От детского сада до высшей школы

Итоги 2010 года и ближайшие перспективы в сфере образования обсудили на отраслевой коллегии

00:00, 11 марта 2011г, Общество 1597


От детского сада до высшей школы Фото №1

В расширенном заседании участвовали руководители муниципальных органов управления образованием, заместители глав администраций и директора краевых учреждений общего образования. С докладом по итогам года выступил начальник краевого управления по образованию и делам молодежи, вице-губернатор Юрий Денисов, а открыл отраслевую коллегию губернатор Александр Карлин. Свое выступление он в основном посвятил важнейшим задачам на 2011 год.

«Технологии будущего» – уже сегодня

В рамках коллегии работали выставки, посвященные дистанционному образованию детей-инвалидов, научно-методическому сопровождению модернизационных процессов (в частности, были представлены издания краевого института повышения квалификации учителей) и деятельности клуба «Учитель года Алтая».

Пожалуй, наибольшего внимания удостоилась экспозиция центра дистанционного образования краевого педагогического лицея, в которой были представлены базовые рабочие места педагогов и учащихся, специальные клавиатуры для детей с ослабленным зрением и ДЦП. О том, что вся эта впечатляющая футуристическая техника – не просто выставочные образцы, корреспонденту «АП» рассказала руководитель центра Ольга Нагайцева.

– Для детей этот проект абсолютно бесплатный: им предоставляются Интернет, базовое рабочее место. Детей и родителей, естественно, обучают всем необходимым навыкам, программам, и все это реализуется на средства краевого и федерального бюджетов, – объясняет Ольга Николаевна. – География проекта уже достаточно широка. Если раньше это был Бийск, Новоалтайск и Барнаул, то теперь еще и Камень-на-Оби, Ключевский, Краснощековский и Алтайский районы. На сентябрь 2011 года планируется уже третий набор учащихся. Кстати, мы участвуем здесь именно для того, чтобы представители районов края увидели своими глазами, что сегодня это абсолютно реально.

На выставке центр продемонстрировал также оборудование для занятий музыкой (Ольга Нагайцева взяла звучный аккорд на электронном пианино) и графический планшет, передающий данные на компьютер, – с его помощью учатся рисовать ученики 4-5 классов, которые теперь постоянно участвуют в различных выставках. Подробнее о работе Центра дистанционного образования, а также о том, каким образом можно стать участником соответствующей программы, «АП» расскажет в одном из ближайших номеров.

Задача: интенсивное развитие

В своем выступлении губернатор Александр Карлин коснулся основных задач, стоящих перед образовательной отраслью края.

– Сегодня в образование мы вкладываем максимально возможные ресурсы исходя из структуры расходов краевого бюджета. Сейчас необходимо наращивать параметры самого бюджета, и бюджет 2011 года этой задаче соответствует. Объем средств на образование сейчас возрос настолько, насколько вырос бюджет в целом: более чем на 17 %. Но это экстенсивный путь, а интенсивный заключается в более эффективном использовании ресурсов. Именно от вас, людей, которые управляют образовательной сферой, зависит решение этой проблемы, – обратился губернатор к собравшимся.

Александр Карлин напомнил, что за последние пять лет в крае построено и капитально отремонтировано 26 школ, а программа «75х75», приуроченная к предстоящему юбилею края, предполагает строительство и глубокую реконструкцию 31 объекта образования, из них 25 – школы.

В ближайшие три года, по словам губернатора, должна быть решена проблема очередей в детские сады, для чего предполагается строить новые и реконструировать имеющиеся детские дошкольные учреждения, поощрять вхождение в эту сферу частного бизнеса и оптимально использовать помещения школ. Эта задача видится Александру Карлину выполнимой – он привел в пример Заринск, где для успешного решения проблемы были использованы все ресурсы, в том числе и корпоративные.

Отдельно губернатор остановился на дистанционном образовании для детей-инвалидов.

– То, что здесь представлено – не экзотика или демонстрационные устройства. Уже в нынешнем году 130 ребятишек в крае будут обучаться с использованием такого оборудования. Это означает, что 130 детей не будут исключены из социума. Как показывает общение с этими ребятами, это не просто полноценные личности, они способны занять и лидирующие позиции, что для нас чрезвычайно ценно.

Также губернатор заметил, что в вопросе реформирования высшей школы край занимает принципиальную позицию: именно краевые вузы должны обеспечивать регион профессиональными кадрами. А в заключение призвал активнее использовать школьные автобусы для того, чтобы дети, где бы они ни жили, могли побывать на спектаклях театра драмы, концертах симфонического оркестра и оркестра «Сибирь» и в основных музеях краевого центра.

Проблемы и решения

В своем докладе к основным достижениям последнего времени Юрий Денисов отнес поддержку молодых специалистов и работников дошкольного образования, выделение значительных средств на оздоровление педагогов. Кроме того, с этого года губернатором введена премия победителям краевых конкурсов: учитель года Алтая-2011 получит 300 тысяч рублей, а лучшие вожатые и классные руководители – по 70 тысяч.

Однако в крае по-прежнему не все благополучно с точки зрения качества педагогических кадров: процент учителей с высшим образованием ниже, чем в среднем по России, в некоторых районах растет доля учителей пенсионного возраста (в сельских малокомплектных школах – более 50%). Наиболее успешно систему ротации кадров выстроили в Поспелихинском и Рубцовском районах, а также в Железнодорожном районе Барнаула.

По-прежнему существуют проблемы с переходом на новую систему оплаты труда (НСОТ): в ряде школ не удалось выстроить систему стимулирующих выплат для лучших и наиболее активных учителей. Кроме того, вице-губернатор посоветовал школьным администрациям менять подходы к работе с родительской общественностью.

В обсуждении доклада приняли участие ректор краевой академии образования им. В.М. Шукшина Валерия Никишаева, директор барнаульской гимназии № 40, председатель ассоциации «Лучшие школы Алтая» Александр Овсиевский и учитель информатики рубцовского лицея «Эрудит», победитель конкурса «Учитель года Алтая» Константин Ерофеев.

– Из тех проблем, которые были озвучены на коллегии, лично меня больше всего волнуют сложности, связанные с введением НСОТ, а также бурно обсуждаемые образовательные стандарты нового поколения и закон об образовании, – сообщил «АП» Александр Овсиевский. – Третий насущный вопрос – кадровая политика и проблема выращивания нового учительства, которое должно соответствовать все более сложным современным требованиям. Даже если смотреть по нашей гимназии – да, есть перспективные молодые педагоги, но их значительно меньше, чем тех, кто уже через пять лет справит разные юбилейные даты…

Фоторепортаж