Галопом по европам

В октябре этого года мне посчастливилось по приглашению родственников побывать в Германии и попутно посетить ещё несколько стран

00:00, 11 ноября 2011г, Общество 2091


Галопом по европам Фото №1

Первое, что видит любой путешественник, – дорога. Она может проходить в облаках, по воде и по суше…

Из иллюминатора самолёта, готовившегося к посадке в аэропорту Мюнхена, было отчётливо видно, что ближайшие автобаны забиты машинами. Германия вместе со всей Европой завершала празднование Октоберфеста, а Мюнхен, как известно, является столицей этого пивного сумасшествия.

Перед посадкой в аэропорту отметил, что вижу вполне аграрные картинки: прямоугольники полей, зелёные лоскутки лесов, немногочисленные полоски рек. Хотя ожидал увидеть скорее большие города. Да и потом, когда колесил по Европе, не раз ловил себя на том, что почти не замечаю индустриальных в нашем понимании пейзажей – с блёклыми абрисами промышленных гигантов, которые дымят трубами. Заводы, конечно же, есть, но выглядят как-то совсем по-другому – укрыты в стекло и сайдинг, окружены деревьями и автостоянками.

Немалая часть населения проживает в малых городах. Кажется, у них деревень попросту нет, всё именуется городами и городками, даже хутора. Однако они имеют одно, но существенное отличие от российских, по крайней мере, сибирских: повсеместное наличие коммунального комфорта, иначе говоря, удобств.

Наши гиды в Германии, Италии и Франции во время посещения городков, сохранившихся со времён Средневековья, а то и Древнего мира, не успевали повторять, что здания, выстроенные многие столетия назад, только снаружи выглядят «под старину», а внутри имеют газ, водопровод и, конечно же, канализацию. Даже Венеция, возвышающаяся над морскими лагунами…

Родственница, живущая в Барнауле в частном секторе, накануне моей поездки за рубеж поделилась: закупила на зиму шесть тонн угля, истратив 15 тысяч рублей. Ещё сколько-то средств ушло на приобретение дров, без которых печку не истопишь. Ладно бы деньги, а ведь ей ещё предстоит больше полугода ежедневно топить дважды в сутки печь и как-то утилизировать золу. Странно, что почти вся Европа давно пользуется сибирским природным газом, а многие сибиряки поныне обогревают жилища каменным углем и дровами.

На бешеной скорости

Первые впечатления путешественника, продвигающегося по европейским дорогам: отличные покрытие, разметка и поведение водителей.

А моя жена наконец-то убедилась в верности утверждений своей подруги, которая, посетив Европу, всё никак не могла наловчиться и на наших дорогах красить губы и ресницы, будучи за рулём…

Правда, скорость даже для русских водителей (а какой же русский не любит быстрой езды?!) очень высокая. Это в Европе не считается лихачеством или нарушением правил дорожного движения (ПДД). Так что русские гонщики, выжимающие на наших убитых трассах 150 км в час, отдыхают…

Но с нашим менталитетом на российских дорогах, думаю, должны быть ограничения. У них же на крупных автобанах можно мчаться хоть под 300 км в час. Разве что кое-где, у съездов с дороги, виден дорожный знак, ограничивающий скорость движения 120-100 километрами в час. Разве ж это ограничение?!

Иногда, впрочем, знаки со стилизованными каплями дождя указывают, что следует ехать со скоростью не более 80 и даже 60 километров в час. И в ненастье – в дождь или в гололёд – говорят, немецкие шофёры действительно снижают скорость до этих параметров. Ну и ещё ограничения, конечно, распространяются на период строительства и ремонта дорог.

В границах же населённых пунктов не разгонишься – только до 50 километров в час. Фуры и пассажирские автобусы по основным магистралям идут со скоростью до 90 километров в час. Им выделена правая полоса, на которой и легковые автомашины, чувствующие себя относительно комфортно.

Синхронизация потоков

В странах Европы, несмотря на относительную дорожную свободу, очень многое регламентировано. Да иначе и трудно было бы добиться синхронизации автомобильных потоков.

К примеру, водители наших туристических автобусов были отнюдь не вольны, как, куда и с какой скоростью ехать, а также сколько часов находиться за рулём. В России же во время поездки в автобусе или такси нередко можно нарваться на «официального» водителя или бомбилу, работающих сутками, уставших, невнимательных не только к пассажирам, но и к дороге. Их же европейские коллеги пользуются специальными карточками типа банковских, которые фиксируют маршруты, время в пути, скорость движения и другие показатели. Сведения долго хранятся и доступны дорожной полиции.

К примеру, наша тургруппа провела почти весь световой день в Венеции не потому, что так было задумано: водителям предстояло везти нас в Германию, и они обязаны были хорошо отдохнуть.

Понятно, что им непозволительно курить в салоне. Больше того, именно они выполняют ещё и роль то ли стюардов, то ли проводников, то ли официантов: варят для пассажиров кофе и сосиски, предлагают прохладительные напитки и убирают салон.

Конечно же, путник, продвигающийся по европейским автобанам, отмечает их безопасность, поскольку трасса, как правило, имеет хорошее ограждение. Если же дорога проходит в непосредственной близости от жилья, зданий и сооружений, её непременно отделяют от них высоченными антишумовыми щитами. Стоит ли говорить, что автобаны имеют многоуровневые развязки, виадуки, переходы для пешеходов, отбойники, съезды и разгонные полосы для автомобилей, минимизирующие транспортные происшествия.

И ещё одно наблюдение: вдоль трасс не увидишь никаких рекламных билбордов, растяжек и стоек. Изредка попадаются на глаза лишь стенды, указывающие на то, что неподалёку имеется какая-то интересная достопримечательность. Нет у обочин дорог коммерческой рекламы, весьма скромно она представлена и в городах – на улицах, площадях и перекрёстках.

Пробка – явление международное

И всё же проблемы возникают. Прежде всего такие как штау, а по-русски – «пробка».

Мы с женой попали в неё уже в первые часы пребывания в Германии. В Мюнхене нас встречал на машине мой двоюродный брат Сергей Попов с сыном Костей – им удалось довольно быстро выбраться из столицы пивного праздника Октоберфест благодаря наличию jps (джи-пи-эс)-навигатора – электронного устройства, помогающего водителям ориентироваться в густой сети автотрасс и улиц городов, а также в иных дорожных ситуациях.

До Нюрнберга нам предстояло проехать каких-то полторы сотни километров. Но вырвавшиеся на оперативный простор, то бишь на автобан, родственники увлеклись разговорами и… намертво попали в штау. На целых три часа. Пока не добрались до первого съезда с автобана и по подсказке jps–навигатора продолжили путь по сельским просёлкам, которые, впрочем, выглядят как отменные российские магистрали.

Впереди и по обе стороны от просёлков виднелись поля с неубранной кукурузой и рапсом, вспаханной зябью (на жёлтой, но плодородной глине), всходами озимых, деревья и лесочки. Дома в городках выдержаны в старых немецких традициях, для которых почти обязательны красные черепичные крыши и жёлтые кирпичные стены. Если в здании имеется балкон, его непременно украшают цветы. В первых числах октября здесь поля и газоны ещё зеленели, а цветы благоухали…

Профессиональный эгоизм

И вот какие наблюдения я сделал, пока мы стояли в пробке. Никто или почти никто не менял полос, хотя меня подмывало подсказать, что по соседней можно двигаться чуть-чуть быстрее. Так было и в других дорожных ситуациях, в других странах Объединённой Европы – ПДД там для всех едины. Ну, а когда нет штау, создаётся такое впечатление, что по средним и левым полосам мчатся Шумахеры. Все без исключения авто идут со скоростью под 150-200 км в час. Просто летят. Перестроения редки. Из правой полосы в среднюю, как я понял, вообще не рекомендуется перемещаться – не оберёшься штрафов, о которых я ещё поведаю. Короче, идёшь себе по выбранной полосе – и иди!

Однако всё же доискался я и до ложки дёгтя в бочке мёда. Оказывается, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) можно было бы разрулить гораздо быстрее, если бы аварийные службы (как бы это помягче сказать) были бы не столь эгоистичны. Приходилось видеть, что машины скорой или технической помощи, дорожной полиции часами стоят у места ДТП, причём перекрывая путь в соседних рядах движения, создавая тем самым эти самые штау. Дорожный коллапс, как рассказывают, наступает и в случаях внезапной перемены погоды, например, обильного снегопада, для борьбы с которым попросту нет серьёзной техники. Как-то нам пришлось бросать машину в соседнем от дома родственников квартале – у мусорных бачков бесконечно долго священнодействовал какой-то африканец.

Отмазка у всех одна: мол, мы выполняем служебный долг. А то, что тем самым врачи, полицейские и представители служб дорожного сервиса создают неудобства тысячам людей, это их не особенно-то волнует: они - при исполнении!

Словом, я убедился в простой, но парадоксальной на первый взгляд истине: чем лучше дорога, тем больше проблем!

Люди построили отличные трассы и надёжные автомобили, но так и не научились спасаться от дорожных пробок – этой чумы ХХI века. Затор – это, возможно, даже следствие цивилизационного тупика: великолепных автострад, сумасшедших скоростей и ревущих машин.

Впрочем, альтернативой автомобилю на дороге для европейцев всё чаще становятся мотоцикл, мотороллер и особенно велосипед. Не раз приходилось видеть в Риме, Париже или Праге, как из министерства выходит чиновник в костюме и при галстуке и садится не в представительский лимузин, а в седло мотороллера или мотоцикла – так можно без труда миновать бесконечные дорожные заторы. Если в России многие стремятся приобрести большие машины, то европейцы - маленькие, экономные и удобные в парковке. Но и это не спасает.

А пользующиеся особой популярностью велосипеды не обязательно даже покупать, можно на специальных стоянках взять в аренду. Для этого следует приобрести карточку типа банковской, которая является не только платёжным средством, но ещё и замком электронного противоугонного устройства. Всё чаще фасады министерств и офисов украшают не только автомобильные, но и велостоянки. К примеру, такая имеется у здания управления юстиции в Нюрнберге, где после окончания войны Международный суд вынес смертный приговор военным преступникам – соратникам Гитлера.

Довольно распространено и такое явление, как полоса для велосипедов, которая помечена красным цветом и располагается между пешеходным тротуаром и проезжей частью.

А что касается Нюрнберга, то следует упомянуть ещё и то, что этот 500-тысячный город с тысячелетней историей считается лучшим в Европе по организации общественного транспорта: там словно швейцарские часы работают метро, трамваи и автобусы.

Штрафной удар

Ну ладно, думал я, наблюдая, как германские водители стоически сносят бесконечное стояние в штау, всё дело в немецкой законопослушности. Но так же или почти так же ведут себя живчики-итальянцы с их южным темпераментом и даже наши братья-славяне – чехи. Выходит, дело не только в менталитете?

Не поленился переписать в блокнот из русскоязычной газеты в Германии целую страницу, на которой были опубликованы штрафные «расценки». Они делятся на штрафы за слова и выражения и штрафы за жесты и другие знаки. Вот некоторые из них, не самые грубые в адрес полицейских и политесс (так изящно называют полицейских в юбке). «Обзывалки» типа «чокнутый», «тронутый», «идиот» их автору обойдутся в 250 евро, то есть получается поболе тысячи рублей; «глупая корова» - это уже 300-600 евро. На 450-500 общеевропейских купюр придётся раскошелиться водителю, назвавшему полицейского или политессу «бандитом с большой дороги» или «тупой свиньёй». Обращение к этим же персонам на «ты» - это непременно наказание в 600 евро. Поименование их же «грабителем» или «разбойником» - 1500, а «старой свиньёй» - до 2500 евро.

Если же водитель покажет дорожному полицейскому либо политессе язык, его оштрафуют на 150-300 евро, покрутит пальцем у виска – до 750 евро. Впрочем, не обязательно показывать всё это людям в погонах – достаточно того, что подобные жесты зафиксирует видеокамера у любого перекрёстка.

Жёстко караются и такие распространённые нарушения ПДД, как несоблюдение дистанции, управление транспортным средством в нетрезвом виде, езда на красный свет, превышение скорости на участках или полосах ограничения, – от 80-600 евро до лишения водительских прав. Причём существует система штрафных баллов (максимум – 18) наподобие тех, что были в СССР, с временным и постоянным лишением прав и даже реальным тюремным сроком, после чего снова сесть за руль авто почти нереально. Словом, на прекрасных европейских автобанах не забалуешь!

Мы колесили по знаменитым и малоизвестным, старым и древним городам Германии, Италии, Франции и Чехии в салоне туристического автобуса… Но об этом – в следующей главе очерка.

(Окончание следует).

Фоторепортаж