Жизнь – в музыке

Известный русский композитор и дирижёр Алексей Таскин родился и десять первых лет жизни провел на Алтае

00:00, 04 февраля 2011г, Общество 4145


Жизнь – в музыке Фото №1

Он появился на свет ровно 140 лет назад, 4 февраля 1871 года, в Барнауле, в семье горного инженера, впоследствии создал свыше 400 музыкальных произведений, аккомпанировал Федору Шаляпину, Анастасии Вяльцевой и Изабелле Юрьевой.

Природный дар

Маленький Алексей рано проявил музыкальный дар. Ему не было еще и четырех лет, а он уже наигрывал на рояле до полусотни популярных мелодий.

Мужчины в семье Таскиных несколько поколений были горными инженерами, и он после окончания Петербургского реального училища тоже намеревался поступить в Горный институт. Но знакомство с оперным певцом Николаем Фигнером, братом будущей революционерки Веры Фигнер, переменило его планы – юноша решил всецело посвятить себя музыке.

Начинал Алексей Таскин как аккомпаниатор. С годами этот его талант настолько развился, что его приглашали к сотрудничеству выдающиеся русские и зарубежные певцы. А первый публичный успех в качестве аккомпаниатора на благотворительном концерте в 1889 году подтвердил правильность избранного им творческого пути.

Однако молодой человек рано проявил себя и как композитор. Раскрытию этого таланта способствовало знакомство с профессором Петербургской консерватории Николаем Соловьевым, у которого он прошел курс теории композиции. В итоге уже в восемнадцатилетнем возрасте Алексей Таскин начал композиторскую деятельность. А всего за жизнь он стал автором более 400 романсов, песен и мелодекламаций. Среди них: «Бывало-бывало», «Песня цыганки». «Помнишь ночь?», «Тихо кругом», «Я люблю», «Не в силах я забыть», «Солнце заходит» и другие, изданные в Москве, Петербурге и Лейпциге. И всё же, пожалуй, наибольшую известность Таскин получил как автор песни “Геройский подвиг”, которая наряду со знаменитой и сегодня “Врагу не сдается наш гордый “Варяг” была широко известна в начале прошлого века.

Вообще же исполнителями произведений Алексея Владимировича являлись выдающиеся
отечественные певцы: Медея и Николай Фигнеры, Александр Давыдов, Анастасия Вяльцева и Изабелла Юрьева – о двух последних мы еще поговорим отдельно.

Уроженец Барнаула также занимался педагогической работой, подготавливая с артистами оперные партии, а также дирижировал симфоническими концертами. К примеру, целых семь лет, с 1898 по 1905 год – симфоническим оркестром Павловского вокзала. Интересно, что здание вокзала первой в России железной дороги, конечно же, не строилось для концертов, там не было даже эстрады для оркестра, и музыканты выступали прямо в залах, на хорах или в саду на специально построенной эстраде. Посещение концертов в Павловске было любимым времяпрепровождением петербургской публики. Достаточно сказать, что там десять лет дирижировал оркестром Иоганн Штраус, приглашение выступить в Павловском вокзале считали за честь дирижеры Рикардо Дриго, Александр Глазунов, Рейнгольд Глиэр, Aнатолий Лядов, Даниил Похитонов и другие.

В годы революции и Гражданской войны уроженец Барнаула работал дирижером в Современном театре, заведовал музыкальной частью драматического театра Народного дома и при комендатуре, был военным капельмейстером в 1-м батальоне охраны Петрограда. С 1931 года являлся штатным аккомпаниатором ГОМЭЦ – Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, а также Ленконцерта. За 45 лет работы совершил свыше 450 концертных турне по всей стране, аккомпанировал более шести тысяч раз. Вероятно, бывал и в городе, где родился, но у меня таких сведений нет. Последние два года жизни Алексей Николаевич провел в ленинградском Доме ветеранов сцены и умер в блокаду 13 ноября 1942 года на 72-м году жизни.

 

Из клана горных инженеров

Наш земляк происходил из семьи горных инженеров. Родоначальником династии был прадед композитора Николай Таскин, происходивший из солдатских детей, начинавший копиистом в 1796 году на Нерчинских заводах. Его сыновья Петр, Михаил, Андрей и Алексей получили высшее образование и служили на горных заводах России. Дед и тезка Алексея Таскина был правителем дел Нерчинского горного округа и начальником отдела Главного управления при генерал-губернаторе Восточной Сибири, а с 1842 года – управляющим Локтевским заводом Алтая.

Его имя я обнаружил в дневнике Вильгельма Кюхельбекера. 16 июля 1839 года декабрист, будучи в Иркутске, отметил, что «третьего дня приехал сюда майор Алексей Николаевич Таскин… - очень милый и добрый, вдобавок умный, образованный человек; он здешний уроженец. Читал он мне два своих стихотворения: описание окрестностей Чинданта и поэмку «Два чолдона». Последняя особенно хороша».

Приметой культурной жизни Иркутска в 1840-х годах были любительские спектакли и концерты, которые устраивались у генерал-губернатора Вильгельма Руперта. Современники отмечали, что в них принимал деятельное участие горный инженер Алексей Таскин, обладавший незаурядным драматическим дарованием.

Другой дед будущего музыканта Александр Савицкий происходил из дворян, также служил на Алтайских заводах: помощником управляющего Барнаульской главной лабораторией, заведующим библиотекой, музеем, обсерваторией, управляющим Барнаульским окружным училищем, правителем дел Горного совета Алтайских заводов. Известно, что он преподавал в окружном училище французский язык, минералогию, геодезию, маркшейдерское искусство, горное искусство, химию и пробирное искусство.

Отец Алексея Таскина, Владимир, после окончания Горного института также служил на Алтае, занимал должности помощника управляющего Локтевским заводом, управляющего Павловским заводом, правителя дел Горного совета Алтайского округа и вышел в отставку в 1881 году в чине полковника.

Дяди будущего композитора Михаил, Николай, Александр Таскины, Александр Савицкий-младший, двоюродные братья Александр, Андрей и Евгений Таскины и другие также являлись горными инженерами.

Семья Таскиных имела родство со многими кланами специалистов горного дела, в том числе и широко известными на Алтае: с Чебаевскими, Прангами, Полетика, Татариновыми, Карпинскими, Фрезе и другими.

А Петр Фрезе, горный инженер Павловского и Барнаульского заводов, сын начальника Алтайского округа Александра Фрезе, был женат на Надежде Таскиной, двоюродной бабушке будущего музыканта. Петр Фрезе вошел в российскую историю как создатель первого российского автомобиля и первого троллейбуса – об этом я писал в «АП» 26 сентября 2008 года.

У самого Алексея Владимировича было несколько детей. Сыновья Сергей и Владимир учились мастерству у известного ленинградского пианиста Игнатия Гляссера. Первый впоследствии стал пианистом, умер за год до кончины отца, в 1941 году. Второй – Владимир – свою творческую деятельность начал еще в 1917 году в качестве чтеца на сцене и эстраде Петрограда, затем работал в ряде ленинградских театров, в том числе в театре имени Ленсовета. Но советской публике он был больше известен как артист кино. Владимир Таскин с 1928 по 1959 год снялся в двадцати фильмах. Среди них такие, как «Дубровский», «Юность поэта», «Пугачев», «Сильва», «Небесный тихоход», «Встреча на Эльбе», «Пржевальский», «Римский-Корсаков» и «Хождение по мукам». Эти картины востребованы и сегодня, фотографии героев картин Владимира Таскина можно найти в книгах искусствоведов и в Интернете. А вот снимков его отца Алексея Владимировича, к сожалению, мне отыскать не удалось.

Жена еще одного его сына, Николая – Елена Аносова-Таскина, - также была актрисой. А дочь композитора Вера выходила замуж за оперного певца Степана Балашова, бывшего мужа племянницы Константина Станиславского, всемирно признанного теоретика реалистического театрального искусства.

 

Рядом с «белой цыганкой»

Алексей Таскин еще до революции показал себя как виртуозный аккомпаниатор.

В начале прошлого века он десять лет сотрудничал с исполнительницей Анастасией Вяльцевой, что стало важной вехой его творчества.

Специалисты отмечали, что при внешней виртуозности аккомпанемент Таскина составлял единую музыкально-драматическую интерпретацию песни или романса, создавал ощущение цельного замысла, который воплощался в поразительном слиянии партий солирующего голоса и фортепиано. Алексей Владимирович с хрупкой нежностью создавал узорный фон своего аккомпанемента, полностью оказываясь в мелодике Вяльцевой.

Вот как писала пресса об этом неподражаемом дуэте: «Задорные носовые нотки прозрачных вяльцевских бельканто падали на звуки пианино, словно падает жемчуг на серебряное блюдо».

Сам же аккомпаниатор главной своей задачей считал умение точно уловить желания, намерения и эмоциональное состояние вокалиста. В интервью он подчеркивал: «Чем мягче у аккомпаниатора удар, тем он менее заглушает голос певца и лучше выделяет задуманные певцом эффекты».

После смерти Вяльцевой Таскина пытались ангажировать многие исполнительницы: Мария Башарина, Надежда Плевицкая, а также Наталья Тамара, совершившая с ним большое концертное турне.

В послереволюционный период, в годы нэпа широкое распространение получили различные жанры песенного исполнительства. В 1922 году возник просуществовавший почти пятнадцать лет дуэт Алексея Таскина с Мариной Нижальской. Это был жанр так называемых интимных песенок, или «песен печали и радости».

Таскин, обладавший острым чутьем на таланты, открыл оригинальное дарование исполнительницы романсов Изабеллы Юрьевой. В репертуаре уроженки Ростова-на-Дону были цыганские и русские песни и романсы. В 1922 году она оказалась в Москве и вместе с сестрой Анной пришла на улицу Коломенскую, 7 к опытному эстрадному пианисту.

Позже певица вспоминала:

- Когда я кончила петь романс, Таскин сказал: «У вас прекрасный природой поставленный голос, можно брать ноты и выходить на сцену».

Я оторопела:

- Как, сразу на сцену?

И верно, вскоре она стала любимой, популярной и знаменитой. Но к концу 1920-х годов атмосфера вокруг исполнителей русского романса, презрительно называемого «цыганщиной», начала сгущаться. Изабелла Юрьева вынуждена была на семь лет уехать с мужем во Францию к его родственникам. Ее концерты в Париже имели грандиозный успех, западные импрессарио предлагали ей невероятные контракты, приглашали сняться в фильме в роли цыганки. Но Юрьева предпочла возвратиться в Советский Союз.

Увы, дуэт с Таскиным уже не мог получиться. Ее травили в печати, требовали «осоветить» репертуар певицы, изменять текст классических романсов. В 1940 году «за неявку на работу» против нее возбудили уголовное дело. В годы Великой Отечественной войны Изабелла Юрьева ездила на фронт в составе концертных бригад, выступала в госпиталях, на призывных пунктах, побывала на Карельском фронте, в разрушенном Сталинграде. Исполняла патриотические песни, но фронтовики требовали спеть: «Сашу», «Белую ночь», «Прощай, мой табор!», «Пой, цыган» и другие романсы.

После войны она объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни. В разгар очередной компании борьбы с «легким жанром» певица отказалась петь навязанные идеологами песни. Свой последний концерт она дала в апреле 1964 года в ленинградском театре эстрады, оставшись в сердцах поклонников легендой, «Белой цыганкой», «Мадам-вечный аншлаг», «Королевой романса».

Прославленной Изабелле Юрьевой присвоили звание народной артистки России лишь в 1992 году. Она скончалась в Москве 20 января 2000 года на 101-м году жизни. Ее напарник по эстраде Алексей Таскин ушел из жизни почти на 60 лет раньше. Но его имя и имя открытой им несравненной Изабеллы Юрьевой и ныне многое говорят знатокам русской музыки.

Фоторепортаж