Здесь, в степи суховейной

Живет и успешно работает коллектив одного из самых крепких в крае хозяйств – колхоза им. Кирова

00:00, 18 марта 2011г, Общество 2488


Здесь, в степи суховейной Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

На краевом Дне работника сельского хозяйства по итогам 2010 года колхоз им. Кирова Шипуновского района признан победителем в Алейской зоне за достижение наивысших показателей по всем отраслям животноводства и растениеводства, обеспечение их роста к уровню предыдущего года. Не первый раз в числе краевых призеров колхозная телятница Татьяна Залесова (да и в целом по хозяйству от каждых ста коров было получено по 99 телят. Это - результат). В своем классе комбайнов лучший в крае по намолоту – 40650 центнеров – колхозный механизатор Олег Логинов. А еще на краевом празднике чествовали трудовую династию Хламиных из этого хозяйства – на троих у них 97 лет высокопроизводительной работы в молочном животноводстве.

Зима для отдыха не время

В самом центре Рубцовско-Алейской степи раскинулись шипуновские просторы. В глубинке этого района и находится колхоз им. Кирова, куда мы держим путь. На подступах к хозяйству бескрайние заснеженные и, казалось бы, безжизненные поля. Но это обманчивое впечатление.

Под белым покрывалом скрыты готовые вот-вот проснуться посевы озимых. Ждут своего часа массивы многолетних трав. А сколько, как мы узнали, сделано для основного, ярового клина: полностью подготовлены пары и зябь, на поля вывезено около 30 тысяч тонн органики (ну где еще сегодня это делают в таком масштабе?)! А тут давняя традиция – со всем успевать загодя.

Чем живут колхозники сейчас, какие строят планы на будущее? Не раз доводилось сталкиваться с ситуацией, когда в каком-либо хозяйстве, ссылаясь на дороговизну топлива, зимой обогревают лишь уголок мастерской, чтобы выполнять самое неотложное. Основной ремонт, мол, будет по весеннему теплу. А где-то и вообще ничего не отапливают, обрекая себя на предпосевной аврал.

- Нет, у нас не так, - с ходу возражает заведующий МТМ Роман Покутных. – Из уборки вышли – сразу беремся за ремонт. И в мастерской одновременно можем отлаживать двадцать тракторов. В финансовом плане, с запчастями все нормально. Сеялки тоже все подготовили, делаем лущильники. А на машинном дворе, когда снег сойдет, будет только последняя проверка всего.

В сборочном цехе пространство занято плотно, у всех агрегатов и машин колдуют слесари и механизаторы. У двух токарей (третий в отпуске) повышенная нагрузка, но успевают. В отпуске и один из слесарей. Его участок взяли дополнительно на себя мотористы. Похоже, тут каждый – мастер на все руки. И что, так уж совсем без проблем? Роман Сергеевич (после техникума он четыре года заведует мастерской и еще заочно учится на факультете механизации АГАУ) помялся, но выдал:

- Правило: чтоб механизатор участвовал в ремонте, у каждого ведь несколько агрегатов – посевной, кормозаготовительный и хлебоуборочный. А это кроме быстроты еще и дополнительный контроль за качеством. Но все-таки трактористов нередко отвлекают: корма возить, ферму, дороги чистить…

Вы думаете, заведующий не понимает общехозяйственных нужд? Отлично понимает. Но к общему успеху и приводит такой настрой, когда каждый болеет прежде всего за свое, порученное ему дело. И еще один штрих – нам все показали и рассказали, не отсылая к кому-либо из главных специалистов. Это верный признак доверия и самостоятельности. По прежним встречам такое же впечатление: как бы комбайнер или пахарь здесь ни торопился, никогда не проявит недовольства, на все ответит.

Теперь едем к животноводам. Вот уж у кого нескончаемая круглогодичная работа. На ферме первой нам встречается Светлана Мащенко. Тридцать лет она трудится здесь оператором, признанный лидер колхоза, района и не первый год входит в краевой клуб доярок-пятитысячниц. Светлана Геннадьевна развела руками: надо приступать к вечерней дойке, а на вопрос о выборе профессии ответила так:

- У меня мама всю жизнь была дояркой. И я уже с четвертого класса дома стала корову доить. А потом пошла на ферму. Так что считайте это - семейная профессия.

Кстати, в краевом клубе - три шипуновские доярки-пятитысячницы, и все – из колхоза им. Кирова. Ольга Тумина в тот день была на выходном, а Марина Гаврилова как раз раздавала комбикорм буренкам.

- Ой, я сейчас халат сменю, - остановила она фотокорреспондента. - У меня же первотелки, они пугливые. Сегодня утром одна головой мотнула и рогом разорвала его от ворота донизу.

- А что, с первотелками сложнее?

- Их надо приучить, приручить – конечно, сложнее. Но я не из боязливых. Мне так и надо – тогда даже азарт появляется. А насчет того, нравится ли работа?.. Ну, получается у меня. Встаю без четверти пять, полшестого уже на ферме. Когда два года назад дома было две коровы, еще на час раньше вставала. Летом особенное желание и там, и здесь скорее подоить и быстрее их на свежую травку, чтоб побольше молока потом было.

Марина Ивановна еще выдала прогноз, что в этом году пятитысячниц в хозяйстве должно прибавиться, так как надои прирастают. И действительно, перед реформами в колхозе надаивали от коровы за год по 2800-3000 килограммов молока. С 90-х годов стали вопреки всему прирастать. А если взять последние результаты, то в 2009-м вышли на уровень 4587, в минувшем году – на 4906 килограммов молока от коровы. А их как тогда, так и сейчас - 650.

Без шараханий и сомнений. Своими силами

Не раз еще по тому или иному поводу довелось услышать в хозяйстве «как тогда, так и сейчас». Нам говорят, что в самые трудные переломные годы выстояли, потому что ничего не стали ломать, не шарахались со структурой посевов, не отказывались от животноводства, несмотря на все закупочно-ценовые выкрутасы. И даже само хозяйство как при создании в марте далекого 1931 года стало колхозом им. Кирова, так до сих пор сохраняет свой социально-правовой статус и название.

Просим пояснить детальнее и улавливаем, что стабильность стабильностью, а изменения все-таки есть. Так, при сохранении численности дойного стада это уже не бывшие когда-то симменталки. Каждый год брали и берут в Москве биопродукцию и, по сути, создали свою высокопродуктивную породу, улучшенную красно-пестрыми голштинофризами. Не так давно тут побывали специалисты из Сибирского отделения РАСХН и сказали, что такой хорошей породы, адаптированной к нашим суровым условиям, пожалуй, нет больше ни у кого в Сибири.

Всю работу в животноводстве здесь ведут на уровне настоящего племхоза. В частности, у контрольной группы коров исследуют кровь, чего не хватает – восполняют. И восполнять есть чем. Главный зоотехник Владимир Федоров говорит о многокомпонентных кормовых смесях, о сбалансированных комбикормах, о том, что ежегодно 650-700 гектаров засевают кукурузой…

-Это вы прислушались к рекомендации из края – иметь по гектару кукурузы на корову?

- Нас не надо убеждать!- возражает Владимир Иванович. - Это в колхозе давняя-предавняя традиция – иметь в избытке сочные корма.

И вновь приходит мысль, что многие приемы, считающиеся сегодня передовыми, в колхозе им. Кирова давным-давно освоены. И сами додумались, и учиться у других не стесняются. Колхоз первым в районе поставил современную летнюю доильную площадку, два года назад на нее пришел и молокопровод. А на фермах молокопроводы и танк-охладитель были установлены еще раньше. Весь даже очень сложный ремонт делают сами, племенное стадо создали своими силами. А ведь это самый малозатратный путь.

И в растениеводстве так же. Давно отладили сортосмену и сортообновление. Всегда имеют свои превосходные семена. Сравните: средняя урожайность зерновых в 1996-2000 годах была 17,4 центнера с гектара, в следующую пятилетку - 19,8, в последние годы уверенно выходят за 20 центнеров. В уборочную страду все зерновые всегда чистейшие. Как-то я по этому поводу заметил: жаль, нет сегодня звания хозяйства высокой культуры земледелия. «А мы этого звания удостоены еще в 1973 году и никому не позволим его отменить», - был категоричный ответ.

Семенами давно делятся с ближними и дальними коллегами. Много лет вплотную сотрудничают с селекционерами нашего АНИИСХа. А три года назад получили статус семеноводческого хозяйства по зерновым культурам и многолетним травам. Минувшей осенью мы захватили здесь начало обмолота на опытном поле, где по 40 гектаров было засеяно
суперэлитой пшениц Алтайская-105, Алтайская-110, Алтайская-530 и Апасовка.

Они давали по 30 и более центнеров зерна с гектара. Показывая то поле, главный агроном колхоза Евгений Бровкин тогда заявил, что вот он – будущий ближайший уровень, на который надо выходить хозяйству.

- Прежде всего себя обеспечиваем, но можем сейчас и продать по 600 тонн элитных семян 105-й и 530-й, а также 250 тонн гороха сортов Варяг и Аванс, - сказал Евгений Андреевич в эту встречу. – А по другим пшеницам можно будет с осени обращаться.

Добавлю, что за 2010 год колхоз получил 21 млн. 42 тысячи рублей чистой прибыли, вдвое больше, чем в 2009-м.

Стройкой по кризису

Чтобы лучше оценить достигнутое, сделаем экскурс в недавнее колхозное прошлое. Имею в виду сильную засуху, охватившую в 1997 году весь край. Тогда в колхозе взяли всего по 7 центнеров зерна с гектара, а кормов был вообще страшний недобор. Возили солому из Мамонтово, но коров сохранили. Зарплату стали задерживать. Да ко всему заделы-запасы (в том числе по машинно-тракторному парку), созданные в конце 80-х годов, тоже стали иссякать. В общем, сложнейший был момент.

И что вы думаете здесь сделали в первую очередь? Развернули… строительство. Поставили прекрасную новую столовую, а старую переоборудовали под пекарню. Тем дополнительно заняли людей. Великий все же психолог - председатель Петр Павлов: застучали топоры – пахнуло жизнью. Сказал ему о том.

- Без веры в лучшее нельзя, - ответил Петр Иосифович. – А знаете, как люди воспряли, когда мы в 2003 году (тоже было не лучшее время) 36 километров асфальта от колхоза до трассы протянули! Люди делают дело, для них ничего нельзя жалеть. Когда говорят, что на селе идет «битва за урожай» или там за еще что-то, не понимаю этого. Сельский труд – это жизнь, как всякая другая. Тракторист или доярка, как заводчанин или ученый, должны в нормальных условиях спокойно сделать свое дело, а потом отдохнуть и развлечься, как они хотят. И мы в колхозе давно не выживаем, как пишут про деревню, а живем полной жизнью и будем жить дальше. И даже лучше.

Когда года два назад механизатор Геннадий Маликов рассказал о достоинствах своего нового трактора «Нью-Холланд», я заикнулся о подворье – хватает ли сил еще и на него?

- А как же! – воскликнул Геннадий Иванович. – Мы все-таки сельский народ. Коровы, свиньи, овцы – голов пятьдесят держим. И почему не держать? Тонну зерна нам отпускают по 300 рублей, тонну зерноотходов – по 150. В страду обед, ужины практически бесплатно. Да много еще чего. Сейчас колхоз нас поддерживает даже больше, чем в советское время. Можно сказать, ни в чем не отказывает.

В словах механизатора уловил достоинство: колхоз-де создан для людей, чтоб им жилось лучше. Действительно, корма для подворий, доставка угля, вспашка огородов, услуги пилорамы – в общей сложности двенадцать льгот предусмотрены в хозяйстве для своих работников за щадящую, а то и просто символическую плату, а кое-что и вовсе без неё. В 2010 году на это колхоз направил 7,2 млн. рублей.

К примеру, берешься строить дом – половину затрат колхоз берет на себя. И строят. А дома здесь в основном кирпичные, большинство – со всеми удобствами. В целом село выглядит красочно: усадьбы утопают в цветах, много фруктовых деревьев, берез и елей. Приятно пройтись по асфальту улиц. И даже колхозная нефтебаза, что далеко за околицей, необычна для сельского вида. Здесь все упрятано под землю, ни запаха бензина или солярки, ни масляного пятна. Территория - в цветах, внутри конторки растут лимоны, фикус, живое дерево, работает телевизор, на окнах – шторы.

За девять лет, пока в крае по 2006 год включительно проводился конкурс на лучшее благоустроенное село, Урлапово – усадьба колхоза им. Кирова – один раз занимало третье место, другой - второе и семь раз подряд становилось первым. Это о многом говорит.

Всячески поддерживают школу, которая передана на баланс районной администрации. А вот детсад, клуб, столовую колхоз отказался передавать, чтобы они не зачахли, а функционировали в полную меру.

На столе – план сева. Жизнь продолжается

Вернемся к сегодняшним заботам. Что намечают на посевную, какие внесут коррективы против прежнего? Павлов приглашает главного технолога полей и главного технаря. Улавливаю, что у этой тройки все уже давно обговорено.

- Ни в какие крайности бросаться не будем, - говорит Евгений Бровкин. – Зерновой клин традиционно составит 5,5 тысячи гектаров. Там главное – пшеница и 750 гектаров гороха. Кормовыми культурами займем 2,6 тысячи гектаров. Единственное изменение – гречихи у нас было 300 гектаров, теперь будет 500. Столько же, как всегда, засеем подсолнечником.

- Про озимые скажи, - напоминает председатель.

- Да, осенью ими против прежних 180 засеяли 470 гектаров. И тут такой расчет: если часть вымерзнет, то там разместим просо. Его же так и называют страховой культурой. И еще планируем заменить оборудование в старом мехтоке. Вместе с доставкой и монтажом обойдется в 6,5 млн. рублей. Но это очень нужный объект: семена у нас будут еще более качественные.

Чувствуете, как главный агроном невольно выходит уже на уборочные и послеуборочные дела? Главный инженер Юрий Кокорин дополняет, что в этом году еще возьмут комбайны, 26-метровую канадскую борону, новейшие сеноподборщики.

- Комбайны «Нива» у нас уже сошли, уходят и «Енисеи», - продолжает Юрий Викторович. – Ставку сделали на «Векторы», «Доны», «Мега-Клаас». За последние годы обновили парк на 78 млн. рублей, много купили зарубежных высокопроизводительных машин. Но тут проблема: по отечественной технике агроснабженцы сервис расширяют, а по импортной его нет. А он нужен! Что до посевной, то ГСМ для нее в хозяйство завезли, механизаторов достаточно, ремонт агрегатов заканчиваем. В поле выедем, как погода позволит.

Председатель и тут остался верен себе: в разговор почти не вступал, лишь иногда кивая головой. Всегда он такой. О чем ни спросишь – отсылает к своим специалистам, механизаторам: «Ты с людьми сначала поговори – они тебе лучше скажут». Видимо, за много-много лет выработал такой вот управленческий такт. Всегда действует спокойно, без нажима – и его понимают.

Кстати, 40 лет, ровно половину существования колхоза, Павлов - в его руководителях. Сначала был главным инженером, а с 1979-го и по сей день – председательствует. Не могу не упомянуть один пора-зивший меня факт. Петру Иосифовичу за 70, а он без очков (и никогда их не имел) быстро читает любой текст. И рукопожатие у него крепкое. Думаю, что и во всех колхозных делах чувствуются зоркий председательский глаз и твердая рука.

Шипуновский район.

Фоторепортаж