"ЭТО НЕ РАБОТА, А СЛУЖЕНИЕ"

00:00, 25 марта 2010г, Общество 1774


"ЭТО НЕ РАБОТА, А СЛУЖЕНИЕ" Фото №1

В преддверии Дня работника культуры корреспонденты "АП" встретились с Анатолием Кондыковым – ректором академии культуры и искусства, кузницы кадров для культурной отрасли Алтая и Сибири. И побеседовали о том, как растить художников с детства, обмениваться творческим опытом и влиять на умы и сердца современников.
Нашу беседу Анатолий Степанович начал с ответных поздравлений с праздником в адрес коллектива редакции:

– Я считаю, что в широком социальном контексте культура – это не только искусство, но и образование, и информация.

– Анатолий Степанович, академия уже 35 лет готовит художников, музыкантов, хореографов и библиотекарей. Как бы вы оценили ее влияние в регионе?

– Это обширный вопрос… Для начала давайте представим, что в Барнауле и Алтайском крае сегодня нет хореографических коллективов – а ведь наш город в последние годы называют хореографической столицей! Но большинством хореографических ансамблей сейчас руководят именно наши преподаватели и выпускники.

Или представим, что у нас не развивается жанр народной песни. Но среди культурных вузов Сибири мы лидируем в этом направлении. Не зря же наши ансамбли представляют край в стране и за рубежом. Недавно губернатору Александру Карлину пришло письмо от посла России в Индии с просьбой направить туда наших студентов. Они там очень понравились и снова будут представлять нашу культуру.

Вообще-то мы оказываем влияние не только на край. Таких многопрофильных вузов, как наш, в России всего тринадцать. Мы готовим специалистов по девяти специальностям и 32-м квалификациям – тут и разные виды искусства, и социокультурная, и библиотечная деятельность. И в этом году к нам поступили заявки на целевой набор из Республики Тыва на 45 мест, из Хакасии на 30 мест, а еще из Красноярского края, Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областей, Республики Алтай. Мы очень востребованы! А наборы у нас небольшие, в группах максимум 25 человек (а в идеале – от восьми до пятнадцати).

– Получается практически штучное обучение.

– Верно. Но если мы набираем 20 будущих хореографов, а районов в Алтайском крае – 70, то сколько же нужно лет, чтобы выучить хотя бы по одному специалисту на территорию!

Мы подсчитали, что за 35 лет работы подготовили более двенадцати тысяч специалистов высшей квалификации. Причем эти люди не только сами прошли школу культурного становления и воспитания, но и продолжили эту работу в библиотеках, ансамблях и студиях, на туристических маршрутах.

– Но достаточно ли пятилетнего обучения, чтобы как следует подготовить специалиста в сфере культуры?

– А мы пока единственный вуз в Сибири, у которого уже много лет действует оригинальная программа художественно-эстетического воспитания детей с трехлетнего возраста. В ней четыре ступени, и первая начинается в детском саду, когда идет коррекция психического, физического и интеллектуального развития детей, скажем, в процессе обучения их танцам.

Уже потом мы отбираем одаренных ребят. Только в Барнауле мы заключили договоры с 23 школами, где дети и проходят еще три ступени эстетического развития. Причем в старших профильных классах обучение уже сориентировано на наши специальности. На один день в неделю школы освобождают учеников от уроков, чтобы наши будущие абитуриенты занимались в стенах академии. Когда они к нам поступают, уже практически имеют начальное профессиональное образование и выгодно отличаются от тех, кто приходит "с улицы".

Но главное – наши связи с училищами, детскими школами искусств и профессиональными театрами уже дают результаты. Например, "Алтайская правда" недавно писала, что спектакль "Прощание славянки" Молодежного театра Алтая, в котором заняты наши студенты, приглашен сразу на два престижных фестиваля. То есть эти зерна уже проросли.

И, конечно, мы не забываем о научной составляющей. Признание нашей работы научным сообществом выражается хотя бы в том, что у нас издается единственный в Сибири "ваковский" журнал (Высшей аттестационной комиссии Министерства образования. – Прим.авт.), без публикации в котором невозможно защитить кандидатскую или докторскую диссертацию. Сегодня среди нашего преподавательского состава – 19 процентов докторов и профессоров, а 17 преподавателей имеют высокие звания заслуженных артистов и работников культуры. Мы являемся методическим центром по художественному образованию в Сибирском федеральном округе. А после перерегистрации повысился статус нашего диссертационного совета по специальности "Социально-культурная деятельность". Теперь он стал докторским. 

– Анатолий Степанович, как, не являясь столичным вузом, академия борется с провинциальностью в худшем смысле этого слова?

– Мы решили, что раз у нас нет финансовых возможностей, чтобы постоянно отправлять студентов и преподавателей на фестивали, мастер-классы и стажировки в зарубежные вузы, мы должны приблизить их к себе. И сейчас у нас практически постоянно живут и преподают ведущие специалисты из обеих столиц – например, из академии Гнесиных. Мы проводим совместные конкурсы и фестивали здесь, в Барнауле, куда приезжают деятели культуры и ведущие критики со всей страны и из-за границы. Это и конкурс исполнителей на русских народных инструментах "Звени, струна!", и театральный фестиваль "Сердце Азии". Все это позволяет нам обмениваться опытом здесь. При этом нас критически оценивают, дают советы, и мы волей-неволей должны постоянно быть в форме.

– Как академия отозвалась на одну из главных дат этого года – 65-летие Победы?

– Для нас это очень важный момент. Ведь первым ректором академии был ветеран войны Николай Григорьевич Устенко.

Мы не раз бывали с концертами в госпитале для ветеранов и убедились, что медицинский персонал великолепно относится к своим подопечным. Но как бы ни старались медики, ветераны остаются в специфической ауре лечебного учреждения. И по согласованию с крайздравом и начальником госпиталя Ольгой Зубовой 23 февраля мы запустили совместную оригинальную программу психологической арт-терапии. Сейчас мы приходим в госпиталь с концертами, начали чтение и обсуждение книг, кружковую работу, в которую вовлекаем самих ветеранов, потому что многие пребывают в госпитале достаточно долго. Мы с ними теперь каждую неделю – и преподаватели, и студенты всех кафедр.

Будущие специалисты музейного дела спрашивают их о ратных подвигах, и представьте, как важно для ветеранов, что их не забыли, что их опыт нам нужен! Я был на первых наших акциях, потому что хотел увидеть реакцию и понять, насколько умело и тонко мы подходим к решению этой задачи. А ветераны подходили и говорили: "Какие хорошие молодые люди!" Это ведь тоже важно, сегодня у старшего поколения не самое лестное мнение о молодежи.

Программа рассчитана на годы, ведь ее вторая сторона – воспитание самих студентов. Глаза в глаза с ветеранами, от сердца к сердцу – эту живую ткань общения не заменить ничем другим. Никакими беседами, лекциями, призывами, разовыми акциями. Сейчас нашей программой заинтересовалось Министерство культуры, запросило у нас подробную информацию. Оказалось, что кроме нас до такого никто не додумался. Просто мы должны воспитывать патриотов, людей с гражданской позицией. Я думаю, это отчасти тоже ответ на ваш первый вопрос – как мы влияем на культуру региона.

– Я слышала, вы недавно издали сборник под названием "Наши выпускники". Он приурочен к скорому празднованию 35-летия академии?

– Да, но пока об этом много не говорим, потому что главное сейчас – Год учителя и юбилей Великой Победы. А в конце мая мы планируем двухдневную концертную программу в театре музыкальной комедии. Что касается сборника, то в дальнейшем он будет издаваться периодически. Это ведь главный итог нашей работы – выпускники и их достижения.

С одной стороны, мы помогаем им в трудоустройстве и с четвертого-пятого курса на 90 процентов знаем, кто и где будет работать. Как правило, студенты закрепляются на месте своей практики. К нашему счастью, 95-97 процентов наших выпускников ежегодно трудоустраиваются по специальности и сразу по окончании вуза. Но за 35 лет мы не отслеживали судьбы всех наших учеников. А между тем среди них уже как минимум полтора десятка имеют звания народных артистов! В том числе Георгий Обухов, ведущий актер краевого театра драмы. Его коллега Николай Мирошниченко, тоже наш ученик, – заслуженный артист России. Есть те, кто добился больших успехов за рубежом, не говоря о Москве… Так что сейчас мы поручаем студентам искать информацию о выпускниках прошлых лет, чтобы эта серия сборников продолжалась.

– Что бы вы пожелали своим коллегам?

– Пожелания у нас традиционные: желаем вам повышения заработной платы! (Улыбается)…

А если серьезно, хотелось бы от имени коллектива академии, студентов и преподавателей, поздравить всех, кто трудится в этой благородной сфере. Я называю людей культуры душеведами, ведь они работают с духовным миром человека. Это ответственно: куда мы поведем людей? И именно поэтому мы воспитываем своих студентов только на ценностях классической, традиционной, народной культуры.

Я желаю вдохновения этим людям, потому что культура – не работа, а служение. Возможно, это звучит громко, но вы когда-нибудь видели работника культуры, который бы работал от звонка до звонка? Они же все время в состоянии поиска, эмоциональных переживаний. Это образ и смысл жизни, и делают они это не ради себя.

Фоторепортаж