Убедительная конкретика

Чтобы рассказать о таких руководителях, как председатель СПК «Бурановский» Иван Кузнецов, не нужны красивые слова, красноречивее всяких слов его дела

00:00, 01 апреля 2011г, Общество 1601


Убедительная конкретика Фото №1

- Самая дорогая для меня награда – звание заслуженного работника сельского хозяйства. Ведь это самая благородная профессия – людей кормить! – неспешно говорит Иван Кузнецов, 27-й год возглавляющий СПК «Бурановский». - Работать с людьми и для людей – это сил добавляет! А от трудов – все наши доходы. Ими улучшаем жизнь. Она продолжается – и столько еще дел впереди. Осилим! Такая наша простая крестьянская работа.

Простота лучше сложностей

У Кузнецова всегда все «просто». Возражаем: деревне никогда не было легко, а уж ныне – тем более. Председатель скользнул двумя пальцами по подбородку и с хитроватым прищуром бьет нас конкретикой:

- Всегда столько шуму о посевной. А это самая размеренная кампания. Хлебоуборку к 5 сентября заканчиваем. Лишь в особо гнилые сезоны позже. И никогда вечером не молотим – ни к чему эта «куриная слепота». С бензином А-80, говорите, сейчас проблема? Мы его до следующего года завезли. И другие ГСМ с запасом.

Просимся в МТМ на ремонт. Но его нет: почти вся техника новая. Уже в этом году купили на 20 млн. рублей. Трактор К-744, три девятиметровые самоходные жатки – «уходим от косовицы комбайнами». Взяли третий посевной комплекс – ими будут засевать в день по 600 гектаров. В полную силу сейчас работает только молочный комплекс. Мы бывали на его строительстве. Тогда в Павловском
сельхозуправлении высказывали недовольство: «Консервативен чересчур Иван Петрович: лет на десять запоздал с реконструкцией ферм».

За Кузнецовым издавна закрепилась слава осторожного руководителя, чуть ли не тугодума. А он всегда поэтапно и по всем направлениям подтягивает хозяйство, включая условия труда и жизни. Так, в 2003 году здесь первыми в районе, вложив по софинансированию 7 своих миллионов, газифицировали село – и производство, и жилье. Колхоз предпочитает жить на свои кровные.

Впервые сдались, оценив условия нацпроекта «Развитие АПК». Тогда взяли на строительство и оборудование комплекса на 800 коров 46 млн. рублей на восемь лет (половину уже погасили). И как экономно возводили. Двор на 400 коров поставили по теплу в 2006-м, а на зиму прервались, чтобы не тратиться на отопление. Летом 2007-го перевели туда половину стада, осенью ввели вторую очередь. А проект заказывали только на первый двор, второй пошел под копирку.

Не признавая никаких «вдруг»

Многие хозяйства после модернизации ферм вдруг обнаружили, что добрых коров для них взять негде. В «Бурановском» селекционно-племенную работу давно поставили так, что ежегодно обновляют четверть стада своими первотелками. За 2006 год надоили по 5320 килограммов молока от коровы, став лучшими в крае. В 2010-м вплотную подошли к 6 тысячам. Теперь ориентируются на 7-тысячные надои. Но как это возможно при отсутствии выпасов? А сеют много трав, в том числе рапс на 300 гектарах.

- Сена хватит до свежей травы. По другим кормам всегда полуторагодичный запас. Кроме своей купили у сахарного завода дополнительно 40 тонн патоки. С зернофуражом не жмемся. Животноводство - основа наших денежных доходов, - говорит председатель. - А вот родилка на 80 коров. Дорого, в 9 миллионов обошлась пристройка, но объект нужный.

У Кузнецова все сделано так, что сюда со всего края ездят за опытом. Неслучайно тянул он и с реконструкцией. Во-первых, до конца использовали ресурс прежних ферм. А главное – сначала улучшили стадо, кормовую базу, доярки мастерством приросли – и с этим багажом вошли в новый комплекс. Все шестнадцать доярок в краевом клубе пятитысячниц, причем четверо – шеститысячницы: Галина Протас, Валентина Брусницына, Галина Милаева, Валентина Рубцова.

Как балансирует колхоз

- У нас 2130 голов крупного рогатого скота, 700 свиней. За год продаем 3300 тонн молока – вчетверо больше, и 280 тонн мяса – в два с лишним раза больше, чем в советское время. И во столько же раз больше зерна. За 2010 год средняя зарплата с учетом премий и натуроплаты приблизилась к 13 тысячам рублей, а сейчас превысила эту планку. - Иван Петрович сообщает об этом буднично, как о самом обычном деле. – За минувший год 29 млн. рублей чистой прибыли. Но это то, что на банковском счете. А еще на складах 4000 тонн товарного зерна. Хлеб всегда продаем в пик цены летом.

Многие молочные хозяйства сбрасывают шлейф - всех телят сразу продают населению, считая их содержание невыгодным. Таким Кузнецов прямо говорит, что не от большого ума так делают. Хозяйство должно быть многопрофильным и по отраслям, и внутри них. В «Бурановском» считают достижением, что по нормальному году доход от растениеводства и животноводства раскладывается поровну. В сложный сезон животноводы дают за 60 процентов, в урожайный – полеводы.

Прошлой осенью собрали около 11 тысяч тонн зерна. Но к реализации оставлено 4 тысячи. Где остальные? А за вычетом семян и натуроплаты его всегда с большой выгодой пропускают через молоко и мясо. То есть излишнее давление зерна на рынок снимают. В крае с недавнего времени такой подход объявлен одним из приоритетов.

И еще подчеркивает председатель: надо во всем снижать издержки. В наше-то время безумной дороговизны всего? Собеседник садится на любимого конька – конкретику. В колхозе 75 лошадей во многом заменяют топливный транспорт. Экономия! Приход более экономичной техники позволил хозяйству за 2010 год на 30 процентов (!) сократить расход ГСМ.

- Или платим 6 рублей за киловатт-час. Говорят, скоро он будет по 10 рублей. Купим автономные газоэлектрогенераторы и уложимся в два рубля, - продолжает председатель. - При газификации мы подобным образом поступили: 13 автономных котлов дают тепло и никаких громоздких разводящих сетей.

В прошлом году купили элитные семена пшеницы – нынче всю ее посеют высшей репродукцией. И еще на 200 гектаров возьмут элиты. Приобрели отборные семена овса, подсолнечник. Сочетают средне- и позднеспелые сорта. Так что урожай и доход в любом случае будут. Кстати, хозяйствует «Бурановский» не только на исконных землях, но еще арендовал 1200 гектаров на 49 лет в своем районе и 2900 га – в Ребрихинском.

Когда рядом - надежное плечо

- Мне везет на хороших людей, - говорит Иван Петрович. – В перестройку нашли общий язык с руководством Барнаульского меланжевого комбината, стали их подсобным хозяйством. Комбинат в нас вложил 800 тысяч рублей. Плюс сами не ленились. Людям стали выплачивать 13-ю зарплату, 14-ю, лечебные… Накупили хорошей техники. И после 1991 года не сидели, а крутились. Каждый месяц в Новокузнецк муку, растительное масло, мясо – оттуда уголь, оборудование для котельной. Запустили ее, подключили к центральному отоплению 170 квартир.

И тут Кузнецов выдал под дых своему брату-председателю (и директору тоже):

- Девяносто процентов вины за развал аграрного сектора в 90-е годы на руководителях хозяйств. И лишь десять – на управленцах района и выше. Не шарахаться надо было, а трудиться!

Председатель считает, что выстоять в трудное время помогли и помогают сейчас главный зоотехник Григорий Переверзев, главный инженер Александр Гоппе – оба в этих должностях почти четверть века. Другие специалисты и работающие с тех пор бригадиры. «Прекрасным главбухом была Зоя Алексеевна Степанова, она в 61 год ушла на пенсию. Все у нее по полочкам, весь колхоз как в зеркале». И еще называет имена. Ясно: была и есть в хозяйстве команда. Она постепенно обновляется: пришли молодые выпускники вузов в бухгалтерию, молодые агроном и главный агроном, ветврач…

- Но вот контраст. За последние десять лет вузы окончили 75 человек из Бурановки, а вернулись работать… двое. Еще нескольких взяли со стороны, - председатель излагает наболевшее. – Значит, еще сильно надо укреплять деревню, менять многое в аграрной политике. Нельзя же бесконечно держать село на диспаритете и в неведении, какие продукты и сколько будут нужны стране, - и тут же Иван Петрович оживляется: - А знаете, в последние годы больше рожать стали. Осенью в первый класс пошли 15 ребятишек!

Село сильно хозяйством

В Бурановке была начальная школа, Кузнецов открыл среднюю. Для нее построили типовое здание. Краевые власти поставили условие: 20 квартир - для учителей. «Будут!» - сказал председатель и за короткий срок выполнил обещание.

- Школа открылась – к нам сразу люди стали проситься на работу. При мне построили 120 квартир. И сейчас строят, но сами. А хозяйство бесплатно помогает кирпичом, железобетоном, транспортом. Возвели также Дом культуры, детсад, магазины, амбулаторию, центральный водопровод. Да много чего. В 1985 году заложили парк памяти, а позже - аллею вдов участников войны.

И все делалось одновременно с производственными заботами. Как хватало сил? Так все это нужно людям, и нельзя ничего оставлять на потом. Объекты соцкульт-быта передали муниципалитету – таков закон. Недавно вдруг закрыли амбулаторию - за долги по свету и отоплению. Кузнецов сразу в район: колхоз берет плату на себя – через день медучреждение открыли.

- Платим за отопление школы и во многом ей помогаем, - продолжает он. – Детсад передали сельской администрации - там его вскоре закрыли. Приходят: «Хотя бы одну группу…» Мы вложили сто тысяч в ремонт, открыли. Потом помогли открыть вторую группу. А водопровод никому не отдали, и он исправно работает. Будем эту сферу держать хозяйством, хотя многие из Бурановки работают не у нас. Два года назад мы до каждого двора асфальт протянули – село еще больше похорошело.

Уже давно установили доплату к пенсии от колхоза. При выходе на заслуженный отдых каждому деньгами выплачивают имущественный пай. В страду обеды и ужины стоят 1 рубль (совсем бесплатно нельзя). Да что мы все о делах и делах? А на хобби у председателя минутка находится?

- Много читаю. Люблю «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова, да и все у него. «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова - тоже оторваться невозможно. Как будто про нас написано.

Напоследок рискнули спросить:

- А как вас за глаза называют? Или не знаете?

- Как я могу не знать, что в селе, в хозяйстве происходит? Конечно, знаю: «Дед сказал», «спроси у Деда»… Думаю, это очень уважительно.

В прошлом году на отчетно-выборном собрании (проводится раз в пять лет) Кузнецов дал понять, что уже хватит ему руководить. А непослушные колхозники на такую просьбу выдали, по сути, мандат на бессрочное доверие: руководи, мол, пока хватит сил и разумения. Сам потом решишь. Этим все сказано.

Павловский район.

Фоторепортаж