«Без борьбы нет победы»

00:00, 25 января 2011г, Общество 1193


«Без борьбы нет победы» Фото №1

Под таким лозунгом в Москве прошел VII внеочередной съезд профсоюзов России. О какой борьбе и каких победах шла речь на форуме, рассказали на пресс-конференции алтайские делегаты съезда, а на Интернет- форумах и в СМИ – граждане страны

Интриги … над ковром

Досрочному проведению съезда представителей самой массовой организации страны предшествовало несколько потенциальных интриг. Авральный сбор лидеров профсоюзов не в апреле, как того требовал устав, а 12-14 января алтайские делегаты Владимир Бабушкин и Иван Панов объяснили угрозой социальной войны в стране из-за возможного введения в стране 60-часовой рабочей недели. Но, как известно, еще в конце прошлого года президент, премьер, многие общественные организации, включая профсоюзы и исключая Российский союз промышленников и предпринимателей, категорически отвергли идею, высказанную олигархом Прохоровым.

Главной интригой съезда могло стать избрание нового главы профсоюзов Андрея Исаева – председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике. Впрочем, по мнению председателя независимого профсоюза “АвтоВАЗа” “Единство” Петра Золотарева, Андрей Исаев не изменил бы соглашательский характер профсоюзов. Также было известно, что решительное намерение выдвинуться высказывал бывший председатель профсоюза судостроения Владимир Макавчик. Однако в финале съезда делегатам пришлось выбирать безальтернативно вот уже в пятый раз всё того же 61-летнего Михаила Шмакова.

Несмотря на то, что предыдущий, шестой съезд ФНПР внёс ограничения возрастного ценза. Лидером профсоюзов России, по предложению самого же Шмакова, мог стать только человек моложе 60 лет. Но произошло то, что произошло...

“Крупнейшее профсоюзное объединение России нуждается в модернизации, что невозможно без кадровых изменений”, - накануне съезда заявлял Михаил Шмаков. Однако его сторонники, видимо, посчитали, что модернизация в данном случае может лишить их действенного контроля над профсоюзным движением.

В отсутствие других интриг профсоюзной «борьбы до победы» прессе оставалось лишь ахать по поводу места сбора делегатов, которые работали не в помпезном Колонном зале Дома союзов, а в пассажирском вагонном депо «Москва – Киевская». Производственное помещение приспособили под зал, украсив лозунгом «Без борьбы нет победы» и укрыв рельсы коврами. Делегаты съезда не преминули отметить, что застеленные коврами рельсы не мешали определить верную дорогу.

«Даёшь большой МРОТ» - вот!

Владимир Бабушкин, исполняющий обязанности председателя Алтайского крайсовпрофа, будучи делегатом съезда, отмечает, что это был самый значимый форум наступившего года. Основной задачей профсоюзов он считает восстановление социальной справедливости. А для этого надо прежде всего повысить минимальный размер оплаты труда (МРОТ). То, что выступавший на съезде премьер Владимир Путин пообещал повысить с 1 июля МРОТ на 6,5 процента, не устраивает профсоюзного лидера края. Индексации зарплаты тоже нет уже два года. Забастовки, по сути дела, запрещены - «в России самое жёсткое законодательство о проведении коллективных протестных действий».

И хотя дискуссия о введении 60-часовой трудовой недели к моменту проведения съезда утихла, делегаты съезда продолжают критиковать тех, кто считает, что в России низкая производительность труда. В этом, по их мнению, виноваты вовсе не работники, а сами работодатели, которые предпочитают не вкладываться в новое оборудование, а «выжимать соки» из тружеников путем интенсификации труда, а по сути – сверхэксплуатации. В этой связи вполне революционно прозвучал тезис Шмакова, что олигархам следует «делиться».

На съезде отмечалось как достижение подписание трехсторонних соглашений на уровне страны и регионов – между исполнительной властью, работодателями и профсоюзами, которые позволяют регулировать социально-трудовые отношения. Благодаря этому профсоюзам удается добиваться - пусть не в полном объёме - своих требований, в том числе роста МРОТ и индексации заработка бюджетников. Впрочем, профлидеров-«подписантов» за это нередко критикуют как «соглашателей», однако иных цивилизованных путей достижения договоренностей и защиты прав трудящихся нет.

Открытость – ключ к успеху

За последние два десятилетия из-за смены общественной формации профсоюзы столкнулись с серьёзными вызовами. Не все из них удалось преодолеть. В частности, катастрофически, с 70 до 25 миллионов человек, упало профсоюзное членство в ФНПР.

По словам исполнительного директора Центра поддержки профсоюзов и гражданских инициатив Юрия Миловидова, «многомиллиардное профсоюзное имущество значительно растрачено, проще говоря, разворовано». Недавно заведено уголовное дело в отношении руководства Волгоградского облсовпрофа.

Не все ладно с имуществом профсоюзов и в Алтайском крае.

26 апреля и 7 июня 2007 года в статьях «Профсоюзы … против профсоюзов» я рассказывал в нашей газете в том числе и о безобразиях с использованием этого имущества. К примеру, многие солидные объекты профдвижения проданы по дешевке, другие управляются неэффективно. Бывший генеральный директор санатория «Барнаульский» Геннадий Бочаров ежемесячно получал до 200 тысяч рублей. А руководители крайкомов отраслевых профсоюзов Редкозубов, Тулупов, Ивановский, Бондарев только в 2006 году получили по 340 тысяч рублей в виде вознаграждения за участие в составе советов директоров акционерных обществ профсоюзов Алтая, а также в попечительских советах.

Почти все они поныне продолжают руководить профсоюзным движением на Алтае. Только недавно ушел в отставку председатель крайсовпрофа Владимир Аргучинский.

На пресс-конференции я спросил его преемника Владимира Бабушкина, что изменилось? Он заявил, что «никто не получает никаких доплат в акционерных обществах и организациях, подведомственных профсоюзам», и подтвердил, что «не собирается скрывать эту информацию». Да и вообще в решениях съезда профсоюзов информационная политика названа важнейшим ресурсом их влияния. Больше того, Михаил Шмаков предложил «новый подход – член профсоюза имеет право и должен обладать полноценной информацией о реальной работе как своей профорганизации, так и о деятельности ФНПР в целом». И строго подчеркнул, что «если под видом полноценного профсоюзного издания ему предоставляют скудный набор формальных текстов, это означает, что его право на профсоюзную информацию пытаются нарушить».

В крайсовпрофе с гордостью говорят о наличии сайта и газеты «Профсоюзы Алтая». Но в них почему-то обходят тему использования профсоюзного имущества, созданного на членские взносы всех членов профсоюза, которые имеют полное право на информацию об их расходовании. Хорошо, если бы
профбоссы и за открытость боролись бы до победы.

Фоторепортаж