Звучать всегда!

00:00, 27 мая 2011г, Общество 2804


Звучать всегда! Фото №1

Маленький рубцовчанин Валера Гильманов мечтал стать водителем троллейбуса. «Вот был бы у меня красивый голос, - думал он, - я бы им остановки объявлял!..»

С солистом Большого театра, лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» Валерием Гильмановым и его концертмейстером, преподавателем Рубцовского музколледжа Еленой Журавкиной встретился корреспондент «АП».

- Валерий, с чего началась ваша музыкальная карьера?

- С музучилища: в детстве я пел в хоре, в школьных вечерах участвовал, но в музыкальной школе не учился.

Окончил восьмилетку, жизненную дорогу не выбрал. Решил, еще два года отучусь - может, какие-то мысли на тему «кем быть?» придут. Но они так и не пришли
(смеется). Случайно наткнулся в газете на объявление о приеме студентов в Рубцовское музучилище. На отделение хорового дирижирования музыкальная подготовка не требовалась. Безо всяких консультаций я явился сразу на экзамен.

Начали проверять музыкальные данные - ничего не могу спеть. Исполнять на школьных вечерах популярные песни – это совсем другое, оказывается. Но как-то я смог показать свой голос, стихотворение прочитал. Спасло то, что в хоре всегда не хватает мальчиков, взяли. Очень быстро пошел в гору, освоил фортепиано, музыкальную грамоту. Педагоги по вокалу заметили мои данные, рекомендовали поступать в Новосибирскую консерваторию.

 

- Валерий , и кто же дал вам путевку в жизнь?

- В Рубцовском музучилище - Галина Александровна Колосова, Ольга Павловна Чернявская, Валентина Ивановна Мягкова.

Елена Журавкина: - Я как-то Ольгу Павловну спросила: «А когда же у Валеры «голос пошел»?» Она рассказала. Как-то на уроке Валера распевался, Ольга Павловна за фортепиано машинально брала аккорды, задумавшись о своих проблемах. И вдруг в какой-то момент она поразилась звучанию низких нот у своего ученика - это было полной для нее неожиданностью. Она его как бы случайно распела.

- Голос вам достался по наследству?

- Я родился в Рубцовске, мама работала на железной дороге. Причем не на большой, а на заводской. В семье музыкантов не было. Мама - она родом из Татарстана - вспоминала, что бабушка хорошо пела. Я бабушек-дедушек не знал, в Татарстане никогда не был и, к сожалению, по-татарски даже не говорю.

- Мама поощряла ваш интерес к музыке?

- Как человек, который музыкой никогда не занимался, считала, что это не работа: «Бери лопату и копай – вот работа!» Но когда позже я в Рубцовске давал концерты, она приходила в восторг, хоть и не понимала, почему люди так хлопают, почему им нравится мое пение. У нас же на телевидении - что? Сплошь эстрада, «Белые розы»… Она не слышала оперное пение. А, оказывается, люди это любят, аплодируют…

Елена Журавкина: - «Я ничего не понимаю, а людям нравится…» - совершенно растерянная, сказала Галия Камалиновна моей маме. Такой был очень трогательный случай: Валерий пел, а мама его по залу шла – на один ряд присядет, на другой, осмотрится, а зал встает, кричит её сыну «браво!»…

- После окончания консерватории вы работали в Новосибирском театре оперы и балета. Именно за роль из его репертуара получили «Золотую маску»…

- Это был мировой проект, «Молодой Давид» Владимира Кобекина - первая опера в постановке Дмитрия Чернякова (известный российский оперный режиссер, неоднократный лауреат «Золотой маски». - Прим. авт.). Музыка в «Давиде» очень своеобразная, написана современным языком и очень трудна в вокальном отношении. Меня выдвинули на премию в номинации «Лучшая мужская роль» за партию царя Саула.

2000 год был переломным, вся моя жизнь изменилась: премия, переезд в Москву, театр «Новая опера». А еще с получением премии совпала моя встреча с Ростроповичем. Я успел в мэрии Москвы принять поздравления и в этот же день улетел в Мадрид – петь в опере «Леди Макбет Мценского уезда», которую ставил Мстислав Леопольдович.

- Каким образом судьба свела вас с Ростроповичем?

- Алексей Людмилин, бывший в то время главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета, был знаком с Ростроповичем. Мстислав Леопольдович позвонил Людмилину: нужна команда для постановки оперы Шостаковича. Планировали поставить ее в Испании и позже показать в других странах. Людмилин рекомендовал меня. Я приехал в Москву под Новый, 2000 год, чтобы прослушаться у Ростроповича. Он и Вишневская приняли меня у себя дома. Я спел отрывок из спектакля - Ростропович меня взял. И началась эпопея… У нас прекрасно прошла премьера в Мадриде, там очень хороший симфонический оркестр. Где бы потом мы ни выступали, такого оркестра не было! Сыграли премьеру в Королевском театре «Реал», где только что окончили ремонт, очень хорошо оснастили технически. Потом мы побывали во Франции, Италии, Аргентине, Германии.

Спектакль был, конечно, современный. Оркестр сидел на сцене, основное действие происходило перед ним. Дирижера мы видели на мониторах. Ростропович был главной фигурой, не мы. В опере много оркестровых фрагментов, которые, естественно, с блеском дирижировал Мстислав Леопольдович. Его брали крупным планом, проецировали на всю сцену. Это было здорово, зал просто взрывался!

- Каким вам запомнился Ростропович?

- Сложный человек. Но в то же время очень добрый и веселый. Он даже когда знакомился, представлялся: «А я – Славик!» У кого-то из нас был день рождения, его пригласили в гостиницу – пришел с Вишневской. Он… весь свой! Но если обидят – не прощал. В Неаполе некоторые оркестранты начали уходить с репетиции: «Эту музыку мы не понимаем и не будем играть!» Он: не хотите – не надо, забрал партитуру и ушел. И как бы потом продюсер ни уговаривал, ни извинялся, Ростропович уехал. Его было не остановить. А в жизни очень приятный человек. Вишневская – другая. Но было видно, что они друг друга понимали, уважали, дополняли. Друг в друге души не чаяли.

- Как сложилось в Большом театре?

- В Большой я попал в 2002-м. Хотя у меня даже не было порывов, Большой был недосягаемой мечтой. Но один музыкальный критик услышал меня в Новосибирске, я ему понравился…

Елена Журавкина: – Валерий маму тогда привел на «Хованщину». А его героя во втором действии убивают. Он маме сказал: «Меня во втором действии убьют, и мы с тобой домой пойдем!» Выходит он после второго действия, мамы нет. Вахтерши ему: «А она после первого ушла!» Оказывается, испугалась: «Будут убивать, я еще закричу вдруг!»

-… Тот критик сообщил мне, что в Большом будут ставить «Хованщину», и предложил пойти на кастинг. Меня после прослушивания взяли на партию Ивана Хованского. Я смелости набрался: «Может, и в штат возьмете?» - «Мы в штат никого сейчас не берем, - отвечают. - Пытаемся перейти на контрактную систему работы с артистами». А на следующий день говорят: приноси трудовую книжку. Причем заметьте: я еще и не спел ничего в театре (смеется).

Все-таки в жизни большую роль играют везение, удача. Не увидели бы меня, не сказали бы о кастинге - не случилось бы Большого в моей жизни… Другое дело, что сейчас основная сцена из-за ремонта закрыта, многие оперы не идут. Из классического остались только «Царская невеста», зарубежные «Тоска», «Иоланта», «Богема». Идет современная постановка «Золотого петушка» Римского-Корсакова, я в ней участвую. Поставили «Летучую мышь», оперетту. Новые постановки ставят – покажут, и потом год они не идут. Потому и создается впечатление, что в Большом оперы нет.

- «Князь Игорь», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Хованщина» - эти названия любой знает. Но вы пели в мировой премьере «Детей Розенталя» (режиссер Э.Някрошюс, автор либретто В. Сорокин. – Прим. авт.)…

- Интерес к этой опере не исчезает. Как помните, скандал был очень большой, на прослушивание приходили члены Госдумы – проверить, будет ли в постановке мат. Может, кому-то насолил Сорокин, кто-то его за книги не любит, но в опере этого нет, и спектакль получился неплохой. В основном он нравится молодому поколению: спектакль современный, в постановке заложен философский смысл. Мне эта опера нравится, хоть и нет, конечно, там музыки такой красивой, как у Верди или Чайковского. Но постановка очень интересная. Можно сказать, что ставили мы спектакль общими усилиями. Някрошюс, ассистенты - их целая команда была, и каждый что-то придумывал. Что-то режиссер, что-то мы привносили. Вдруг в какой-то момент все герои начинают чесать лоб – спрашиваем, зачем? А режиссер так видит!.. (Смеется).

Вот сейчас в Большом идет «Золотой петушок». Но это не значит, что в нем все так, как у Пушкина. Возьмите постановку «Евгения Онегина» Чернякова: хороший спектакль получился, очень зрелищный, приятно его смотреть. Но – это если не знать Пушкина и не слушать Чайковского…

Сейчас приходится слушать, что хочет режиссер. А раньше работали «под звезд» - Образцова, Архипова, Атлантов диктовали условия.

- Есть в вашем творчестве и духовная музыка. Это потребность души?

- Когда я жил в Рубцовске, пел в храме. Это очень помогло для освоения нотной грамоты и чтения с листа. Лукавить не буду: петь в храм пошел, чтобы денег заработать - я маме должен был помогать. Зарабатывал, как только мог, даже кровь сдавал: почетный донор России!

Я - верующий человек. И думаю, без пения в храме уже не смогу обходиться. Не раз слышал: если начал в храме петь, то бросать нельзя, иначе вся жизнь пойдет кувырком. Я знал многих людей, которые бросали – все у них ломалось… И они возвращались в храм и даже порой не пели, а работали послушниками. Сейчас я пою в одном маленьком московском храме в большие праздники. Уже не ради денег.

- В другой профессии могли бы себя представить? Кем мечтали быть в детстве?

- Водителем троллейбуса. Садился перед окном, открывал «двери», остановки объявлял. Думал: вот был бы у меня красивый голос, я бы им остановки объявлял. А не так, как это делали водители тогда - «ав-ав-ав».

- А помните, в Рубцовске был водитель троллейбуса: он забавно объявлял остановки…

Елена Журавкина: - … и был очень внимательный, разговорчивый: «Девушка, осторожнее. Держитесь за поручни, проходите в салон!» - в микрофон говорил. Лучший водитель в городе был, сейчас его уже нет в живых.

- В любой профессии нужно любить людей. Если ты водитель – нужно любить пассажиров, врач – больных… Сразу получишь ответную реакцию. Я с залом играю (улыбается). Да, мог бы выбрать другую профессию, но именно в этой нашел себя. Когда с удовольствием идешь на работу, с удовольствием работаешь – значит, это твоя профессия. Не понимаю, когда говорят: «Ой, скорее бы выходные!»

- Как сложился тандем Гильманов-Журавкина?

- Когда это все началось? Видимо, в училище, мы делали капустник...

Елена Журавкина: - Я после окончания Уральской консерватории пришла работать, готовила капустник. На одну роль был нужен колоритный молодой человек – так и познакомились... Позже мы ездили на международный конкурс имени Глинки – для Валеры, еще студента консерватории, он был пробный. Когда он учился на четвертом курсе НГК, мы выступили с первым концертом в Рубцовске. И с тех пор наработали хороший репертуар.

Это дорогого стоит, когда слышишь дыхание друг друга, чувствуешь другого человека.

- Все приезжие звезды говорят об энергетике, особой ауре нашего края. В самом деле не отпускает Алтай?

- Наверное, так оно и есть… Когда я еще учился в Новосибирске, в Рубцовск приезжал как домой. Сейчас я уже москвич и чувствую на родине себя гостем - мамы не стало… Но тянет сюда: здесь у меня друзья, много поклонников – весь Рубцовск знает.

Такой горячий прием! Я здесь свой. Несмотря на то, что город, конечно, маленький, рабочий, людей чаще увидишь на улице с бутылкой пива, чем в концертном зале. Но все три дня фестиваля был аншлаг!

* * *

…Водитель такси, отвозивший меня на рубцовский вокзал, привычно жаловался на жизнь, на проезжую часть (дорогой ее назвать трудно).

- Зато в Рубцовск регулярно приезжает с концертами солист Большого театра! – выдала я ему позитив.

- Да, ментальность у Валеры такая, - согласился таксист. – Для него друзья, родные, родина – не просто слова…

Блиц

- Каков ваш жизненный девиз?

- «Всегда звучать!»

- Вам доводилось просыпаться знаменитым?

- Было такое ощущение, когда я получил «Золотую маску».

- У вас есть кумиры в исполнительском искусстве?

- Всегда хотел исполнить весь репертуар Федора Шаляпина. Он моим кумиром был и остается.

- Вы – единственный наш земляк в Большом театре?

- На данный момент - да, хотя вообще в столице много звезд родом с Алтая. Всегда мечтал побывать в Горном... В Москве если скажешь «еду на Алтай», все – «ах, горы, такая красота!». Я: «Нет, я туда, где степь да степь кругом…»

- Как вы отдыхаете?

- В Москве очень мало времени для отдыха. Там как будто часы идут быстрее, чем здесь. Очень люблю с друзьями встречаться на природе, хотя бы раз-два в неделю в кино сходить. Люблю утренние сеансы, когда нет разговорчивых зрителей с попкорном. Часто бываю в московских драматических театрах. Очень понравился «Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова с Маковецким в главной роли.

Фоторепортаж