РУКА ОБ РУКУ

ПОЧЕМУ НАДО ПОЛУЧАТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В УЧИЛИЩЕ, А НЕ В ВУЗЕ

00:00, 16 апреля 2010г, Общество 2418


РУКА ОБ РУКУ Фото №1

На семинаре в тальменском профессиональном лицее N 51 (ПЛ-51) обстоятельно поговорили о том, как лучше подготовить специалистов для работы в сельском хозяйстве и системе биологического земледелия.

В разговоре участвовали преподаватели, мастера производственного обучения, фермеры, учащиеся лицея, студенты местного сельскохозяйственного техникума, научный консультант проекта «Реализация комплексного подхода в подготовке мастеров сельскохозяйственного производства при переходе к системе биологического земледелия», заместитель директора ООО «Золотая нива Алтая» Валерий Мошкин и специалисты районного управления сельского хозяйства во главе с заместителем главы администрации Тальменского района Михаилом Масягиным. Казалось бы, мероприятие районного масштаба, но поднятые на нем вопросы касаются будущего алтайского растениеводства и связанного с ним начального профессионального образования.

 

Есть ли смысл?

Не секрет, что ныне существующее начальное профессиональное образование плохо вписывается в современные реалии. Это понимают все и усиленно ищут выход, ведь высококвалифицированные рабочие нужны во все времена. Ситуация усугубляется тем, что с давних пор многие считают, что профессиональные училища – для тех, кто не смог поступить в вуз. Что говорить про родителей, если в школах до сих пор нерадивых учеников стращают ПУ.

Это в корне ошибочный подход к учебным заведениям, дающим рабочие специальности, говорили участники семинара. Сегодня в профессиональные училища и лицеи поступает достаточно много ребят, успешно учившихся в школе. Пора объяснить родителям: для того чтобы их дети получили престижную и хорошую специальность, необязательно их втискивать в вузы, а потом платить за учебу огромные деньги. Следует думать и о том, чем любимое чадо будет заниматься после учебы, потому что очень часто, получив вузовский диплом, оно не может найти работу по образованию. В лучшем случае устраивается куда-нибудь продавцом. А есть ли тогда смысл в такой учебе?

В профессиональном лицее N 51 не просто обучают профессиям. Это делают в любом профучилище. Здесь же готовят мастеров сельскохозяйственного производства, хозяек усадеб и коммерсантов на транспорте. Цель одна – чтобы любой из выпускников получил достаточно знаний и стал универсалом в определенной области деятельности или смог организовать свое дело.

Каждая из этих специальностей требует определенного набора качеств и знаний. Например, чтобы стать мастером сельскохозяйственного производства, необходимо получить специальности тракториста-машиниста, слесаря, водителя и экспедитора. Хозяйка усадьбы должна иметь знания и навыки оператора машинного доения, плодоовощевода, продавца и повара; коммерсанты на транспорте – коммерческого агента, экспедитора, водителя и агента по заказам населения на перевозку.

Лицей старейший – основан в ноябре 1935 года – и единственный в крае из профессиональных училищ за успешную подготовку кадров для сельского хозяйства награжденный орденом «Знак Почета» в далеком 1971 году. Но и сегодня учебное заведение держит марку. Например, уже сейчас всех учащихся разобрали на практику в коллективные и фермерские хозяйства. А все выпускники, как заверил директор лицея Игорь Жарков, трудоустраиваются.

 

Сплошная биология

Важнейшая забота земледельцев – как с минимальными затратами получить максимальную отдачу и при этом не навредить нивам. Уже несколько десятилетий в мире применяются нулевые или минимальные системы обработки почв. Слабость этих технологий в том, что они мало учитывают биологические особенности сельхозкультур, а упор делается на применение химических препаратов.

В биологическом же земледелии, которому учат в ПУ-51, стремятся максимально использовать все возможности растений. Например, различное строение их корней. Если после культур с мочковатой корневой системой использовать растения со стержневыми корнями, то не потребуется и глубокое рыхление. Известно, что одними болезнями болеют одни культуры, другими – другие. Чередованием культур можно снизить потери от напастей до приемлемого минимума.

То же самое и с сорняками. Например, осот очень не любит твердую землю и там, где нет мягкой пахоты, он со временем исчезает.

Все это прекрасно известно учащимся лицея. Зубовую борону они называют наиболее эффективным гербицидом. Но уточняют: ею необходимо грамотно пользоваться.

С 2007 года в лицее действует программа «Реализация комплексного подхода в подготовке мастеров сельскохозяйственного производства при переходе к системе биологического земледелия». Она состоит из четырех этапов: аналитического, прогностического, технологического и контрольно-коррекционного – и рассчитана до 2011 года. В итоге в сельское хозяйство придут сельскохозяйственные рабочие с высоким уровнем знаний и углубленным пониманием всех процессов, направленных на получение качественной и достаточно дешевой продукции.

О становлении экспериментальной научной деятельности в условиях лицея рассказала заместитель директора Ирина Новикова. Она подробно остановилась на каждом этапе реализации программы.

Следующие два докладчика говорили о конкретных результатах работы. Мастер производственного обучения Мария Золотарева курирует направление «Элитное семеноводство». Под ее руководством учащиеся второго курса занимаются сравнительными исследованиями всхожести семян. Лицейские исследователи работают в тесном контакте с местной государственной семенной станцией. В настоящее время к их услугам уже прибегают фермеры.

Коллега Марии Золотаревой – Михаил Лещенко курирует опытно-экспериментальную деятельность учащихся на сортоучастках. В 2009 году здесь посеяли девять культур. Современной техники в лицее нет, так что перед весенне-полевыми работами пришлось заняться модернизацией имеющейся, чтобы подогнать ее под нужные требования. Сев вели по принципу «Сей пусто – уберешь густо». Всходы оказались отличными. Сразу же провели боронование зубовыми боронами. Таким образом уничтожили сорняки в нитевой фазе. В результате без применения химикатов получили овса и ячменя по 29, а пшеницы – 28 центнеров с гектара.

По мнению Михаила Борисовича, результаты оказались бы более впечатляющими, будь у лицея современная техника с совершенными рабочими органами.

Занятие наукой в условиях учебного заведения начального профессионального образования – совершенно новое направление в деятельности. С одной стороны, оно позволяет расширить кругозор выпускников и подготовить совершенно иного по качеству специалиста, который не просто механически выполняет те или иные функции, но и осознает происходящее в почве, растениях, семенах, понимает, как влияет его деятельность на окружающий мир. С другой стороны, все это требует от преподавательского состава углубленной подготовки, а от администрации учебного заведения еще и умения работать в современных условиях. Понятно, лицей пока находится в начале пути. Своего пути! Но уровню подготовки его выпускников уже сегодня можно позавидовать.

с.Тальменка.

Фоторепортаж