И берег левый нужен нам, и берег правый

По какому пути пойдет интеграция между Барнаулом, Новоалтайском и Первомайским районом

00:00, 12 мая 2011г, Общество 1653


И берег левый нужен нам, и берег правый Фото №1

Первоапрельская шутка о том, что пустили трамвай между Барнаулом и Алтайкой, возможно, в недалеком будущем перейдет в разряд инвестиционных проектов. Только вместо трамвая по мосту через Обь покатится троллейбус. Во всяком случае такое предложение вполне серьезно звучало на недавнем заседании совета администрации края под председательством губернатора Александра Карлина, где обсуждали проект схемы территориального планирования Барнаульской агломерации.

Разговоры о присоединении Новоалтайска к Барнаулу шли давно. И если бы пойма Оби, разделяющая два населенных пункта, регулярно не заливалась вешними водами, то этот процесс давно завершился бы естественным путем. Но природа не пускает. Теперь уже Новоалтайск и Барнаул никто не собирается сливать в одно муниципальное образование, тем более у каждого есть свои органы власти и утвержденные планы развития. Теперь надо эти планы скоординировать таким образом, чтобы развитие каждой территории не мешало, а, наоборот, усиливало другую. Как сказал губернатор края Александр Карлин, надо решить задачу поддержания в рабочем состоянии и развития транспортной, энергетической и иной инфраструктуры для роста экономики и социальной сферы столицы края, Новоалтайска и Первомайского района.

Эта задача решается в рамках так называемой Барнаульской агломерации, которая существует с позапрошлой осени. Был заключен договор с профильным проектным институтом «Гипрогор» (г. Москва) на разработку схемы территориального планирования Барнаульской агломерации. И вот 5 мая директор института Михаил Грудинин и его заместитель Виктор Дуда докладывали членам совета администрации итоги своей работы.

Расскажем читателям о наиболее интересных, на наш взгляд, предложениях, прозвучавших во время презентации.

Во-первых, московские проектировщики считают, что надо в максимальной степени использовать существующую территорию Барнаула и Новоалтайска за счет свободных площадей, уплотнения и модернизации усадебной застройки, многофункционального использования территорий производственных зон. Короче, слишком просторно живут барнаульцы и тем более новоалтайцы - ни в какое сравнение с аналогичными по масштабам городами России.

Предлагается точечная застройка жильем центральной части городов и более кучная, преимущественно малоэтажная застройка пригорода с полным комплексом инфраструктуры. Виктор Дуда назвал две крупные площадки, где можно бы разместить по 50-70 тысяч человек. На левом берегу – между населенными пунктами Центральный и Лебяжье и Змеиногорским трактом. На правом берегу – площадка Берниково. Эти городские образования надо связать с Барнаулом и Новоалтайском хорошими дорогами. Северо-восточнее берниковской площадки запланировано место под парк развлечений.

В районе Новомихайловки и Лесного могут быть сконцентрированы производственные объекты, так как Новомихайловка находится в зоне подлета самолетов и неблагоприятна для жилищного строительства, а западнее Лесного предусмотрено размещение мусороперерабатывающего завода. Строительство еще одного мусороперерабатывающего комплекса намечено в северной промзоне Барнаула. Он будет сориентирован на переработку не только барнаульских отходов, но и из Новоалтайска и других населенных пунктов.

Из предложений по развитию транспорта вызывает интерес строительство северного обхода Барнаула. В качестве первого этапа может рассматриваться участок от Змеиногорского до Павловского тракта. Транспортно-логистические узлы (а попросту -большие склады) москвичи рекомендуют строить прежде всего в районе Новоалтайска, где идет Чуйский тракт. Впрочем, и без их рекомендаций торговые фирмы «Мария-Ра» и «Аникс» уже реализуют такие проекты.

При рассмотрении туристско-рекреационного потенциала агломерации Виктор Дуда назвал Барнаул транзитным туристическим центром, чем вызвал явное недовольство вице-губернатора Михаила Щетинина. По мнению куратора этой отрасли в крае, Барнаул надо рассматривать как центр культурно-исторического наследия, который сам по себе привлекателен для туристов.

Не очень понравилось членам совета и то, что проектировщики не рекомендовали создавать жилой массив в пойме Оби между Барнаулом и Новоалтайском.

- По нашему мнению, до детального научно-практического исследования вопроса никакие виды строительства на этих экологически ценных и потенциально затопляемых территориях недопустимы, - заявил Виктор Дуда. При этом он опирался на рекомендации Института водных и экологических проблем СО РАН, который масштабных исследований не проводил из-за отсутствия необходимого финансирования. Сколько для этого надо денег, тоже неизвестно. Надо считать.

Между тем существуют исследования других научных заведений, а главное - опыт в пользу ведения строительства на намывных территориях. У некоторых крупных барнаульских фирм давно чешутся руки намыть на правом берегу площадку высотой 6-7 метров и построить на ней жилой микрорайон.

- Нам надо понять, что дешевле: намыть правый берег и построить микрорайон в километре от центра или тащить транспортную инфраструктуру за много километров на другой конец города, - задавался вопросом Игорь Савинцев, глава администрации Барнаула.

А Михаил Щетинин вообще выступил за коридор, который связал бы инфраструктуры двух городов.

- Подходя к вопросу создания агломерации, мы предполагали, что развитие территории между Барнаулом и Новоалтайском пойдет через строительство предприятий, жилья, сформирует не только транспортную, но и социальную стяжку, - сказал вице-губернатор. - А если мы будем точечно осваивать, как предлагается в проекте, нам на это потребуется 20-30 лет.

Предложения главы Новоалтайска Александра Иванченко оказались не такие масштабные. На первоначальном этапе он хотел бы перевести телефонную связь с междугородного тарифа на местный и запустить троллейбусный маршрут между городами, а уже со временем перераспределить специализацию. Барнаулу он отводит роль офисно-деловой столицы, Новоалтайску – место для развития промышленности и индустрии развлечений.

Но все главы муниципалитетов высказали мысль (и глава региона их поддержал), что для детальной проработки всех предложений кроме ныне существующего совета агломерации нужен некий постоянно действующий исполнительный орган. Может, тогда процесс взаимопроникновения пойдет быстрее.

Справка «АП»
Городская агломерация - компактная группировка поселений, объединенных многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Такие агломерации сформированы по всему миру вокруг столиц. А Министерство регионального развития России взялось за организацию агломераций на базе столиц регионов. Их уже около сорока.

Фоторепортаж