ШКОЛА СТАНЕТ БЛИЖЕ

В КРАЕ СОЗДАЕТСЯ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

00:00, 01 апреля 2010г, Общество 2070


ШКОЛА СТАНЕТ БЛИЖЕ Фото №1

Эта новая для региона программа призвана обеспечить доступность образования детям с ограниченными возможностями. Благодаря современным технологиям дети, обреченные прежде на замкнутый образ жизни, смогут не только полноценно учиться, но и общаться со сверстниками. Такие виртуальные контакты упростят процесс социализации детей с ограниченными возможностями, и за этой формой обучения, по мнению педагогов, большое будущее.
Подробнее о проекте рассказывает заместитель начальника управления по образованию и делам молодежи Юрий Абдуллаев.

Умная, добрая школа

– С 2004 года началась реализация нового направления приоритетного национального проекта "Образование", которое называется "Дистанционное образование детей-инвалидов". Это очень важное направление в условиях модернизации нашей школы. Как сказал президент в своем послании, "школа должна быть умной и одновременно доброй". При таком отношении к учащимся добрая школа предполагает и равный доступ к образованию детей с ограниченными возможностями. В 2009 году в крае были созданы условия для 42 детей-инвалидов, обучающихся на дому. А всего с 1 сентября планируется начать обучение 80 с лишним детей с ограниченными возможностями.

В конце марта – начале апреля в край поступит оборудование, приобретенное по конкурсу. Общий объем средств, вложенных в 2009 году в реализацию этого направления нацпроекта, составляет более 15 миллионов рублей. При этом 12 миллионов – федеральная субсидия, а 3,5 миллиона рублей – средства краевого бюджета. На федеральные средства мы закупаем технику, аналогов которой сегодня в крае нет. Это специальные компьютеры для детей с ослабленным зрением, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Самое важное в проекте – расширить горизонты образовательной среды для ребят. Сегодня к ребенку-инвалиду, который прикован к месту проживания, ходит на дом педагог. Учитель вынужден преподносить программу своему подопечному в сжатом виде. К тому же никаких других информационных источников, кроме учебника, в распоряжении педагога нет.

Дистанционное обучение расширяет образовательные возможности. Оно позволяет в режиме реального времени через широкополосный доступ к сети Интернет общаться не с одним, а со всеми учителями, ведущими уроки в том классе, где обучается школьник. Благодаря этому ученик-надомник может участвовать во всех конкурсах и олимпиадах, он обретает доступ к цифровым образовательным ресурсам, разработанным Московским центром дистанционного образования. И самое главное – ребенок может общаться со своими сверстниками.

На первом этапе

– Как были выбраны эти восемьдесят счастливчиков и сколько на самом деле у нас детей, которые нуждаются в такой форме обучения?

– Основное условие – сохранность интеллекта, поэтому и выбраны дети, способные обучаться. Всего в крае 1052 ребенка-инвалида обучаются на дому на данный момент, из них только около половины не имеют противопоказаний по работе с компьютером и освоением дистанционных технологий.

Конечно, мы не говорим о том, что остальные ребята остаются за пределами нашего внимания. Там, где должна проводиться работа по социализации, мы ее ведем. Но проект стартует пока только среди детей, которые могут сесть за компьютер, которым не противопоказана эта работа. Таких детей у нас около шестисот.

Мы начинаем работу в этом проекте с тех ребят, которые проживают в Барнаульском образовательном округе, охватывающем кроме самого Барнаула также Новоалтайск, Павловск, Первомайский, Павловский и Калманский районы. В первый год реализации проекта для нас очень важно, чтобы система взаимодействия была отточена, отлажена. Проще это делать на близлежащей территории, куда мы намерены регулярно выезжать, поэтому пока отдаленные районы не берем.

Постепенно будем радиально расширять охват, и в дальнейшем сам проект предусматривает, что к 2013 году 90% всех детей-инвалидов, которые получали образование на дому, будут переведены на дистанционное обучение.

– А если вернуться к тем 42 ребятам, которые стали самыми первыми, что это за дети: какого возраста, какого этапа образования?

– Ребятишки разные, но в этом году мы стартуем проектом со старшей школы и планируем со временем поэтапно переходить к нижним ступенькам. Пока к начальной школе только присматриваемся. Прежде нужно отточить технологии обучения и подготовить педагогов к работе по ним. Это новое дело, и спешка может навредить. Но в любом случае начиная с 2011 года дистанционно начнут обучаться и дети начальной школы.

Расстояние – не помеха

– Учебные заведения края как-то участвуют в этом проекте?

– Безусловно. Алтайский краевой педагогический лицей является той базой, на которой создан краевой центр дистанционного образования. Он будет аккумулировать в себе все ресурсы, и он же начнет обучение надомников первого сентября. В лицее имеются необходимые площади, транспорт, есть достаточный опыт работы с детьми-инвалидами (лицей неоднократно проводил с ними профильные смены). А самое главное – есть желание работать в новых технологиях. При этом мы используем также и волонтерскую практику студентов, готовых работать с ребятами, которые будут приезжать в лицей, развивать их способности, делать совместные мероприятия. Это будет один большой класс, где дети смогут лично встречаться со своими учителями и сверстниками, чего они, к сожалению, сейчас лишены.

– Интересно узнать, как будет проходить процесс обучения.

– Очень просто. В соответствии с расписанием занятий в школе на своем ноутбуке или стационарном компьютере с веб-камерой ученик выходит в сеть через широкополосный доступ к сети Интернет, связывается со своим учителем. Они видят друг друга в боковом окошке, учитель предлагает обратить внимание на экран, где выдан план урока, ознакомиться с ним и, если нет вопросов, приступить к исполнению заданий. Занятия идут в режиме реального времени, то есть ученик занимается полные 45 минут, отведенные на школьный урок. Фактически это такое очно-заочное обучение, потому что оба участника урока друг друга видят, но сидят в разных помещениях. При этом предполагается, что учитель отвечает на вопросы ученика, которые возникают у него в ходе урока. Часто, как показывает опыт коллег Московского центра дистанционного обучения, контакты ученика с педагогом не ограничиваются только рамками урока. Дети могут позвонить в любое время: вечером, утром, задать свой вопрос в тот момент, когда он у него возник. То есть общение получается более насыщенным, постоянным.

Такую же активность может проявить и педагог. Дистанционные технологии позволяют имитировать физические явления, химические опыты и т.д. Все это поможет сделать общение максимально активным, творчески насыщенным.

А у ученика вырабатывается стойкая, четкая привычка обращаться к поисковым системам источников информации. Он не ограничен в выборе. Интерактивный формат предполагает получение знаний с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. Например, в живописи, графике, музыке. Все технические средства, позволяющие это делать, прилагаются в комплекте с учебным оборудованием.

Перспективы

– Каких учителей вы к себе приглашаете?

– Педагоги, которых мы выбираем для такой работы с детьми, должны помимо своих чисто профессиональных качеств и навыков обладать еще одним свойством: желанием работать в новой технологии и постоянно учиться самим. Без этого ничего не получится. Вот почему предпочтение отдается людям творческим и владеющим информационными технологиями. Мы рассматриваем проект дистанционного обучения детей-инвалидов как основу дистанционного обучения всех школьников края и отрабатываем технологию на этом направлении образования.

Она может быть использована, например, для школьников малокомплектных школ, которые не имеют доступа, скажем, к хорошему, качественному профильному образованию. А дистанционно это вполне реально.

– Проект дорогостоящий. Осуществляется с солидной помощью федеральных средств. Такая поддержка будет только на этапе становления или предполагается дальнейшее участие федерального центра в финансировании проекта?

– Помощь будет не только продолжена, но и увеличена с каждым годом. К 2013 году мы должны полностью охватить дистанционным обучением всю территорию Алтайского края.

– Кроме Москвы еще где-нибудь в России такой проект реализуется?

– В Чувашии. И для нас их опыт особенно ценен, потому что Москва – это все-таки мегаполис, а Чувашская республика – сельская, поэтому мы обратили внимание на те модели, которые можем применить у себя в крае. Хотя республика существенно отличается от нашего региона и по плотности населения, и по социально-экономическим условиям, но между нашими селами много общего, поэтому мы постарались их опыт адаптировать к нашим особенностям. Внедрение проекта идет по окружному принципу в рамках действующих образовательных округов, чтобы в каждом из них был свой центр дистанционного образования.

Фоторепортаж