КРЕПОСТНЫЕ-2

18 ДЕКАБРЯ СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЕЛКА ОКТЯБРЬСКИЙ. ПО НЕЙ МОЖНО СНИМАТЬ ФИЛЬМ - ПРАВДА, НЕ КОМЕДИЮ, А ДЕТЕКТИВ

00:00, 29 декабря 2010г, Общество 2454


КРЕПОСТНЫЕ-2 Фото №1

В детективах все преступления совершаются ради денег. С этим у нас все в порядке - воруют изо всех сил, даже Агата Кристи с её талантом не угналась бы все описать. Да и вряд ли взялась - у нее в романах похищают то фамильные броши с брильянтами, то убивают друг друга из-за громадного наследства. Совсем не то в Барнауле...

Предыстория

Поселок Октябрьский был создан в 1991 году, когда землю на окраинах Барнаула щедро нарезали под частное жилищное строительство. Тогда частникам помогали предприятия, чьи работники получили здесь землю: все три барнаульских ТЭЦ, БМК и другие. На деньги граждан и предприятий были построены водопровод и водонапорные башни. Строительством занимался МУП "Администрация строящегося поселка "Октябрьский", директором которого был Сергей Бер. В 2004 году МУП из-за долгов в 400 тысяч рублей (на то время грошовых, прямо скажем, долгов) обанкротили, и вместо него появилось ООО "пгт Октябрьский" с директором Сергеем Бером. ООО было создано 21 декабря, а уже 24 вышло постановление Власихинской поселковой администрации о том, чтобы единым заказчиком-застройщиком инженерных сетей считать ООО "пгт Октябрьский".

- Цель новой фирмы была простая: собирать деньги с тех, кто будет добавляться... - считает Виктор Рау, житель Октябрьского и председатель созданного здесь в 2007 году ТСЖ, охватывающего часть улиц. – Первоначально в Октябрьском было нарезано 1237 участков по 10 соток. По проекту запланировано 27 объектов соцкультбыта - пожарное депо, клуб, школа, три детских сада, магазины большие и маленькие, медпункт. Ничего, кроме трех-четырех небольших магазинов, не построено до сих пор...

А теперь, добавим, и строить негде - земля, предназначенная под соцкультбыт, после 2005 года, когда на участки начался ажиотаж, нарезана и распродана. "Бульвары" превратились в узкие улочки, на улице Ковыльной вырубили лесополосу, даже земля под ЛЭП, болотистые низины - и те проданы. А дети в школу ездят во Власиху. В Октябрьском сейчас 2.200 участков, почти на тысячу больше запроектированного.

Подключение "новичков" к водопроводу и электроэнергии было платным. Суммы - разные, но, считает Виктор Рау, как минимум половина нынешних хозяев (это тысяча человек) заплатили за подключение по 300-360 тысяч рублей. Одна эта операция должна была принести ООО «пгт Октябрьский» более 300 миллионов рублей. А ведь сбор подобных платежей незаконен сам по себе - о чём мы писали в "АП" №103 от 7 апреля 2010 года в статье "Молчи и плати". Но если бы деньги эти шли на благоустройство поселка - устройство дорог, например (для сравнения - ремонт улицы Челюскинцев в Барнауле обошёлся в целом в 100 с небольшим миллионов), такой взнос хоть как-то можно было оправдать. Однако никаких видимых следов собранные с народа 300 миллионов в посёлке не оставили - даже за уборку снега по улицам жители каждый год платят отдельно.

Кроме того, участвовал Сергей Бер и в строительстве газопровода. Были и другие источники доходов: например, Власихинская администрация поручила ООО «пгт Октябрьский» строить дамбу, соединяющую Власиху и Октябрьский. Дважды на это выделялось из бюджета по полтора миллиона рублей. (Ни дамбы, ни денег, а уголовное дело, возбуждение которого инициировали жители, заглохло). В общем, Виктор Рау полагает, что за последние пять лет на жителях посёлка "сделали" по меньшей мере миллиард.

Сюжет, фабула, действующие лица

Классический детектив состоит из двух историй: одна - на виду, вторая - спрятана, но именно она все объясняет. Так вот, про вторую. Каждый из жителей посёлка имеет подписанный напрямую с ООО договор о строительстве инженерных сетей и сдаче их в эксплуатацию до 2015 года. Это обязательство, надо думать, тяготило Сергея Бера. Летняя жара 2009 и 2010 годов показала, что водопровод в Октябрьском не выдерживает наплыва новых жителей: около половины посёлка месяцами сидела без воды. Даже уличные "магистрали" проложены из труб диаметром 40 мм, а есть и 32 мм, хотя должно быть не менее 100 мм. Из-за этого в водопроводе нет должного напора. Перекладывать его - затраты, нести которые Сергей Бер явно не хотел. Так что главной его целью на конференции было от обузы в виде строительства инженерных сетей, в том числе водопровода, избавиться. А главной целью граждан - это обязательство отстоять и не дать Беру уйти с их деньгами. Такая вот фабула.

Мизансцены, завязка и кульминация

Действие классического детектива (например, "Десять негритят") разворачивается в замкнутом пространстве при ограниченном числе действующих лиц. Примерно так и вышло: конференция собралась в ДК Власихи. Его зал вмещает около 70 человек. Делегатов должно было быть пятьдесят, но пришли тридцать два. При этом помещение все равно набилось до отказа. Первый ряд занимали представители администраций Власихи и Индустриального района. В фойе небольшого власихинского ДК присутствовали несколько милиционеров в разных чинах - от младшего лейтенанта до полковника. У каждого делегата проверяли его делегатство, за этим надзирал лично и.о. главы Власихи Сергей Павлов.

После того как председатель собрания зачитал повестку дня, Сергей Бер, который также был делегатом, предложил передвинуть вопрос воды с седьмого места на первое.

- Давайте сразу это обсудим, а то мне по делам надо ехать, - заявил он. Хотя предложение не прошло, потом то Бер, то некто Анатолий Соседов и сидевшие рядом с ними граждане то и дело пытались повернуть конференцию на эту тему - другие вопросы их явно не занимали. В конце концов заместитель главы Индустриального района Александр Алексеенко вынужден был напомнить порывавшемуся уйти Беру, что он все же делегат и уходить вот так - "неприлично". Правда, в других, более интересных ситуациях Алексеенко оценку действиям Бера не давал. А зря.

Вот, например, напоминают граждане о том, что у них с ООО "пгт Октябрьский" договор до 2015 года на строительство инженерных сетей. А Бер говорит: "Этого ООО уже нет". "Где же оно?" - удивляется зал. "А я его перерегистрировал!" - отвечает Бер. Оказывается, у него теперь новое ООО: в старом "пгт" было написано маленькими буквами, а в новом - большими. Маневр понятный: так Бер хочет избавиться от докучливых обязательств. Более того, тут же выясняется, что он в общем-то и избавился: в ноябре текущего года передал водопровод ТОСу.

- А кто подписал акт? - оторопев, спрашивают жители.

- Я... - говорит, несмело поднимаясь с места, Анатолий Соседов, осенью полтора месяца бывший и.о. председателя ТОСа. Зал начинает просто давиться от смеха - Соседов и Бер друзья. Тут же Беру объясняют, что передача такого имущества даже конференцией не решается - должно быть собрание жителей. А уж подпись одного гражданина с довольно шаткими полномочиями не значит вообще ничего. Вопрос – считать подписанный Соседовым договор недействительным – ставится на голосование, конференция голосует почти единогласно «за».

- А тогда вы без воды останетесь! - говорит Бер. Скоро становится ясно, что это его домашняя заготовка, вторая линия обороны, где он надеется измотать пошедшего в контр-атаку противника. Маневр простой: при двухмесячной задолженности энергетики отключают рубильник на водонапорных башнях, а платежей нет уже с ноября. Так что или поселок берет водопровод себе, или под Новый год остается без воды.

"Ну так заплатили бы!" - вскричит читатель. Ага, сейчас. Тут у Бера тоже в окопах люди сидят: платежи за воду граждане сдавали в бухгалтерию его ООО, и как раз с ноября деньги у них там не принимают. Вот и задолженность. В общем, Бер сам себе рисует все тузы.

Однако почему-то вот тут взявший слово Александр Алексеенко ничего Беру не сказал, никак ситуацию с подменой ООО и перепихиванием водопровода из ООО в ТОС и обратно, даже робким "неприлично", не охарактеризовал. Предложение граждан передать сети муниципалитету привело Александра Алексеенко в смятение: он тут же рассказал, что процесс переоформления сетей в муниципальную собственность может продлиться три года, и как все это время будет с водой – никто не знает. Алексеенко явно хотел вырулить на то, что ТОСу надо все-таки взять водопровод себе (сети-то нужно перекладывать, а это около 500 миллионов рублей - вот и пусть люди еще раз за все из своего кармана заплатят). Но как-то не выруливалось…

Народ в зале собрался бойкий, знающий, слушал внимательно и водить себя за нос не позволял. Прошли времена, когда люди верили всем и во всё.

В результате пришлось Александру Алексеенко уговаривать Сергея Бера взять водопровод на содержание еще на три месяца, до марта. (Интересно, что про договор до 2015 года Алексеенко Беру почему-то не напоминал). Уж как Сергей Бер не отказывался, а пришлось согласиться.

ТОС, тут же на конференции получивший нового председателя - Ивана Базарова, человека в сфере ЖКХ бывалого, постановил создать рабочую комиссию, которая определит состояние инженерных сетей (вода, электричество и газ): как и что построено, по каким сметам. В общем, узнать, в каком состоянии поселковое хозяйство, куда и на что пошли деньги. Все это, как ни крути, называется ревизией. И результаты ее вряд ли обрадуют Сергея Бера и его многочисленных друзей и покровителей в разных кабинетах и кабинетиках.

Развязка: прилетит вдруг волшебник?..

Классический детектив заканчивается тем, что понурого жулика уводят в наручниках, а все остальные рассаживаются у камина, и Эркюль Пуаро рассказывает им, как он обо всем догадался. У нас же работники милиции уходят к себе в РОВД, а когда граждане приходят в бухгалтерию ООО платить за воду, у них снова не принимают платежи. Теперь Бер утверждает, будто у ТОСа перед его ООО долг в 200 тысяч. То есть намерений оставить людей без воды на Новый год он явно не оставил.

Агата Кристи со скуки бы померла от наших сюжетов: никто ведь не прячется. Это в классическом детективе разоблачения происходят в конце и вводят всех в ступор - ишь как хитро все было сделано! У нас же и разоблачения идут по ходу "пьесы", а главное - и не изумляют они никого. Привыкли.

Опять же для английского детектива обязателен туповатый, но честный полицейский, которому та же мисс Марпл "открывает глаза", после чего тот бросается на преступника.

У нас таких нет: одни честные (всё понимают, но ничего не могут, о чем в приватных беседах и говорят), другие - нечестные (они тоже все понимают и в приватных беседах даже скажут тебе, бравируя: "Ну да, я ворую, и что?!"). И ни первые, ни тем более вторые ни на какого преступника бросаться не собираются. Можно было бы ввести в наш детектив еще сотрудника прокуратуры или следственного управления, но результат будет примерно тот же: граждане ведь уже писали заявления с требованием возбудить в отношении Бера уголовные дела, но из прокуратуры в ответ - тишина.

И вот у меня вопрос: чем должна закончиться история, чтобы читатели решили, что она закончилась хорошо? Все, что можно в рамках закона, граждане делают. К чему еще подталкивают их чиновники поселковой и районной администраций, а также правоохранители своим бездействием и "нейтралитетом"? Как же это так выходит, что этот "нейтралитет" на руку Сергею Беру, а гражданам - только во вред?

И, в конце концов, откуда же и когда придет добрый волшебник и решит наконец все проблемы Октябрьского? Правда, это будет уже не детектив, а чистой воды сказка...

Фоторепортаж