Мост на Абу

00:00, 09 сентября 2011г, Общество 1884


Мост на Абу Фото №1

В большом казачьем селе Сентелек два моста через горную реку Чарыш. Оба подвесные, построены лет сорок назад бывшим начальником Чарышского ДРСУ-11 фронтовиком Георгием Михайловичем Пахомовым.

Строителю-самородку, который, имея всего семь классов образования, без чертежей и инженерных расчетов возвел в крае десять подвесных мостов, сегодня идет 92-й год. По его переправам через реки до сих пор ездят грузовики. В Сентелеке они соединяют отдаленные мараловодческие хозяйства в селах Аба и Машенка, расположенных на противоположном берегу Чарыша, с райцентром. Но время бежит. Один из мостов по дороге на Абу, ни разу не ремонтировавшийся за последние годы, стал заметно ветшать. Однако по нему, несмотря на все ограничения, продолжает курсировать транспорт. У водителей просто другого выхода нет. Поэтому в прошлом году после обследования подвесной переправы омскими специалистами в «Алтайавтодоре» было принято решение о строительстве рядом нового капитального моста. Конечно, в таком отдаленном месте, в горах, это дорогое удовольствие. Но иначе через некоторое время хозяйства на той стороне Чарыша пришлось бы закрывать и переселять людей на левый берег.

В марте прошел соответствующий аукцион, определился генподрядчик – Чарышское дорожное управление (ДСУ-11). Уже в апреле они начали подготовительные работы. Нашли и взорвали на правом берегу карьер на 10 тысяч кубов скального грунта. Теперь бульдозер с экскаватором черпают здесь инертные материалы. Три грузовика с утра до вечера курсируют между карьером и берегом, отвозят их на место отсыпки подъездных путей и островков с дамбой, чтобы на них можно было начать забивать опоры и монтировать пролетные строения моста. Этим будет заниматься субподрядная организация – барнаульский «Мостоотряд-96».

В августе уровень воды в Чарыше заметно упал, возводить островки в воде районным дорожникам стало сподручнее. А на следующий год они займутся покрытием моста. Об этом рассказал начальник ДСУ-11 Владимир Трубавин. Срок сдачи объекта по плану в декабре 2012 года, и всем хочется уложиться пораньше. Если удастся закончить работы к будущей осени, то можно будет пустить движение по мосту к профессиональному празднику дорожников, отмечаемому в третье воскресенье октября.

- Владимир Иванович, что из себя представляет конструкция моста?

- Он имеет три пролета по 33 метра и один – 24, которые крепятся на двух береговых и трех промежуточных опорах, состоящих из толстостенных труб диаметром 800 мм, специально обработанных от коррозии. На сваи лягут металлические балки, на них - деревянный настил из отборного бруса. А поскольку мы тут живем и хотим, чтобы мост служил долго, то, конечно, рассчитываем только на лиственницу. В Сентелеке директор ОПХ «Новоталицкое» Николай Борисов своими силами уже ведет заготовку древесины для моста. Нам нужно 250 кубов отборного пиломатериала. Чтобы набрать это количество, сентелекцам придется выборочно по тайге заготовить около одной тысячи кубов лиственницы, одинаковой по диаметру ствола. Для хозяйства – это хлопотная, трудоемкая работа, но оно продолжает ею заниматься.

Сейчас дорожники прокладывают подъездные пути в десяти метрах от старого моста, ниже по течению. Чтобы с новой переправы транспорт попадал на трассу, на одном берегу надо обустроить сто метров дороги, на другом – сто пятьдесят. Для отсыпки их полотна гравием в карьере трудятся экскаваторщик Владимир Мозгунов и бульдозерист Владимир Беляев. Грунт отвозят водители «КамАЗов» братья Сергей и Михаил Пеньковы и Владимир Никифоров. Кроме этого, рабочие ДСУ-11 строят на берегу бытовые помещения, где будут отогреваться зимой, пункт для приготовления и приема пищи. К концу августа дорожники подготовили фронт работ для специалистов мостоотряда. Те обещают заехать с установкой «КАТО» после 10 сентября и приступить к монтажу первой опоры.

Главный инженер управления Владимир Полыгалов и прораб Василий Акимов показали мне большой чертеж и дали необходимые пояснения.

- Стоимость моста - 66 миллионов 647,5 тысячи рублей. На нынешний год выделено 35 миллионов 873 тысячи. Эти деньги мы, как генподрядчики, должны освоить до конца декабря вместе с субподрядчиком - «Мостоотрядом-96», на который ложится основной объем работ. Зимой, когда река замерзнет, планируется со льда приступить к монтажу металлических пролетов. До Нового года должны успеть, - пояснил Полыгалов.

- Владимир Александрович, а как у вас с техникой?

- В основном старая. Правда, каждый год понемногу обновляемся. В прошлом году получили новый шнекоротор, три «КамАЗа»-самосвала, нынче - бульдозер Т-4, обещают еще один экскаватор. Конечно, хотелось бы, чтобы обновление техники шло более активными темпами.

Больших проблем в реализации проекта по строительству нового моста начальник ДСУ-11 Владимир Трубавин не видит. Сейчас у чарышских дорожников еще три основных объекта. В Курье по трассе на Краснощеково и Колывань они ведут реконструкцию моста. В селе Маралиха ремонтируют дорожное полотно протяженностью 3,2 километра, а на подъезде к райцентру ликвидируют последствия прошлогоднего вспучивания покрытия трассы, случившегося в результате размыва нижнего слоя грунта обильными паводковыми водами. Асфальтовый завод в Чарышском не слишком большой, но пока его мощности дорожникам хватает.

Чарышский район.

Фоторепортаж