Дерзай, молодежь!

Советы начинающим изобретателям

00:00, 05 августа 2011г, Общество 1155


Дерзай, молодежь! Фото №1

В Алтайском крае есть и академические институты, и вузы, и даже предпринимательские структуры, в которых идет работа по созданию новых технологий, изделий, веществ, но время диктует необходимость более опережающего развития. Не случайно на прошедшем недавно форуме «АТР. Алтай. Точки роста -2011» наиболее популярной была тема внедрения новаций. Одним из экспертов, с помощью которого студенты и молодые ученые постигали премудрости коммерциализации своих изобретений, был директор по развитию ЗАО «Сибакадемконсалтинг» Николай Белов. Журналист «АП» побывал на одной из его лекций.

Две составляющие

Любая научно-техническая идея, которую автор хотел бы коммерциализировать, содержит высокорисковые компоненты. Чтобы минимизировать их, Николай Белов, во-первых, советует разобраться: реализуема ли идея в принципе, исходя из фундаментальных основ науки. Иногда те вещи, которые удается сделать, что называется, в натуре, трудно объяснить теоретически. И наоборот: когда теоретически все должно работать, на практике не выходит. Технологических проблем много, поэтому нужно хорошо знать ту отрасль, в которой будет применяться изобретение.

Экспертов, с которыми можно посоветоваться по инжиниринговым проблемам, лучше искать на производстве. И правильнее, если это будет не главный технолог, а специалист по внедрению новых или модифицированных технологий.

Вторая составляющая, на которую следует обращать внимание, рыночная. Очень важно почувствовать потенциальный спрос на те коммерческие услуги, изделия или технологии, которые разработчик предлагает. Причем об этом спросе потребитель может и не догадываться, но объективно он существует. Например, кто из необремененных знаниями граждан двадцать лет назад мог предполагать, что электроприборы можно включать с помощью пульта дистанционного управления? Но потенциальный спрос на это был.

Специалисты по изучению потребностей рынка и продвижению на него новых товаров называются маркетологами. С ними изобретателю непременно надо встретиться.

- Самая важная часть проекта – маркетинговая, - подчеркивает Николай Белов, - потому что в конце концов деньги платит конечный потребитель. И как точно ты попадаешь в тот сегмент, для которого позиционируешь продукт, зависит коммерческий успех. Причем маркетолог – это не обязательно человек, которой так официально себя называет. Нужно пообщаться со специалистом, занимающимся оптовыми продажами в данном сегменте. Он знает, что пользуется спросом на рынке, а что - нет.

В поиске инвесторов

Вообще, Николай Белов советует свою идею больше обсуждать с другими. Лучше - на специализированных венчурных ярмарках.

Там можно показать свой проект экспертам и инвесторам. А поскольку финансирование – дело достаточно интимное, то мероприятия эти немноголюдные.

В России ежегодно проходит всего три ярмарки: в Питере либо Москве, в Казани и Новосибирске. Организует их Российская ассоциация прямого венчурного инвестирования.

Алтайским изобретателям наиболее близка Сибирская венчурная ярмарка - ежегодное мероприятие, которое проходит в июне в Новосибирске. Последнее время она стала авторитетной. На нее съезжаются умы со всей Сибири, заинтересованные в продвижении своих проектов.

- Приз венчурной ярмарки – это некий индикатор, который показывает инвесторам на жизнеспособность проекта, - говорит Николай Белов. - И отрадно, что алтайских проектов на ярмарке становится все больше, начиная от фармацевтики и биотехнологий и кончая разработками в области электроники. Растет их качество.

Кстати, в этом году одна из алтайских разработок по оптоволоконной системе контроля получила высокую оценку экспертов в номинации «Перспективный бизнес».

Другой путь привлечения инвестиций – через так называемых бизнес-ангелов. Это предприниматели, которые вкладывают средства в наукоемкие проекты. В США через таких бизнесменов аккумулируется до половины средств в науку. А это миллиарды долларов. Причем система работает достаточно прозрачно. То есть изобретатель может легко получить информацию о реализованных или нереализованных проектах бизнес-ангела. Знать портфолио, стиль работы будущего делового партнера очень важно.

В обмен на инвестиции предприниматель получает право на меньшую часть бизнеса. Его интерес в случае удачного развития дела – продать свою долю с выгодой стратегическому инвестору. Обычно это ведущее в отрасли предприятие, которое собирается самостоятельно использовать изобретение.

В России венчурные капиталисты только появляются. Тем не менее существует Российская ассоциация бизнес-ангелов. Можно зайти на ее сайт www.unova.ru и посмотреть правила работы. Так что, молодежь, вперед и с песней.

Фоторепортаж