Держим нос по ветру

00:00, 25 марта 2011г, Общество 1818


Держим нос по ветру Фото №1

Спокойно нашим автомобилистам не живется. То и дело создаются новые правила дорожного движения, регистрации автомобиля, его страхования, замены водительских удостоверений - только успевай держать нос по ветру. И как это в какой-нибудь Америке удается десятилетиями ничего не менять в этой сфере?

В скором времени автовладельцам предстоит изучить новые правила регистрации автомобилей. Предполагается, что ставить их на учет будет проще, а транзитные номера станут выдавать только в подразделениях ГИБДД, так как «предприниматели, занимающиеся оформлением договоров купли-продажи, реализуют регистрационные знаки «Транзит» по завышенным ценам. В среднем по стране она должна составлять 50 рублей, а торгующие организации взимают по 500 и больше», - сообщает департамент ОБДД МВД России. Кстати, срок действия «Транзита» теперь установлен в 20 дней.

Новости на автолюбителей сыпятся с завидной регулярностью: в Барнауле идет прокурорская проверка деятельности сотрудников ГИБДД, государство не будет субсидировать утилизацию авто-хлама, переложив эти расходы на плечи производителей, АвтоВАЗ прекратил производство самой дешевой «Лады» пятой модели, сотрудники автоинспекции получили полномочия на взятие отпечатков пальцев у водителей, остановленных на трассе, отечественные автомобили начнут оснащать системами, позволяющими автоматически вызывать «скорую помощь» и ГИБДД при авариях и так далее.

Автомобилисты края сталкиваются и с локальными проблемами. Перед Новым годом вдруг исчезли регистрационные знаки на автомобили, что доставило немало хлопот тем, кто в декабре-январе приобрел машину, а номер получить не мог. Лишь в середине февраля, когда ГУВД по Алтайскому краю закупило в Москве почти 90 тысяч новых знаков, проблема была снята. Однако в марте в Барнауле, Бийске и Рубцовске вдруг закончились бланки свидетельств о регистрации. Те, у кого истекал срок постановки автомобиля на учет, вынуждены были ехать в ближайшие районы и там проходить эту процедуру. Лишь на днях бланки в вышеназванные города поступили. Транспортный налог включили в стоимость топлива, а прежний – не отменили. Опять повод для недовольства.

 

В стороне от главных трасс

В отделение милиции Тогульского района инспекторы ДПС Евгений Скударнов и Евгений Кузнецов заглянули ненадолго. В коридоре ожидал своей участи их «подопечный» – восемнадцатилетний парень, на которого до этого им пришлось составлять административный протокол за езду на автомобиле без прав. Молодой человек вождению нигде не учился, экзамены на права не сдавал, однако приобрел старенькую отечественную «копейку» и сразу сел за руль. Гонял по селу, пока его не остановили сотрудники ГИБДД. Положенный штраф нарушитель так и не оплатил. Теперь должен понести наказание по суду – четверо суток административного ареста.

Оба Евгения говорят, что за последние годы на дорогах района стало больше молодых водителей. И если раньше подростки и парни постарше гоняли на мопедах и мотоциклах, то теперь пересели на автомобили. Едва исполняется 18 лет, получают права - и вперед. Подержанные «Жигули» сегодня проще приобрести, чем новый мотоцикл, да и последний стал не модным. Многим парням и покупать ничего не надо, берут старую родительскую машину, ездят по доверенности, а некоторые умудряются садиться за руль без прав.

Злостных нарушителей инспекторы уже знают в лицо.

В декабре прошлого года Тогульский райотдел милиции слили с Кытмановским. После укрупнения в отделении ГИБДД межрайонного отдела внутренних дел «Кытмановский» число сотрудников уменьшилось с десяти до восьми, объем работ увеличился.

Дороги в Тогуле контролируют три инспектора ДПС, Кузнецов и Скударнов обычно работают в паре друг с другом. Первый в ГИБДД с 2005 года, а до этого три года был участковым, второй – служит пять лет. Контролируют 180 километров основных дорог, а километраж проселочных никто не считал. Особенность района в том, что он находится немного в стороне от главных трасс края, поэтому интенсивность движения транзитного транспорта здесь ниже.

Начальник отделения ГИБДД межрайонного ОВД «Кытмановский» Вячеслав Воронцов сообщил:

- Тогульский район по уровню аварийности всегда был на хорошем счету в крае, как и Кытмановский, протяженность основных дорог в котором составляет 338 километров. Но в прошлом году в обоих районах аварийность выросла, в том числе со смертельным исходом. Например, в Кытманово пьяный водитель грузовика, выезжая со двора, по неосторожности задавил женщину, с которой жил. А в Тогуле минувшим летом молодые люди на иномарке развили большую скорость, не справились с управлением и на повороте врезались в бетонную стену. Закончилось это трагедией.

- Вячеслав Александрович, а что вы можете этому противопоставить?

- Проводим анализ причин ДТП и мест, где они произошли, устраняем на этом участке малейшие помехи безопасному дорожному движению. Наши сотрудники стараются выявлять отдельные категории правонарушений, которые могут привести к аварии. В первую очередь отслеживают нетрезвых водителей.

Их на дорогах района стало заметно меньше, значит, новые правила, ужесточившие за это наказание, работают. К тому же в райцентре начали оказывать услуги таксисты, и все чаще подвыпившие водители предпочитают вызвать такси, чем потом полтора года ходить без прав.

Воронцов отметил, что зимой ситуация на дорогах осложняется. В морозы инспекторы ДПС допоздна ездят между селами, проверяют, нет ли брошенного транспорта или замерзающего в заглохшей машине водителя. Если схватилась солярка, отказал мясляный шланг или большая фура не может сдвинуться с места, поднимают работников дорожной службы района: чистят участок дороги, организуют эвакуацию автомобиля, доставляют людей в тепло. Когда в феврале и марте налетают бураны, сотрудники ГИБДД сутками дежурят на основных трассах, принимают меры для оказания помощи застрявшим людям, информируют дорожные службы о том, где необходимо устранить снежные заносы. Конечно, водители благодарны им за выручку.

-А когда вы их останавливаете и оформляете административное нарушение, как реагируют, агрессивность не проявляют? – обращаюсь к Скударнову и Кузнецову. Оба Евгения почти хором отвечают: «Бывает».

- Грубое обращение: «За что меня остановили?» - с добавлением ненормативной лексики – это еще мелочь, - рассказывает Скударнов. - Осенью в ночное время моему напарнику пришлось оформлять протокол на нарушителя. Парень находился за рулем в невменяемом состоянии: черпал руками грязь с земли и кидал ею в инспектора, стараясь попасть в лицо. Увещевать нарушителя было бесполезно. В итоге за оскорбление инспектора парню присудили три тысячи рублей штрафа. В другой раз на нас с травматическим пистолетом кинулся житель соседнего района. Опять же в пьяном виде. Мы дежурили в центре у ночного магазина, где собирается молодежь. Гость начал стрелять в толпе. Пришлось его задержать, но он успел направить пистолет на Кузнецова, требуя его отпустить, и даже несколько раз спустил курок. Хорошо что промахнулся.

- А вам личное оружие применять в деле приходилось?

- К счастью, нет. По колесам уходящего автомобиля стрелять запретили, чтобы предотвратить более тяжкие последствия. И это правильно. Но мы все равно время от времени тренируемся на точность стрельбы. Иногда в поле остановишь машину, а там человек пять. Что у них на уме, сразу не выяснишь. Поэтому приходится соблюдать меры предосторожности. Один проверяет документы, другой прикрывает.

Как сообщил заместитель начальника межрайонного отдела внутренних дел майор Игорь Соколов, в прошлом году Скударнов с Кузнецовым по горячим следам раскрыли четыре преступления, связанные с кражей транспорта.

Когда им звонят: «У меня угнали машину!» - инспекторы cообщают об этом в дежурную часть и тут же начинают отслеживать вероятные пути следования угонщика. «Вводится план-перехват, выставляются посты. И это срабатывает. Хотя пятерых инспекторов ДПС на два района, конечно, маловато. В летнее время чаще всего преступления с использованием автотранспортных средств совершаются на полевых дорогах: украденный скот, металл, незаконно добытый лес стараются побыстрее вывезти в Кузбасс, до которого рукой подать», - поясняет Игорь Юрьевич.

Крупные ДТП в Тогульском районе, к счастью, редки, а вот бьются машины почти ежедневно. То на дороге занесет, и стукнутся друг о друга, то со стоянки невнимательно выезжают, задевая другие припаркованные автомобили. Так что местным инспекторам постоянно находится дело. А еще нужно работать со школьниками, проводить беседы и лекции по правилам дорожного движения. Особенно нравится им акция «Безопасное колесо». В прошлые годы тогульские школьники не раз занимали призовые места в краевом конкурсе. После реорганизации отдела милиции на два района остался один инспектор по пропаганде безопасности движения. Сегодня у него 30 школ, не считая детских садов.

Когда я спросила Вячеслава Воронцова, какие проблемы ему, как начальнику, сегодня спать не дают, он ответил, что не хватает на все времени и кадров. И надеется, что после завершения реорганизации органов внутренних дел улучшится техническая оснащенность сотрудников ГИБДД. А пока тогульские инспекторы ездят на единственной «пятерке» 2002 года выпуска, которая эксплуатируется круглосуточно. Мотор «жигуленка» фактически не выключается, поэтому ремонтировать машину приходится на ходу.

Тогульский район.

Обещают, что станет проще

На этой неделе вступил в силу приказ МВД России, который вносит существенные изменения в правила регистрации автомобилей.

Процедура заметно сократилась по времени. Например, теперь инспекторов не будет интересовать номер двигателя. Его не станут заносить в свидетельство о регистрации, укажут только в паспорте транспортного средства и в системе автоматического учета. При осмотре машины инспектор ГИБДД будет сверять с документами идентификационный номер (VIN), номера кузова (рамы) и шасси.

Облегчается задача продажи автомобиля. Теперь в большинстве случаев не придется сначала снимать машину с учета, потом ставить на него. Если бывший и новый собственник проживают в одном регионе, можно даже номер не менять. В учетные данные в ГИБДД просто внесут нового собственника. Точно такая же процедура предстоит в случае, если вы вступаете в наследство. Поскольку то в одном, то в другом регионе страны возникает нехватка номеров из-за бурных темпов автомобилизации населения, в новых правилах предусмотрена возможность выдачи б/у регистрационных знаков.

Отпала необходимость снимать машину с учета автовладельцу, переезжающему в другой регион. Достаточно зарегистрировать транспорт по новому месту жительства, а по прежнему адресу его снимут с учета в уведомительном порядке. Это как при перерегистрации самого человека. Он прописывается по новому адресу, а все остальное проделывается автоматически.

Если бывший собственник подал в ГИБДД документы, подтверждающие продажу машины по договору, а в течение 30 дней новый владелец ее так и не зарегистрировал, то действие регистрации прекращается. (Потом ее можно восстановить). Раньше некоторые несознательные граждане старательно избегали этой процедуры, чтобы, например, не платить налоги. В процедуре продажи автомобиля по доверенности ничего не меняется. Хотя у продавца, столкнувшегося с недобросовестным покупателем, появляется возможность прекратить регистрацию. Для этого потребуется заявить в ГИБДД, что машина неизвестно где находится. В этом случае регистрационные знаки с документами объявляются в розыск, а хозяин не платит налогов.

Если машина снята с учета для утилизации, то воскресить авто будет невозможно. Это тоже новация приказа.

В последнее время приобрела популярность практика постановки автомобиля на временный учет. Допустим, человек по работе переехал из одного региона в другой на длительное время. Чтобы не мотаться постоянно к себе домой, скажем, для прохождения тех-осмотра, ему проще зарегистрировать автомобиль по временному месту жительства. Но вернувшись на родину, эти люди нередко «забывают» снять машину с такого учета. В новом приказе предусмотрено его автоматическое прекращение, если истек срок временной регистрации гражданина. А также в случае прекращения срока действия доверенности, если таковая имелась.

Большой раздел приказа посвящен подаче документов на регистрацию или техосмотр в электронном виде, что уже практикуется при оформлении заграничного паспорта. В частности, уточняется, что все проверки начинаются, как только такая заявка подана. Это тоже позволит избежать очередей в регистрационном отделе ГИБДД.

Фоторепортаж