ДЕТСКИЙ ДОКТОР

УЧАСТКОВЫЙ ВРАЧ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ № 2 ВАЛЕНТИНА ЧУГУНОВА ПРИЗНАНА ЛУЧШИМ ПЕДИАТРОМ БАРНАУЛА В 2010 ГОДУ

00:00, 08 октября 2010г, Медицина 2365


ДЕТСКИЙ ДОКТОР Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

«Это очень ответственный и очень надежный человек, который никогда не подведет, - говорит о ней главный врач поликлиники Светлана Письменная. Я знаю, где Валентина Александровна, там проверять не надо. С ней легко работать. Ее уважают коллеги и очень любят дети. Она строга в своих требованиях к пациентам, но их родители понимают, что это - для блага ребенка».

Сохраняйте смолоду

Более тридцати лет детский участковый врач Валентина Чугунова лечит ребятишек, а свою первую пациентку на участке помнит до сих пор.

- Это была Аня Лепехина, новорожденный здоровый ребенок, которого мне после выписки из роддома предстояло наблюдать, - светлеет лицом Валентина Александровна, вспоминая начало своей трудовой деятельности в поликлинике. До этого она несколько лет работала в родильном доме.

Многие из тех детей, которых лечила в то время врач Чугунова, теперь ведут к ней своих детей, а то и внуков. И с сожалением педиатр отмечает, что с каждым годом здоровье малышей становится все хуже и хуже.

- Еще десять лет назад была первая группа здоровья. Сейчас на моем участке только три здоровых ребенка из восьмисот. И то это дошкольники. Как только пойдут в школу, их здоровье ухудшится.

Говорит об этом Валентина Александровна со знанием дела, так как фактически у нее на приеме перебывало все детское население территории, обслуживаемой поликлиникой № 2, ведь врачу нередко приходится замещать коллег (заболевших, ушедших в отпуск или на учебу), так что хочешь не хочешь, а перезнакомишься со всеми ребятишками. Много заболеваний вызвано функциональными нарушениями здоровья, и со временем они переходят в органическую патологию. В большинстве своем им подвержены дети, которые переносят перинатальные поражения нервной системы, то есть попадают под пресс потенциального недуга еще не успев родиться.

Многое зависит от здоровья будущей матери. А среди них здоровых, к сожалению, тоже с каждым годом все меньше.

- Например, на моем участке 40% женщин страдают железодефицитной анемией, - объясняет Валентина Александровна. - А это всего лишь один из факторов риска для будущего малыша. Другие: неправильная еда, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, - об этом и сами женщины тоже знают, но все остается по-прежнему. Раньше ели супы собственного приготовления, каши, овощи, ту же капусту квашеную, а теперь кто ее ест? Предпочитают готовые или сублимированные продукты, полуфабрикаты, сладости. А это все нездоровая пища. В ней много калорий и мало полезных веществ.

Кроме того, зачастую женщина, едва встав на учет по беременности, идет на больничный лист. Она по большей части не работает, не получает физическую нагрузку, а лежит в больнице. Как она будет рожать, если все мышцы атрофируются? Много женщин, которые «вынашивают» беременность. Откуда ждать здорового потомства? Вот и выходит: демографическая проблема стоит в стране очень остро, а женщины не хотят или боятся рожать. На 800 детей моего участка только три семьи многодетные, причем в двух по 3 и только в одной 4 ребенка.

И дело не только в состоянии здоровья. Еще и общество недоброжелательно относится к многодетным семьям. Да и государство не очень поддерживает. Денег, которые им выплачиваются, вряд ли хватит на полноценное питание. Я уже не говорю о том, что детей надо вырастить, дать хорошее образование.

 

Ох уж эти подростки

- Затрагивая тему демографии, мы привыкли говорить об особенностях развития девичьего, женского организма. А о мальчиковом, мужском? Но ведь там проблем не меньше, если не больше. Дожив до 17 лет, многие юноши, например, не знают о своих болезнях, связанных с неправильным развитием половых органов, хотя это очень легко корректируется в детском возрасте. Но если пропустить момент, у человека будет испорчена жизнь. Кто должен следить за этим? По идее, родители. Но многие из них не придают должного значения контролю за физическим развитием мальчишки. В былые времена папы хотя бы брали мальчиков с собой в баню, а теперь? Ни сами папы не посещают андролога, ни их дети не привыкают к этому с детства. А повзрослевший юноша, переходя из детской поликлиники во взрослую сеть медицинского здравоохранения, уже сам несет ответственность за свое здоровье, в том числе и за профилактику. Однако, не зная о потенциальных опасностях, влияющих на мужское здоровье, мужчины и не обращают внимания на эту сторону своей жизни. Итогом такой беспечности нередко становится бесплодие. Но если в детском возрасте педиатру легко направить мальчика к андрологу, то во взрослой жизни попасть на прием к узкому специалисту можно только по направлению терапевта. Как правило, это женщины, а много вы найдете мужчин, которые станут говорить ей о своих проблемах интимного свойства?

Свои сложности и с девочками, и если вовремя не принять меры, со временем проблемы могут приобрести необратимый характер. Все это очень важно. Здоровье подростков – одно из приоритетных направлений в медицине, и я тоже много внимания уделяю этому.

- Чья же это проблема?

- И семьи, и здравоохранения, и школы, и государства. Многие дети и их родители неверно, на мой взгляд, расставляют приоритеты: прежде всего успехи в учебе. Но ведь недаром родилась поговорка: было бы здоровье, а остальное приложится. Учиться никогда не поздно, а вот лечиться…

 

От печали до радости

- Вам бывает страшно как врачу?

- Мне всегда страшно. И чем больше я работаю, тем страшнее, например, ребенка с температурой оставлять на дому даже под присмотром родителей, потому что с малышом может произойти что угодно: судороги на фоне высокой температуры, отек Квинке, мама может проспать ночью и не встать к нему, так как за день очень устала… Наутро обязательно узнаю, как он себя чувствует, забегу посмотреть. Даже когда направляю малыша в больницу, тоже всегда узнаю у врачей, у родителей, как он там.

- Что вас радует в вашей работе?

- Что с мамами мы все-таки находим общий язык. Те, с кем мы давно работаем на участке, хорошо меня понимают. У нас уже нет проблем с диспансеризацией детей младшего школьного и дошкольного возраста. Пока сохраняются сложности с подростками, но мы стараемся найти подходы и к ним. «Мои» девочки меня уже понимают.

Радует, что на моем участке высокий процент грудного вскармливания новорожденных. Очень мало детей на искусственном или смешанном кормлении.

Радует, что в прессе стали говорить о проблемах прививок. В девяностые годы в СМИ была развернута целая кампания протеста, было очень трудно вести прививочную и профилактическую работу. Сейчас отношение меняется.

Радует, что появилось хорошее школьное питание. Я обслуживаю, как педиатр, школу № 45 и детский сад № 140. Отмечаю, что дети посещают столовую с удовольствием. Кормят вкусно и недорого. За тридцать рублей - полноценный обед из трех блюд.

Радует, что в поликлинике хорошее физиоотделение, много специалистов городского сектора, так что теперь любой ребенок в течение недели может попасть к любому доктору. Даже к таким «дефицитным», как сурдолог и гематолог, можно через стол справок записаться на прием.

 

Секреты мастерства

- А шефство-наставничество в вашей профессии есть?

- Наша поликлиника является базовой для врачей-интернов. Как врач с высшей квалификационной категорией я постоянно имею на своем участке «подшефного» врача-интерна. За год по пять молодых докторов, которые выходят в жизнь с теми знаниями, что получат о поликлинической работе за два с половиной месяца практики здесь. Невероятно мало этого времени для овладения всеми необходимыми навыками врачебной работы с детьми.

- В чем тут главная трудность?

- Как ни странно, в общении с родителями, особенно с теми, чьи дети давно у нас наблюдаются. Да и сами ребятишки с трудом входят в контакт с незнакомым человеком. Настороженно к нему относятся, не желают общаться с «чужим» врачом.

- Многие ли ваши подопечные интерны потом остаются в профессии?

- Единицы. Причин тому много, но свою роль играет и низкая зарплата. Президентская доплата нивелируется теми непомерными требованиями, которые предъявляются: ведение документации, доскональное знание современных приказов, необходимость быть в курсе всех важнейших событий в мире медицины и здравоохранения. Надо иметь невероятную память, чтобы все это охватить и запомнить. Не всем такое по силам.

А кроме того еще и какая ответственность! Первичное звено – самое сложное: от того, куда я вовремя направлю ребенка, будет зависеть его жизнь. Нужны знания, мгновенная и точная реакция, интуиция. Это не всякому дано. Поэтому и уходит молодежь. Кто в стационары, где большие коллективы и есть к кому обратиться за советом, помощью. Или идут в какие-нибудь фирмы по распространению лекарств, БАДов, лечебной косметики и т.д.

- Интуиция нужна в любой врачебной специальности или это приоритет педиатрии?

- Это приоритет врача именно первичного звена, именно участкового детского доктора. Маленький ребенок ничего не может сказать, я сама должна понять, где и что его беспокоит. Понять и принять правильное решение, как и чем ему помочь.

- Интуиция должна быть врожденной или такое тонкое чувствование пациента приходит с опытом, воспитывается?

- Многое зависит от того, как вас учили в институте, как вы сами хотели получить необходимые знания. А уже на эту основу накладываются опыт и поствузовская профессиональная подготовка: курсы по специализации, научные и практические конференции, общение со специалистами. И, конечно, самостоятельная работа над повышением своего профессионального уровня. Помогают в этом материалы ежегодных съездов педиатров, журнал «Здравоохранение», книги корифеев медицины.

- Есть человек, который повлиял на ваш выбор профессии?

- Моя мама. Она тоже врач. Терапевт.

Фоторепортаж