Не навреди!

00:00, 02 сентября 2011г, Общество 1879


Не навреди! Фото №1

Осень – очей очарованье. А мы дерзко прибавим к строке гениального поэта свое, наболевшее – и пора прозрения. Его хотелось пожелать всем, кто замечает «в багрец и золото одетые леса». Потешим себя надеждой на то, что через восхищение красотами природы что-то изменится в нас. Появится желание не навредить. В сентябре начинается новый учебный год, кто знает, а может, нынешней осенью за парту сели будущие лесоводы или географы, путешественники. В любом случае мы, взрослые, обязаны не подавать им дурной пример. Он, как известно, заразителен.

Сверху видно все

- говорит Сергей Ющенко, лесничий Петровского лесничества. И это не преувеличение

 

Продолжаются плановые облеты лесного фонда Российской Федерации на территории края. Только за пожароопасный период (с 4 апреля) налет воздушными судами на патрулировании составил 250 часов. В работе – 3 летательных аппарата «Робинсон». В минувшую среду вертолет кружил над троицкими лесами.

Плановый полет

Во время планового облета территории многое взято на заметку. Например, в июне арендатор – лесное предприятие – сделал противопожарные разрывы, а сегодня они уже заросли травой, срочно надо приступать к уходу. Противопожарные разрывы, минерализованные полосы обязательно следует держать в порядке. В лесничестве создано 410 километров минерализованных полос. План выполнен.

«Уже приступили к уходу за полосами, до 1 сентября управимся», - говорит Сергей Анатольевич. Интересуюсь, как же посадки лиственницы на гарях 1997 года?

- Сосна и ель прижились нормально, а вот лиственница похуже. Но пока делать выводы рано, осенняя инвентаризация, а это очень серьезная процедура, покажет, сколько осталось жизнеспособных культур.

В любом случае от лиственницы не собираются отказываться. Скорее всего, подвело то, что садили осенью однолетки – они оказались слишком слабыми, не выдержали морозов, перепада температур, целесообразнее садить двухлетки. Как это сделали в Контошинском участковом лесничестве да еще посадили весной – в некоторых местах лиственница приросла на 70-80 сантиметров. Это вселило надежду на то, что эта порода древесная будет жить на гарях, прогалинах, пустырях, вырубках прошлых лет.

В селе Заводском большой питомник. На 9 гектарах выращиваются сосна, ель, лиственница. Нынче хвойных посеяно на 2,9 гектара.

Осенью посадки сеянцев не планируют, весной приживаемость культур лучше.

Увидел при облете Сергей Ющенко и участки, где есть порубочные остатки или надо поправить противопожарный разрыв. Все взято на заметку, и уже на следующий день начали принимать меры.

Загружен работой и помощник лесничего Александр Поляков.

В беседе с ним поняла, что Александр Михайлович, конечно, озабочен пожарами. Последний был в июне – выгорело болото в Загайнове. Полгектара – много это или мало? С какой точки зрения ни смотри – плохо. Еще одно подтверждение того, что продолжается браконьерство в лесах – видимо, использовали самодельный пыж. А много ли надо, чтобы загорелось?

«Полный беспредел», - так говорят здесь. Главное, всем известно, что живут в лесу браконьеры, сохатых повыбили, а вопрос с егерем так и остается в подвешенном состоянии.

В Троицком есть единица, как сказали, от охотников-общественников – оформляет путевки на охоту и т. д. По-прежнему за сотню километров отсюда в Целинном районе находится инспектор. Выезды, пусть даже ежемесячные, не помогут. Нужно, чтобы в Заводском был штатный егерь. Неужели невозможно решить эту проблему? Имеем столько природоохранных структур, а на деле оказывается, что некому навести порядок в глухом углу.

Пик № 2

Большая забота лесоводов края – сберечь зеленые массивы от огня. Пожароопасный сезон не завершен. Наоборот, начинается его второй пик, который обычно приходится на сентябрь-октябрь. Когда убраны хлеба, подсохли травы на лугах и неиспользованных сенокосных угодьях – возрастает риск загораний. Вновь тогда бьют тревогу лесоводы: начинается отжиг пожнивных остатков, спичкой убирается сухая трава на лугах. Осенние палы – беда троицких и косихинских березняков. На арендованной площади в Петровском лесничестве (арендатор – лесное предприятие под руководством Дмитрия Сушенцева) нынче зарегистрировано 2 лесных пожара, а 38 загораний дали околки. Площадь их простирается на 93 829 гектаров, очень большая разбросанность по территориям двух административных районов. Нынешней весной была настолько сложная ситуация, что казалось, вот сейчас-то наконец все войдут в положение арендаторов и лесоводов и сделают выводы те, кто обязан их сделать по закону, а именно – местная власть – сельсоветы. Так ли это?

На уровне районной есть озабоченность. Выработаны совместные планы взаимодействий администрации, прокуратуры, ГОЧС. А сумели наконец сельские главы понять, что выжигание стерни на вверенной им территории – не чужая забота? Вопрос остается открытым. Хозяин территории обязан спрашивать с арендаторов – будь то сельхозпредприниматель, пасечник или кто еще. Да, надо полностью прекратить выжигание стерни, тогда снизится риск возникновения лесных пожаров, но это в идеале. Как в жизни – видят лесоводы.

Выдаются ли в сельсоветах края разрешения пасечникам на занятие той или иной площади под ульи? Зачем? Чтобы знали в администрации сельсовета, где именно базируются пасеки, тогда не придется разводить руками и искать, кто выжигает траву там и сям. Не проще ли, власть употребив, навести порядок именно сейчас, чтобы не ждать острых моментов? Вопрос остается открытым.

Бумажной работы немало, но отчетность необходима. Например, по лесонарушениям. В основном нарушают правила пожарной безопасности. Нынче уже составлено 34 протокола, вынесены постановления. В общем и целом – на 160 000 рублей. Штраф за нарушение правил пожарной безопасности возрос, теперь он составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Это существенно, и нарушений стало меньше (в 2010 году составлено 70 протоколов за год).

Через розовые очки на ситуацию здесь не смотрят. До конца года еще четыре месяца, причем два из них – пиковые в пожарном отношении. Вот и посмотрим.

*   *   *

Турухтан

Как-то в половодье обратила внимание на небольшой островок посреди реки. Привлек он своей необычной пестротой. Это турухтаны облюбовали клочок слежавшихся веток и травы, а течением его оторвало и понесло.

Турухтан относится к редкому, слабо изученному виду. Размером меньше голубя. У самца в брачном наряде отрастают перья, образующие «воротник» и «уши». Окраска их может сочетать белый, оливковый, различные оттенки охристо-рыжей гаммы, коричневый и черный цвета. И все это в крапинку с полоской. Ну и щеголь! И ноги - желтые или оранжевые - тоже впечатляют. Обитает птица в мокрых травяных лугах и болотах, по долинам рек и мелководным берегам озер.

В начале XX века этот кулик гнездился на территории края во многих местах. А к концу восьмидесятых попал в другой список. Очень сильно повлияли на этого кулика хозяйственная деятельность, отстрел, изменение гидрологического режима водоемов.

Из года в год турухтаны выбирают разные гнездования в зависимости от хода весны и увлажненности местообитания. Самцы весной собираются на тока, где происходят турнирные бои из-за самок. Нарядные птицы наскакивают друг на друга, распускают перья, демонстрируя брачный наряд. А вот в заботе о потомстве участия не принимают: после того как самки сядут на кладки, откочевывают и ведут бродячий образ жизни.

*   *   *

Березка в проволоке

Считаю, что ко всему нас окружающему надо относиться по-человечески. И к деревьям. Не важно где они растут – в городском сквере, лесополосе или в садоводстве. Во дворе правления нашего садоводства мною выращены три дуба из желудей, канадский клен из семян, липа, рябина и березка из маленького росточка. У калитки своего участка я вырастила красавицу-березку. И какой же получила шок, увидев однажды такую картину. Председатель садоводства прикрутил к березе стальным проводом подгнивший столб. На замечание, что дерево погибнет и не для подпоры я березу вырастила, ответил, мол, все, что за вашей калиткой, в его власти. Захочет, вырубит и те деревья, что во дворе, а они были посажены при другом председателе. Может, вы мне подскажете, как действовать в такой ситуации, человек немолодой, ему за 60. И такое отношение.

Зинаида КУЛЕШОВА

Письмо Зинаиды Васильевны – не единственное, в котором читатели «Алтайской правды» поднимают голос в защиту рукотворных посадок. Например, затрагивают и такой вопрос: охраняются ли законом деревья, выращенные на садовых участках, во дворах жителей городов и сел? Спрашивают, разрешается ли дачникам из садоводств, расположенных у леса, перевозить чернозем и лесную подстилку в свои огороды?

Почему ослаблен природоохранный контроль – вопрос риторический. Чтобы прекратить безобразие, необходимы конкретные факты, хотя бы называйте, где спилили дерево на брошенном участке (был такой сигнал) или в каких именно садоводствах удобряют свои огороды лесным гумусом. А что же с березкой в садоводстве «Флора»? Мы позвонили автору письма.

- Зинаида Васильевна, освободили березу?

- Все осталось, как было: по-прежнему березка прикручена толстой проволокой к столбу. На просьбу председатель не отреагировал. Может, обратят внимание природоохранные органы? – спросила Зинаида Кулешова. – Очень надеюсь и считаю, что к таким фактам нужно привлекать внимание общественности. Иначе забудем о гуманном отношении к природе и людям.

Фоторепортаж