливые произведения, и хотя автор говорит, что живопись – его хобби, но это уже скромность, граничащая с кокетством, – работы действительно хороши!

О том, что в живописи Эдуарда Добровольского отчетливо видны «гены» его знаменитого отца, говорили и искусствовед Лариса Леонова, пожелавшая юбиляру большого творческого пути, и коллега по Институту архитектуры и дизайна Михаил Диндиенко.

Но, пожалуй, самые сильные его качества отметил опять-таки небеспристрастный критик Юрий Кабанов: замечательное чувство юмора и чувство материала. «Металл – это особая профессия, он всегда сопротивляется художнику, «не хочет», чтобы его осваивали. И покоряют его только сильные люди. Так что, когда я вижу эти вещи («Гномов». - Прим. авт.), я понимаю, что художник одолел, победил металл. В этом как раз вся прелесть», – подытожил Юрий Борисович.

Фоторепортаж