ГОРОДА-ПРИЗРАКИ: АЛЕКСАНДРОВСК

СЕЛО УСТЬ-ПРИСТАНЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ БЫЛО КРУПНЕЕ КУЗНЕЦКА И НАРЫМА, ЕГО СОБИРАЛИСЬ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ В ГОРОД АЛЕКСАНДРОВСК – В ЧЕСТЬ БЫВШЕГО ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III

00:00, 29 октября 2010г, Культура 8018


ГОРОДА-ПРИЗРАКИ: АЛЕКСАНДРОВСК Фото №1

Сто лет назад в этом населённом пункте действовали отделение Русско-Азиатского банка, больше десятка промышленных предприятий, в том числе чугунолитейный завод, на улице Миллионной в ресторане под звуки оркестра пела эстрадная певица, а на речной пристани в пик сезона работало до тысячи грузчиков… 

Пристань в устье Чарыша

Раньше это село звали просто Пристанью. Сейчас чаще всего называют Усть-Пристанью, хотя официально данный населённый пункт именуется Усть-Чарышской Пристанью.

Однако в десятке километров от него есть ещё и Усть-Чарыш. Историк Юрий Булыгин с большой долей вероятности называет его самым старым селом Усть-Пристанского района. Первое документальное упоминание об Усть-Чарыше датировано 1724 годом. Правда, именовалось оно тогда иначе – деревней Кудрявцевой – по фамилии рудознатца Матвея Кудрявцева. А Усть-Чарышская Пристань основана лишь полвека спустя – в 1773 году.

Старожилы говорят: в том, что сёла носят почти одинаковые названия, виноваты реки, на которых они стоят – Чарыш и Обь. Вернее, то, что реки сменили в этом районе русло. Вот поочерёдно и оказались данные населенные пункты в месте впадения Чарыша в главный сибирский водоём.

В итоге Усть-Чарыш за всю свою историю не смог преодолеть малолюдность, а у Усть-Чарышской Пристани был период, когда она фактически являлась центром юго-западной и центральной части Алтая. Хотя так и не стала городом, довольствуясь статусом некоронованной столицы низовий Чарыша и административного центра Пристанской волости и Усть-Пристанского района. А также крупного речного порта, четвертого по объёмам грузоперевозок на Алтае – после Барнаула, Бийска и Камня-на-Оби. 

В честь царя-миротворца

Жители крупного волостного села в первой половине второго десятилетия XX века неоднократно пытались добиться изменения статуса Усть-Чарышской Пристани, получить права города. Инициатива шла снизу, от населения, особенную активность проявляли купцы и предприниматели.

Но борьба за изменение статуса растянулась на годы и не была результативной. Преобразование так и не состоялось. И в этом Усть-Чарышская Пристань не была одинока. Как я уже упоминал, до революции Россия не имела законодательно оформленного критерия статуса города. По данным переписи 1897 года, в Сибири было 155 населённых пунктов с населением свыше двух тысяч жителей в каждом. В то же время из 43 сибирских городов в 14 население не превышало этого показателя. С начала XX века и до революции 1917 года включительно статуса города добились лишь девять населенных пунктов, включая Новониколаевск, Славгород и Камень-на-Оби.

Жители Усть-Чарышской Пристани намеревались переименовать село в город Александровск – в память об императоре Александре III. До 1917 года в официальной историографии он именовался «Миротворцем» – за то, что в течение всего царствования – с 1881 по 1894 год ему удавалось успешно избегать войн, что благоприятно сказалось на развитии России, в которой в последние десятилетия XIX века был отмечен бурный промышленный рост. Он одобрил проект строительства Великого Сибирского пути, создал кадетские корпуса, церковно-приходские и сельскохозяйственные школы, открыл в Томске первый в Сибири университет, запретил ночные работы для женщин и детей.

Названия «Александров» или «Александровск» носили либо носят поныне города в Амурской, Владимирской, Пермской, Луганской областях. В 1895 году посёлок Александровский Алтайского округа Томской губернии, названный в честь святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра III, переименовали в Ново-николаевский, а в 1925 году – в город Новосибирск.

В Алтайском крае поныне существует десять Александровок: в Благовещенском, Табунском, Завьяловском, Калманском, Локтевском, Смоленском, Солонешенском, Суетском и Немецком районах, плюс посёлок Александровский – в Алейском. 

Период наивысшего расцвета

Время наиболее динамичного развития Усть-Чарышской Пристани, расположившейся на высоком берегу Оби, выпало на конец XIX и начало XX вв. Почти целое столетие численность населения здесь росла не особенно быстро. В 1788 году, во время четвертой ревизии, в селе числилось всего 87 жителей: 43 – мужского пола и 44 – женского пола. В 1795 году, во время пятой ревизии, и вовсе зафиксирована убыль до 39 жителей – многие уехали в Усть-Чарыш и иные соседние деревни. Материалы восьмой ревизии 1834 года указывают, что в селе проживало 236 человек.

Потом был бурный рост. В 1911 году, например, в Усть-Пристани проживало уже 12 тысяч 52 жителя в 1085 дворах.

Чем же можно объяснить появление крупного по сибирским меркам населённого пункта в степи, тогда как за десятки вёрст от него были лишь небольшие селения? А города – ещё дальше. Барнаул – столица Алтайского округа - находился в 177 километрах, уездные города Бийск – в 345, Змеиногорск – в 268 километрах, образованные значительно позже города Алейск и Рубцовск – соответственно в 65 и 218 километрах.

Ответ кроется в удобном месторасположении Усть-Пристани как транспортного узла. Прежде всего – водного, речного. Ведь до начала XX века, когда появился Транссиб, главными грузовыми маршрутами в наших краях были водные. Поэтому абсолютное большинство населённых пунктов, образованных до той поры, возводилось на берегах водоёмов. Благодаря развитию пароходства Усть-Пристань имела ключевое значение в товарообороте предгорных сел юго-западной и центральной части Алтая.

Село являлось центром огромного аграрного района, где только скупкой хлеба в 1911 году занималась 31 заготовительная контора. Кроме того, здесь сосредоточились продажа сельскохозяйственной техники и опорные пункты организации переселенческого движения. В Усть-Пристань доставляли урожай крестьяне 17 близлежащих волостей. Хотя, пожалуй, понятие «близлежащий» неточно: две волости, например, находились на расстоянии до двухсот вёрст.

В словаре Брокгауза и Ефрона указывалось, что в урожайный год отсюда «сплавлялось до 3 млн. пуд. хлебных товаров». По сведениям барнаульского историка профессора Валерия Скубневского, в 1907-1909 годах ежегодно в среднем из Усть-Чарышской Пристани отправлялось водным путём 664 тысячи пудов хлебных грузов. В 1910 году этот показатель вырос до 1716,5 тысячи пудов. По этому показателю село уступало лишь Барнаулу, Бийску и Камню-на-Оби. Осенью, в период наибольшего наплыва хлебных грузов на пристани трудилось около тысячи грузчиков. Основную продукцию степных и предгорных полей везли баржами в Барнаул, Новониколаевск и Тюмень, а оттуда и за рубеж. Взамен в лавки и склады усть-пристанских купцов и промышленников поступали товары из Нижнего Новгорода, Москвы, Лодзи, Варшавы…

Увы, привязка к воде сыграла злую шутку с Усть-Пристанью. С прокладкой в 1915 году по территории Алтая железной дороги значение этого села стало падать. Многие торговые пути теперь проходили по другим маршрутам. 

На улице Миллионной

Главная улица села недаром носила название Миллионной – здесь жили богатые люди и располагалась лучшие здания Усть-Чарышской Пристани. Их, кстати, пощадил пожар, случившийся в мае 1917 года, уничтоживший такие «края», как Пичуга и Казённая часть.

До нынешнего времени в селе сохранились два ансамбля: церковно-административной площади со зданиями бывшей церковно-приходской школы и «дома попа», а также торговой площади – с магазинами, складами и бывшими жилыми домами купцов Щиголева, Морозова, Шестакова.

В первой половине второго десятилетия ХХ века в Усть-Чарышской Пристани работали отделение Русско-Азиатского банка, два кожевенных, столько же пимокатных и бондарных заводов, по три овчинных и мыловаренных предприятия, кирпичный завод, несколько мельниц, существовали церковно-приходская школа и два начальных училища. К примеру, продажей сельхозтехники, инвентаря и оборудования для маслозаводов занимались отделения российских, датских, немецких, голландских и американских компаний. Пристанский маслоделательный район в 1913 году насчитывал 233 маслозавода и 250 отделений заводов, которые производили 234 тысячи пудов сливочного масла. Был в селе даже чугунолитейный завод купца Фролова, который находился за речкой Пичугой – здесь изготавливались запчасти для сельскохозяйственной техники, различные плуги и бороны, а также сковородки, ухваты, подковы, навесы, могильные чугунные плиты. В годы Гражданской войны на этом заводе Герасим Конкорин отлил чугунную пушку, которая сейчас находится в музее Российской армии.

В 1911 году в Усть-Пристани было 94 торговых лавки, две аптеки и два фотоателье, три пивных склада. В 1912 году обороты 77 торговых и промышленных компаний составляли чуть больше двух миллионов рублей, а прибыль – 139 тысяч рублей.

Годы революции, Гражданской войны, коллективизации негативно сказались на дальнейшем развитии села. Например, к 1926 году численность населения здесь убыла до 7244 человек, в 1970 году составляла 6600, в 2003 году – 5700, сейчас – около пяти с половиной тысяч человек.

Если прежде на территории Усть-Пристанского района насчитывалось 144 населённых пункта, то сейчас – лишь 21. Сто лет назад в Усть-Пристани было удобных для сельскохозяйственного применения земель всего 10 тысяч десятин, то есть менее одной десятины на человека. Сейчас – в разы больше.

Усть-Пристанский район, по оценке экспертов, является одним из наиболее слабо заселённых в крае. Здесь в составе населения преобладают престарелые люди, наблюдается значительный отток населения. Район отстаёт по основным показателям от средних значений по краю: объёмам инвестиций в основной капитал, промышленного производства, розничного товарооборота, средней заработной плате. Хотя неиспользованные ресурсы велики: район располагает большим количеством плодородных земель, сенокосов и пастбищ для развития животноводства и растениеводства, перерабатывающей и лесной промышленности. 

Фоторепортаж