Города-призраки: Бобырган

Скалистое возвышение Семинского хребта нередко предстает перед глазами путешественников как древняя крепость

00:00, 29 апреля 2011г, Культура 5754


Города-призраки: Бобырган Фото №1

Ранней весной 1999 года «Алтайская правда» сообщала о телефонном звонке читателя Сергея Апалькова, который, проезжая в Советском районе по трассе Платово - Шульгин Лог - Сетовка, в седловине горы Бобырган (иногда пишется Бабырган) увидел очертания стен какого-то древнего города. Проверить сообщение читателя толком не удалось, так как в горах еще был снег. Однако за прошедшие годы набралось немало интересных свидетельств, на которые обращали внимание не только исследователи необычных природных явлений, но и рядовые путешественники. 

Горный часовой

Гора Бобырган – это первая вершина, которую можно видеть из окна автомобиля, направляясь по Чуйскому тракту в Горный Алтай. Она расположена в 14 километрах к западу от села Платово Советского района. И в хорошую погоду ясно видна как возвышение над Катунью. Это и неудивительно, ведь абсолютная отметка составляет 1008,6 метра. Бобырган – самая высокая точка на многие километры, с его вершины открывается живописная панорама долины Катуни, видны десятки сел Советского и Майминского районов.

Гребень Бобыргана сложен отдельными скальными выходами высотой до двадцати метров, имеющими живописные формы выветривания в виде столпов. Воображение сразу же дорисовывает древнюю крепость с массивными воротами. Однако неоднократно не только одиночки, но и группы людей наблюдали на вершине горы средневековый белый город с башнями, часовнями и оборонительной стеной вокруг.

Считается, что Бобырган – это бывший вулкан. По свидетельству этнографа и исследователя Сибири Григория Потанина, в XIX веке склоны горы и прилегающая территория были покрыты большими таёжными массивами из кедра, сосны, лиственницы. Однако в ходе хозяйственного освоения предгорий Алтая в конце XIX – начале XX веков, а также в годы Великой Отечественной войны они подверглись интенсивной вырубке.

Исследователь Алтая Николай Ядринцев отметил: «Гора Бобырган состоит из трех вершин. На самой высокой находится озеро с прозрачной водой». Говорят, что еще полвека назад в кратере был небольшой водоем, теперь же там, в гранитных отложениях, лишь после дождей накапливается влага.

Местных жителей беспокоит, что в последние годы возросла угроза выветривания почв и возникновения пыльных бурь, исчезают родники на склонах Бобыргана. Прежде каждая из семи деревень у подножия горы имела свой источник, сейчас их сохранилось только два, да и те требуют восстановления.

В 2000 году жители села Платово на восточном склоне горы высадили около 500 маленьких кедров, но посадки уничтожил сельхозпал. Спустя десять лет в администрацию края в рамках акции «Мое предложение губернатору» поступил проект «Бобырган. Новый век». Инициативная группа местного учителя Дмитрия Смоленцева в 2010 году осуществила начальные посадки саженцев сосны и кедра и намерена в ближайшие годы занять ими территорию до четырех-пяти гектаров. Также в планах энтузиастов не только воссоздать былой облик горы Бобырган, но проводить информационную работу с местным населением, создать зоны экологического туризма, условия для детского и семейного отдыха.

Место родового почитания

Группа «Бобырган» намерена определить исторические места поселений алтайского рода тодошей, о которых упоминал Григорий Потанин, с последующим созданием этнографического парка-музея. Это племя занималось преимущественно охотой. А гора, на которой или близ которой они жили, считалась священной.

Исследователь Леонид Потапов в книге «Культ гор на Алтае» утверждает, что почитание гор – весьма древнее и распространенное явление, вошедшее даже в некоторые религии. Вспомним хотя бы культ Олимпа в Греции, Синая – у палестинских евреев, Гималаев – в Индии.

Бобырган считается родовой горой у представителей сёков тодош, очы, чапты и чагандык.

В начале 2011 года тогдашний эл башчы (неформальный духовный лидер. – Ред.) алтайского народа, известный в Республике Алтай общественный деятель Борис Алушкин предложил назвать горно-алтайский аэропорт именем горы Бобырган. Его идею поддержал спикер Эл Курултая Иван Белеков, но не разделил гендиректор ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» Виктор Пупышев, по словам которого, «для этого более подходит имя достойного представителя алтайского народа».

Григорий Потанин писал, что «священные горы как алтайцы, так и улухемские урянхайцы ознаменовывают устройством на их вершине «обо» из камней или хвороста, на который навешивается «ялама» (то есть жертвенные ленточки). А Леонид Потапов утверждал, что «у алтайцев каждый проходящий или проезжавший мимо «обо» обязательно бросал камень в общую кучу или вырывал из гривы лошади пучок волос и привязывал его к кустику, деревцу или хворостине, находящейся около «обо»,
в честь горного духа».

Есть у алтайцев и предания о загадочном городе-крепости. Об этом пишет в книге «Алтайские инородцы» православный священник-миссионер Василий Вербицкий. В современный ему период эта крепость якобы была заселена наполовину.

А легенда, записанная им, гласила, что Тенгере-воин заставил царя Жар-Шаалты выстроить келем – крепость с каменной стеной в 80 саженей, а в крепости той было восемь ворот и восемь молитвенных домов – сюмэ. И предрек: будет время, и эта крепость наполнится жителями. И тогда будет конец народам.

Существует ещё одна очень странная легенда о том, что внутри этой горы живут люди, которые выйдут из своего подземного города в день «конца света».

Вот такие грозные предзнаменования…

Белка-летяга

Ученые-этимологи не исключают, что слово «Бобырган» – чьё-то личное имя. Но большинство из них склоняется к тому, что «Бобырган» переводится с алтайского языка как белка-летяга – зверёк, живущий в черневой тайге, на хвойных деревьях. Это животное очень чувствительно к погоде. Перепонки её лапок покрыты остью и подшерстком, имеющими разноименные заряды. В представлении древних народов Алтая белки-летяги, предупреждая о надвигающемся ненастье всё живое, издают перед грозой и дождём характерные звуки. Давно замечено, что за два часа до перемены погоды они цокают, прыгают, сопровождая всё это тоскливым заунывным криком.

Способность белки предсказывать погоду, вероятно, была перенесена на гору Бобырган. Если её вершина четко видна – значит, будет хорошая погода, но если за нее зацепилась тучка – жди ненастья.

Согласно легенде, бог Тенгри, разгневавшись на белку-летягу за то, что она обидела его сына, метнул в нее молнию, и летяга, раскинув лапки, превратилась в гору с одноимённым названием. С тех пор, чтобы предупредить о ненастье, Бобырган и закрывается облаками.

Изображение белки-летяги украшает бубен шамана сёка тодошей. «Оживление» бубна и освящение проводились в праздник солнцеворота 22 июня и 22 декабря на Бобыргане без присутствия женщин, которым в любое время доступ на её вершину воспрещен. Шаманисты запрещают им даже смотреть в её сторону. Подобный ритуал принят и в ряде других верований, в том числе и у буддистов, в чем я убедился в Монголии.

Гранитные останцы

Понятно, что интрига – существовал ли (существует ли) на самом деле на вершине Бобыргана город-крепость, занимала и занимает не только праздных путешественников, но и исследователей разных толков.

Те, кому удавалось подняться на вершину этой горы, отмечали, что при ближайшем рассмотрении она, увы, представляет собой плато. Правда, его украшают небольшая осиновая рощица да многочисленные гранитные и сиенитные останцы высотой пять-двадцать метров. Эти необычные скальные образования, возникшие в результате воздействия ветра, воды и солнца, превратились в причудливые башни, бастионы, изображения божеств, человеческих лиц, животных. Поэтому неудивительно, что каждый здесь видит своё – то, что он хочет видеть.

Например, непугливые ровно в полночь в пору полной луны могут увидеть лицо Бобыргана. Для этого нужно отойти метров пятнадцать на восток от скалы Трибуна на вершине горы и резко повернуться назад. Тогда перед взором возникнет огромная голова алтайца.

Несомненный интерес для визуального осмотра представляют грот, расположенный к северу от седловины горы, а также заваленная пещера размером около двух метров. Но они, насколько мне известно, не исследовались археологами на предмет обитания в них древних людей. Стенки этих естественных полостей закопчены, но, вероятно, сравнительно недавно. Тем не менее для исследователей представляет большой интерес не только вершина, но и подножие Бобыргана.

Около села Платово сохранились следы селевого потока. По-научному этот памятник природы называется «Земная рябь». Площадь, занятая селем, – 400 гектаров. «Земная рябь» появилась здесь, видимо, в результате «всемирного потопа» местного значения: палеоозеро, заполнявшее когда-то Чуйскую степь, прорвав по каким-то причинам природную плотину, утекло вниз, оставив земную волну и беспорядочно разбросанные валуны.

Гранитные же выходы характерны не только для Бобыргана, но и для сопок Баданья, Монах, Сурья, Воструха, гор Камешок и Круглая, скалы Четыре Брата. У подножия самой высокой точки Советского района имеется рукотворное озеро, откуда берет свое начало река Сетовочка. А еще в районе имеются водоемы, где зимуют лебеди и разводят форель.

Место тысячи молний

Гораздо больший простор для фантазий – у исследователей аномальных явлений.

- Наши исследования показали, что под Бобырганом проходит геопатогенная зона, то есть разлом в земной коре, – комментирует итоги экспедиции на гору в 2009 году Елена Мельникова, барнаульский уфолог. – Кроме того, здесь присутствуют крупные магнитные узлы и многочисленные некрогенные зоны – то есть зоны смерти, места убийств, в которых появляются призраки. В процессе осмотра мы обнаружили много валунов большого размера, скорее всего появившихся после землетрясения 2003-го. Вот под этими завалами, полагаю, и находятся остатки разрушенного города-крепости, легендарной Грустины, воздвигнутой в предгорьях Алтая, о которой упоминал еще Геральд Меркатор, крупнейший картограф XVI века.

Член Алтайской краевой уфологической ассоциации Елена Мельникова утверждает, что над Бобырганом регулярно наблюдают светящиеся шары, а в 1980-х годах здесь разбился самолет. Упомянутый же грот, по результатам проведенной ею биолокации, использовался как стоянка древних людей.

Новосибирский доктор геолого-минералогических наук Алексей Дмитриев считает, что треугольник между сёлами Майма, Платово и горой Бобырган является «местом тысячи молний», аномальной зоной, характеризующейся значительно повышенной грозовой активностью. Он ссылается на исследования, которые показали, что здесь за 60 секунд бывает по 100 и более грозовых разрядов, в то время как в других местах за это же время лишь до 15.

Учёные Сибирского отделения РАН зафиксировали и обработали данные о более чем 14 тысячах грозовых разрядов в этой местности и установили, что грозопроявления в этих местах являются прямым продолжением процессов, происходящих на Солнце. А Горный Алтай смело можно отнести к гелиочувствительным зонам – все происходящие здесь природные процессы связаны с нашим светилом.

«Может быть, здесь есть преобразования физических полей, которые позволяют проявляться дополнительным видам энергии», - предполагает Александр Шитов, кандидат технических наук, старший преподаватель Горно-Алтайского госуниверситета.

Кстати, новосибирский ученый Алексей Дмитриев кроме аномалий горы Бобырган обнаружил в том же районе еще и «северное сияние», напоминающее бьющий из земли факел.

* * *

… В мире сохранились города-крепости, расположенные на вершинах гор. К примеру, священный город Мачу-Пикчу в Перу, который начали возводить в 1459 году. Он был недоступен врагам благодаря глубоким ущельям и высоким горам. Но известен еще и как комплекс из десятков объектов, построенных из камня. Таких, как храм Солнца, дома служительниц- девственниц – эскохидас, и акведуки, пробитые в горах.

Как знать, если бы вершину горы Бобырган исследовала серьезная комплексная эспедиция, то, может, и нашла следы древнего города? 

Фоторепортаж