За нашу «Победу»!
00:00, 18 октября 2011г, Общество 832
Автопарк Славгородского краеведческого музея пополнился легендой советского автомобилестроения послевоенной поры.
Своим ходом «Победу» пригнал и торжественно передал музею её ключи и документы заслуженный строитель РСФСР и почетный гражданин Славгорода Франц Больдт.
Как признается бывший владелец авто, со своей «Победой» он не расставался на протяжении сорока лет. В 1971 году приобрел подержанный автомобиль в строительной организации, где когда-то трудился. Франц Николаевич долгие годы был старшим прорабом на главных стройках города, при его участии возводились почти все школы, детские сады, жилые дома, административные здания Славгорода. По словам автолюбителя, его «Победа» и сейчас на ходу.
История создания «Побед» неразрывно связана с военной и послевоенной историей Советского Союза. После Сталинградской битвы в 1943 году на Горьковском заводе им. Молотова был дан старт разработке нового автомобиля. Новая машина появилась в июне 1946 года. В СССР ее продолжали выпускать до 1958 года. Всeго было выпущено 235997 автомобилей - очень немного для массового автомобиля и такого срока производства.
Сейчас старое авто 1955 года выпуска красуется у входа в Славгородский музей рядом с другой раритетной техникой советских времен.
Светлана БРОСАЛИНА
Только факты
• В салоне «Победы» свободно размещались 5 человек, в машинах с рычагом КПП на руле посадка троих человек впереди не затрудняла управления автомобилем.
• Скорость 100 км в час набиралась за 45 секунд; однако до первых 50 км/ч разгон был намного более впечатляющим - двигатель отличается хорошей тягой на низах.
• Чтобы включить первую передачу бесшумно, надо было сначала включить вторую. Тяги двигателя и передаточных чисел трансмиссии хватало при обычных дорожных условиях и для старта на второй передаче.
• В автомобиле впервые в СССР были установлены электрические указатели поворотов, отопитель салона, электростеклоочистители.
• Обзор через заднее стекло был ужасен. Например, прямые рельсы выглядели в нем сильно изогнутыми и разглядеть что-либо было почти невозможно. Внешних зеркал заднего вида предусмотрено не было.
• «Победа» была первым советским автомобилем, относительно широко известным на Западе; английский журнал «Мотор» за 1952 год по результатам тест-драйва характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает высокую шумность и плохую динамику. В 1957 году американский журнал Science and mechanics также провел тест-драйв темно-серой «Победы» 1956 г/в, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции (жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки и т.д.), высокое качество хромовой отделки и подгонки деталей. «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты.