Неразлучные: художник и модель

00:00, 28 апреля 2011г, Культура 2039


Неразлучные: художник и модель Фото №1

На этой неделе завершился совместный проект трех барнаульских галерей под названием «Он и Она»: у зрителей появилась возможность оценить выставку мужских портретов, созданных женщинами, в павильоне современного искусства «Открытое небо», и выставку автопортрета в галерее «Бандероль». А до 1 мая будет работать экспозиция женского портрета в галерее «Турина гора». 

Изначально проект затевался как своеобразное гендерное исследование портретной живописи, графики и скульптуры алтайских авторов. «Вечная тема двух начал, мужского и женского, попытка осмысления собственной личности неизменно находит отражение в творчестве художников» – гласил анонс. Впрочем, была у организаторов и еще одна цель, более чем благородная: дать зрителям возможность насладиться столь редким для барнаульских выставок жанром. Ведь не секрет, что местное изобразительное искусство всецело сконцентрировано на пейзаже, и для многих художников главной музой является дивная алтайская природа. А учитывая техническое разнообразие представленных в проекте работ (тут не только реалистическая живопись, но и всевозможные пластические эксперименты, изобилие прекрасной графики, скульптура и работы в смешанной технике), было бы совсем неразумно пропустить это событие.

Еще одно бесспорное достоинство проекта в том, что его участниками стали как признанные мастера, так и малоизвестные молодые авторы, причем для некоторых это практически дебют на серьезном уровне. Единственным же недостатком этой тройной экспозиции является именно ее разбросанность по трем выставочным площадкам: стоит зрителю упустить из виду хотя бы одну из выставок, и сложное смысловое единство разрушится.

Кстати, на это самое единство работает и цветной буклет, выпущенный в преддверии вернисажа. В нем приведены ответы художников-мужчин на вопрос «Женщины в вашей жизни» и, соответственно, мысли женщин – о мужчинах. Некоторые ответы весьма лиричны, ну а кто-то подошел к теме с большим юмором. Например, Юрий Иванов, представивший на выставку «Она» картину «Пазырыкская принцесса», ответил: «Чем больше их (женщин, в смысле. – Прим. ред.), тем лучше». Юрий Юрасов считает женщину «гигантской самодвижущейся проблемой». А Владимир Каминский, представивший картину «Модница» в смешанной технике, лаконично признал, что женщины – это «всё».

Упомянутая работа Владимира Каминского, кажется, в концентрированном виде представляет суть женского портрета и, вероятно, вообще суть женщины в восприятии мужчины: она как бы вся состоит из огромных глаз, губ и серьги, а также безумной прически. Впрочем, если это, скорее, милая шутка, то большинство других авторов, участвующих в выставке «Она», вполне серьезно отнеслись к задаче польстить своим моделям. Волоокие красавицы в изысканных одеждах и украшениях, загадочные, как бы выразительно молчащие и отражающие любые попытки вглядеться в душу – таковы героини экспозиции в галерее «Турина гора». Довольно странно, если учесть, что большая часть работ изображает жен, дочерей, сестер и прочих близких и любимых женщин, а не наемных натурщиц.

Впрочем, коллегам-художницам проникновение в духовный мир мужчины-модели удалось, в общем-то, не лучше. И понятно, почему: в своих ответах на вопрос «Мужчины в вашей жизни» большинство авторов-дам признает, что это совсем другая планета, другой взгляд, недоразумение и инопланетянин. Словом, Другой – совсем. Однако большинство работ исполнены искренней, просто жгучей нежности автора к модели – сыну, мающемуся за фортепьяно (трогательная картина Натальи Акимовой), брату, любимому учителю или кумиру в искусстве (портрет Василия Рублева работы Людмилы Кульгачевой или картина памяти художника Владимира Добровольского работы Юлии Кикоть) да и просто любимому.

Пожалуй, самой сильной (по качеству работ, психологической глубине и яркости художественных высказываний) получилась именно выставка автопортрета в «Бандероли», лишенная всяких гендерных подоплек. Видимо, для барнаульских мастеров лучшие модели – это они сами. В экспозицию вошли превосходные работы ушедших из жизни барнаульских художников Василия Рублева, Людмилы Кульгачевой и Владимира Квасова, а также здравствующих Ларисы Пастушковой, Татьяны Ашкинази, Сергея Боженко, Владимира Каминского, Альфреда Фризена, Юрия Юрасова, Дениса Октября, Сергея Пашкова, Алексея Дрилева, Сергея Дыкова, Анатолия Корчуганова и многих других.

А на тему отношений полов (да и на все прочие темы проекта) исчерпывающе высказался Юрий Юрасов, создавший в прошлом году остроумную вещь «Художник и модель». На ней эти двое – томная обнаженная блондинка и бородатый мастер в свитере срослись то ли носами, то ли половинами лица, держатся за руки и, в общем, неразлучны, какие бы недоразумения ни сопровождали их совместное существование. 

Фоторепортаж