БУДТО В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА

ПРОЙДЕТ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ – И В КРАЕВОЙ ФИЛАРМОНИИ ЗАЗВУЧИТ ОРГАН

00:00, 02 декабря 2010г, Культура 1579


БУДТО В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА Фото №1

Чтобы это случилось, буквально и днем, и ночью – в две смены – работают мастера немецкой фирмы «Orgelbau Kleis Bonn».

В прошлом году главному инженеру фирмы Хансу-Вольфгангу Теобальду журналисты задавали вопрос о возможных изменениях в конструкции органа. На что он ответил: да, изменения будут - изготовят новый пульт, который соединят со «старым», заменят несколько регистров. Также замене подлежала электрическая механика, ее место должна была занять механика из дерева – «как в старые добрые времена», по словам доктора Теобальда.

Журналисты на днях увидели воочию, как происходит долгожданное преображение инструмента-оркестра.

- Мы ничего не выбросили, - улыбнулся органный мастер Лаймис Пикутис, который переводил, дополняя своими ремарками, ответы представителя фирмы «Клайс» Карстена Байера. – Осовременили, сделали лучше, чем в 80-е годы. Заменили всю электронную часть - сейчас внутри стоит компьютер. Надо понимать, что этот компьютер не сам играет, он лишь помогает органисту. Перед музыкантом расположены три клавиатуры и педали, а у него всего две руки и две ноги… И раньше органисту был нужен помощник, который бы включал голоса-регистры в нужное время. Сейчас же органист может «запрограммировать» перед концертом свой репертуар, приготовить все регистры и во время игры нажать лишь кнопочку - одни регистры включатся, другие выключатся.

Как и было обещано, изменилась механика органа - хоть это и непросто далось, как сказал Байер. Очень много времени уделили звучанию. Орган – сложнейший инструмент, для него весьма важны температура и влажность. В зале филармонии температура чуть выше, а влажность немного ниже необходимой. «Но все равно в таком зале для органа лучшие условия, чем в костелах, - отметил Пикутис. - Мы никогда инструмент не оставляем без внимания, представители фирмы приедут летом – мы посмотрим на его состояние».

Перед Новым годом орган будет «почти готов». Точнее время назвать трудно, ведь звучание каждого «голоса» можно подбирать, учитывая акустику зала, и 10 минут, и 2 часа. Всего же в инструменте-оркестре порядка 3000 труб! На вопрос журналиста об общем количестве деталей мастера рассмеялись: даже мы не знаем, тут счет идет на миллионы! Пикутис вспомнил исторический анекдот: приходит некто, видит много-много органных труб и «приватизирует» одну, думая, что мастера… не заметят. Так не бывает: каждая трубка имеет свое место, массу, рост. И каждая – свой голос.

В перчатках (иначе нельзя: металл труб не должен соприкасаться с человеческой кожей) Карстен Байер взял самую маленькую трубу, дунул в нее... и журналисты имели удовольствие услышать первый нежный голосок возрождаемого чуда. Остальные поклонники этого удивительного инструмента смогут услышать все его тысячи голосов уже в январе. Как сообщили в краевом управлении по культуре и архивному делу, достигнута договоренность с прославленным органистом, народным артистом России, лауреатом Государственной премии Гарри Гродбергом о выступлении. Именно он в 1984 году исполнил первые произведения на органе в краевой филармонии.

Фоторепортаж