Символы уюта

В арт-галерее Щетининых открылась выставка «Господин Самовар», воплощенная совместно с барнаульским музеем «Мир времени»

00:00, 08 февраля 2011г, Культура 2435


Символы уюта Фото №1

В экспозиции – живопись, графика и батик известных художников, а также четырнадцать старинных самоваров, от совсем крошечных, которые в народе называли «отрадой холостяка», до огромных, украшенных выставочными медалями. Организаторы обещают со временем сделать цикл подобных тематических выставок, посвященных часам, стеклу и другим глубоко символичным предметам.

– Десять лет назад, когда я писала свою картину «Самовар», ясно ощущала, насколько для моей души важно это общение с ушедшим временем – кроме того, что самовар всегда приятен глазу, – признается Ирина Щетинина, которой и пришла идея тематической экспозиции. – А потом в городе появился музей «Мир времени», основанный на частной коллекции Сергея Корепанова. Мы тогда порадовались, что человек, занимаясь собирательством, не прячет свои находки и они в каком-то смысле принадлежат всем зрителям, приходящим в музей. Мы решили осваивать новые формы работы, и родилась идея такой совместной выставки. Правда, вначале не было уверенности, что нам удастся собрать достаточное количество произведений высокого качества.

Помог избавиться от этих сомнений художник Александр Варов, которого в галерее называют «заслуженным самоварщиком» – в одном его цикле 1992 года «Змеиногорские самовары» работ хватило на половину стены в выставочном зале!

Ну, а позже выяснилось, что к самовару и связанной с ним символике периодически обращаются многие известные алтайские живописцы: в галерее сейчас выставлены два больших натюрморта народного художника России Михаила Будкеева («Натюрморт с самоваром» – 1999 года и «В мастерской художника» – 2003 года). Представлена здесь и ткань «Приглашаем на чай», рисунок которой создал заслуженный художник России Глеб Белышев в 70-е годы, когда он работал в художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Эта ткань представляла Алтай на международных выставках во Франции и ГДР и удостоилась престижных наград.

Многие работы были специально написаны к выставке. Например, два натюрморта Пиргельди Широва «Весна» и «Осень» или философское полотно Андрея Арестова «Созерцание. Кстати, «позировали» художнику два самовара из музея «Мир времени». Вдохновила самоварная тема и Юлию Кикоть, которая сделала три изящные картины на кружеве, словно источающие чайный аромат. Завораживает и графический «Холодный самовар» заслуженного художника Александра Потапова.

Живописцы и педагоги Ильбек Хайрулинов и Сергей Погодаев рассказали, что самовар является традиционным героем студенческих натюрмортов во всех художественных училищах и вузах и когда юные художники пишут его впервые, всегда невольно испытывают трепет перед его сложной формой и загадочными отражениями в блестящих боках.

Впрочем, тех, кто считает, что самовар – исконно русская вещь, разубедит сотрудник музея «Мир времени» Ольга Зюзина: корни этого символа домашнего уюта восходят к древней китайской посуде «хого», в которой тоже был внутренний аппарат для нагревания воды.

– Впервые самовары в России упоминаются в 1745 году, – рассказывает Ольга Николаевна. – Интересно, что раньше в них варили не только чай, но даже суп и вторые блюда. И хотя принцип работы самовара не менялся с 18 века, внешность его отразила все художественные веяния и стили. Например, здесь представлен самовар в популярном в 19 веке стиле неогрек.

Несомненным украшением выставки стала витрина с маленькими самоварчиками. Один из них – «эгоист», или «отрада холостяка», вмещает всего стакан воды, а второй, как и следует из названия «тет-а-тет», – две чашки. Правда, оказалось, что фабриканты изначально придумали их для детей, которым надлежало с малолетства изучать чайный этикет. Тут же сияет боками прелестный чайник-бульотка, закрепленный над спиртовкой, лежат старинные щипчики для сахара, подносы, коробочка для чая – мелочи, дающие возможность понять, каким замечательным ритуалом было русское чаепитие.

Организаторы обещают экскурсии и издание каталога выставки. А прямо на открытии для любопытствующих яркую экскурсию провел директор музея «Мир времени» Сергей Корепанов, который в какой-то момент даже разобрал для зрителей один из экспонатов, показывая, куда закладывали уголь, а куда – наливали воду.

– Мне иногда говорят: «Вы же врач, зачем со старыми вещами связываетесь? У них может быть плохая энергетика». Но я уверен, если уж мы спасаем эти предметы, даем им вторую жизнь и любим, то подлостей от них ждать не стоит, – говорит Сергей Валерьевич.

Фоторепортаж