Города-призраки: Победа

Как ещё могли назвать строящийся таежный город в послевоенной стране победителей?!

00:00, 21 января 2011г, Общество 6243


Города-призраки: Победа Фото №1

История города под звучным названием Победа, который строили не только комсомольцы-добровольцы, но и военнопленные и спецпоселенцы, хранится в двух сереньких папках в Заринском межпоселенческом краеведческом музее. Её в 2003-2004 годах попыталась восстановить работавшая в нем Наталья Цветкова, ныне – ответственный секретарь городской газеты «Новое время». Она с диктофоном и блокнотом в руках скрупулёзно изучала документы и собирала воспоминания людей, причастных к судьбе города Победа.

Толчком к появлению в конце 1940-х годов таёжного посёлка у границы Алтая и Кузбасса стало образование Тягунского леспромхоза. Название пошло от наиболее высокой части Салаира – Тягунского хребта. Тягун - это затяжной подъём. Так же на Руси звали сутяг и ябед, воров-карманников и мошенников, беглых и погонщиков лошадей. Объёмны и весомы производные тягуна: тягота, тяжесть, тяготенье, тяга, тягло, тягучка…

Может быть, эти тяготеющие к мистике названия и не позволили основанному в таёжной долине посёлку стать полноценным городом? Ведь почему-то ему «не хватило дыхания» преодолеть подъём?

А был он не затяжным, а быстрым, стремительным.

По оценкам старожила Тягуна Татьяны Созиновой, рождённой в 1919 году, уже через шесть лет с момента его основания, в 1954 году, здесь проживало двенадцать с половиной тысяч человек. Ещё одна старожилка - А.Степанова утверждает, что вместе с приписанными (проживающими в соседних таёжных посёлках) его численность в ту пору достигала 14 тысяч человек. Хотя согласно переписи населения, проведённой 15 января 1959 года, в посёлке городского типа Тягун проживало 9822 человека, в том числе 4802 мужчины и 5020 женщин.

 

Столица тайги

Тягун возник благодаря приказу по тресту «Алтайлес» № 223 от 25 июля 1948 года – создать Тягунский мехлесопункт на базе Аламбайского леспромхоза, центр которого располагался в селе Хмелёвка. А уже 19 января 1949 года участок был преобразован в Тягунский леспромхоз.

Собственно посёлок начинался так, как это делалось тогда почти везде: соорудили временные бараки-времянки, расчистили площадки под строительство производственных объектов. Первым зданием, по воспоминаниям старожилов, стал барак, буквально сбитый из корья, в котором разместили магазин и столовую.

В 1950 году в Тягуне началось строительство крупного железнодорожного депо, первый поезд пришёл сюда в 1952 году. И это вдохнуло в судьбу посёлка новые надежды. Именно тогда и родилась мысль возвести здесь город с громким названием Победа. В объявлениях об оргнаборе вербовщики якобы уже указывали не станцию или посёлок Тягун, а город Победа.

Выпускница Московского юридического вуза Татьяна Созинова рассказывала Наталье Цветковой в феврале 2004 года, что её в 1954 году «направили в город Победа» председателем участка народного суда.

Сохранилась байка о том, что любитель длинного рубля уехал из Тягуна в поисках счастья, но всё как-то не находил его и купился на листовку, призывающую ехать в перспективный город Победа. Каково же было его разочарование, когда он вышел на щербатом перроне всё того же Тягуна.

Тем не менее жители близлежащих деревень называли его столицей тайги или даже стольным градом. Ведь здесь были не только учреждения здравоохранения, образования, культуры, торговли и бытовых услуг, но и прокладывались тротуары, устанавливались уличные фонари, закладывались аллеи, проводились смотры санитарного состояния и благоустройства домов и улиц.

По словам Татьяны Созиновой, «это был спецпосёлок. За измену Родине были высланы с Западной Украины, а также чечены. Их было много… Тут и немцы были. Вот Лиза Клок. Их пригнали, они в палатке жили осень, потом избушечку какую-то освободили, они там жили. Все старые бараки – это всё они строили».

В новый посёлок переехало много старообрядцев из соседних сёл: Марьины, Микрюковы, Гордымовы. Эти фамилии и сегодня здесь на слуху. В марте 2008 года после командировки в Тягун я и написал очерк о Николае, Иване и Константине Гордымовых, возродивших лесозаготовку после банкротства леспромхоза.

Библиотекарь Нина Гинкель рассказывала Наталье Цветковой, что «клуб, возможно, строили пленные японцы». Уроженцы Страны восходящего солнца с осени 1945 года работали на строительстве железной дороги Барнаул-Сталинск (Новокузнецк), которую после развенчания вождя народов переименовали в Алтайскую-Артышту.

А Анна Беспёрстова, 1936 года рождения, утверждала, что в посёлке работали заключённые и спецпереселенцы, среди которых были армяне. «Когда армян пригнали, дорога (железная – А.М.) уже была построена. Их было, наверно, семей 50 или больше… Работали они кто где. Кто обувь чинил, кто шил новую, ведь кожу сдавать некуда было... А потом им разрешили уехать».

Не исключено, что среди 12728 армян, сосланных на Алтай, именно в Салаирской тайге отбывал свой срок Ерванд Саркисян, впоследствии – главный конструктор Волгоградского тракторного завода, лауреат Государственной премии СССР, которую присудили ему за конструирование и внедрение дизельного трактора ДТ-54, многие годы выпускавшегося на Алтайском тракторном заводе.

Существует легенда, будто бы Сталин накануне высылки армян вызвал католикоса и просил его помощи в организации переселения всего народа на Алтай. Будто бы католикос, внимательно выслушав «вождя народов», согласился с его доводами и упомянул всего лишь одно условие. «Какое ещё?» - спросил его Сталин. «Я хочу, чтобы вы и Арарат перенесли на Алтай…». – «Идытэ, ми об этом падумаем», – заключил «вождь народов».

 

Вниз, по склону…

Сначала паровозы, а потом тепловозы с трудом, только на двойной тяге, то есть двумя локомотивами, одолевали пологий, но длинный Тягунский хребет. Дальше составы шли быстрее, накатом. В судьбе же Тягуна всё было наоборот: поначалу всё давалось легко, затем – внатяг, а потом – едва-едва одолевая каменистый путь…

Старожилы Тягуна с восхищением вспоминают о том, каков был их посёлок полвека назад.

Его базовыми предприятиями в ту пору являлись леспромхоз и железная дорога. По традиции тех лет абсолютное большинство строек велось за их счёт. Даже жители нередко делились на железнодорожников и леспромхозовских. Но, пожалуй, самым важным учреждением в пору расцвета Тягуна-Победы была спецкомендатура. Каждый спецпереселенец обязан был регулярно отмечаться в ней. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность – до 20 лет каторжных работ.

В феврале 1953 года в Тягуне ввели в эксплуатацию крупное паровозное депо. Местные жители звали его паровозоремонтным заводом. Имелся ещё и рельсосварочный завод. Железнодорожников в разных службах числилось около пятисот человек. Несколько сот человек - в местном леспромхозе, к которому в 1960 году присоединили бывший Аламбайский лесхоз. В период бурного строительства около девятисот человек были заняты в стройучастке.

В лучшие свои годы штат Тягунской участковой больницы насчитывал 77 человек. Имелись стационар на 80 коек, роддом, две аптеки. Медработники обслуживали не только жителей Тягуна, но и население близлежащих сёл. Сейчас в селе есть один врач, амбулатория с 15 койками и дневной стационар.

Наряду с железнодорожной школой действовала леспромхозовская, в которой насчитывалось 42 учителя, в том числе 12 мужчин. Также в Тягуне располагалось ремесленное училище, где обучались будущие труженики лесного хозяйства.

В период расцвета в Тягуне также имелись три детских садика, два клуба, столько же библиотек, Дом быта, две почты, несколько пекарен, буфет, столовая, баня, стадион… Большинство этих объектов ныне исчезло, обветшало, сменило профиль.

В посёлке часто случались пожары. В разные годы «красный петух» гулял в зданиях клуба, школы, различных учреждений и жилых домах. Посёлок был криминогенным. Кругом тайга, место глухое, пограничье Алтая и Кузбасса. Многие жители оказались здесь не по своей воле, прибыли из разных краёв, с небезупречной биографией, немало было людей ранее судимых. А сдерживающая сила деревни – все всё друг о друге знают - отсутствовала.

Массовый отъезд из посёлка депортированных граждан наметился на рубеже 1950 - 1960-х годов. То был первый звонок. На ту же пору пришёлся конец эпохи паровозов, на смену которым приходили тепловозы и электровозы.

В ноябре 1958 года в край поступил первый тепловоз ТЭ3-1025, а 30 сентября 1963 года уже электровоз ВЛ60 доставил первый пробный грузовой поезд в направлении Тягуна – со станции Алтайская до Артышты. Мощный тягунский паровозный кулак слабел, главным железнодорожным узлом края становилась станция Алтайская.

Симптомы угасания прежде процветающего посёлка стали проявляться и в других отраслях. С начала 1970-х начались сбои в работе Тягунского леспромхоза. Близлежащие леса вырубили, надо было уходить глубже в тайгу, что значительно удорожало работы. А тут еще развал СССР. В начале 1990-х годов леспромхоз обанкротился. Та же участь постигла и механизированный карьер.

К концу 1980-х годов поссовет зарегистрировал: численность населения упала ниже трёх тысяч человек. В 2003 году здесь в 847 домостроениях насчитывалось 2250 жителей, сейчас – едва превышает двухтысячный рубеж.

Решением краевого Совета народных депутатов от 17 июля 1997 года посёлок городского типа Тягун стал относиться к категории сельских населённых пунктов. Синица льготы, посчитали тягунцы, важнее журавля городского престижа.

Большую перспективу для развития туризма имеет Салаирский кряж, в том числе и окрестности Тягуна. Сюда легко добраться электричкой или на автомобиле (всего-то 170 километров от Барнаула), здесь есть тёплые речки, в которых можно купаться и рыбачить, а в тайге – полно грибов, ягод и иных даров. Зима – прекрасное время для лыжных прогулок. И всё значительно дешевле, чем в Горном Алтае, куда гораздо дольше добираться.

Район Тягуна также очень перспективен для развития горно-лыжного спорта. Как знать, может быть, мечта о городе Победа ещё осуществится?! Опять же геологи утверждают, что рядом с Тягуном имеются богатые залежи никеля, а многие, если не все речки Салаирского хребта – золотоносны.

____________________
(Очерки цикла см. в номерах за 24 сентября, 8, 15, 22, 29 октября, 26 ноября, 10, 17 декабря 2010 года. Продолжение следует).

Фоторепортаж