Лесостепь, компьютер и соление сала

00:00, 20 декабря 2011г, Общество 2127


Лесостепь, компьютер и соление сала Фото №1

В рамках краевой программы для одаренных школьников «Будущее Алтая» начал работать так называемый учебно-консультационный пункт, один из главных этапов подготовки детей к участию во всероссийских и международных научно-исследовательских конкурсах. До весны авторы почти пятидесяти лучших исследований из 8 городов и 9 районов края будут примерно раз в месяц консультироваться с методистами краевого центра научно-технической работы (АКЦНТР) и экспертами из числа преподавателей ведущих вузов края.

Смысл этих консультаций в том, чтобы максимально усовершенствовать работу и привести ее в полное соответствие с довольно жесткими требованиями конкурсов «Шаг в будущее» (Москва), «Старт в науку» (Долгопрудный), заочного «Юность. Наука. Культура» и олимпиады «Созвездие».

Кроме того, поскольку сейчас конкурс «Шаг в будущее» предполагает не только собственно защиту работы, но и олимпиаду по общеобразовательным предметам, юные исследователи во время консультаций тренируются решать олимпиадные задания. Зато, получив диплом конкурса, ребенок имеет возможность поступить, в принципе, в любой вуз страны без экзаменов.

Исследовательские интересы учащихся, как всегда, разнообразны. Например, одиннадцатиклассник Антон Есипенко из славгородского лицея № 17 готовит работу «Модернизация компьютерного графического манипулятора». Марина Уракова из Сунгайской школы Кытмановского района исследовала изменение растительности на залежных землях в лесостепи Присалаирской зоны. Мария Матвеева (барнаульская школа № 69) создала «Социальный портрет групп риска конформизма и экстремизма среди старшеклассников», а Михаил Петриченко (9 класс, лицей № 3, Барнаул) изучил боевые машины Архимеда.

Важнейшее требование к работе: она должна быть не рефератом, а настоящим исследованием, обязательно с небольшим открытием, озарением. Еще одно серьезное пожелание состоит в том, чтобы дети опирались на местный материал, специфику своего региона. Заведующая научно-методическим отделом АКЦНТР Тамара Кузюра говорит, что перспективы есть даже у такой, казалось бы, экзотической темы, как «Соление сала по технологиям украинских переселенцев на Кулундинской равнине в начале ХХ века». Название, конечно, в итоге сделают более научным (кстати, консультантом выступает доктор исторических наук, профессор Ольга Труевцева). Но вообще исследования, связанные с этнокультурными аспектами, традиционно вызывают в Москве большой интерес.

– Несколько лет назад в конкурсе участвовала работа по саманному строительству (то есть строительству домов из глины. - Прим. ред.), и мы думали, что ее шансы на победу невелики. Однако защита прошла успешно, и автор уже учится на третьем курсе в МГУ, – рассказывает Тамара Анатольевна. – В Московский университет поступила и автор работы по археологическим раскопкам в Алтайском крае. Востребованы исследования по региональной экономике, развитию туризма.

В секции «Медицина, биология, экология, химия, география» без местного материала и вовсе не обойтись. Например, одиннадцатиклассник барнаульской школы № 55 Андрей Блинов готовит работу «Ртуть в донных отложениях озера Большое Яровое».

– Многолетние донные отложения – это индикаторы присутствия тех или иных элементов в воде. Хотя соли ртути в них не влияют непосредственно на организм человека, тем не менее экспериментальным путем мы доказали, что в озере Большое Яровое идет кратное превышение их содержания.

Ртутью в экосистемах ученик заинтересовался, когда, готовясь к научной конференции, нашел ее в горбуше из столовой. Работа была отмечена экспертами, и Андрей стал участвовать в исследовательской программе, которая идет на кафедре аналитической химии АлтГУ, причем наравне со студентами!

– Просто человеку дано понимать химию, – говорит его учитель Валерия Сулимова. Кстати, одна ее ученица несколько лет назад уже участвовала в конкурсе «Шаг в будущее» с работой по медицине и получила золотую медаль в Москве.

– А вы удивились, когда ваш ученик нашел в рыбе из буфета ртуть? – спрашиваю Валерию Владимировну.

– Меня это поразило! Мне понравилось, что Андрей сам решил заниматься научно-исследовательской работой. Изначально мы хотели исследовать канцерогены в пищевых продуктах. Я обратилась на кафедру аналитической химии, поскольку многие опыты просто невозможно провести в школьном кабинете химии – нужно хорошее оборудование, вытяжки. Заведующий кафедрой Сергей Темерев любезно предложил нам свою помощь, ну а тему мы в итоге изменили.

В славгородском лицее № 17 сразу несколько учеников отобраны для участия в федеральных конкурсах, причем по разным предметам. Николай Загиров несколько лет назад решил с учителем химии Светланой Коропатовой взять тему по медицине. Остановились на заболеваниях дыхательной системы, которые во многом связаны с нашим климатом.

– Сначала мы проводили всевозможные опросы в школе, потом я узнавал данные в больнице и неожиданно наткнулся на то, что бронхолегочные заболевания оказывают некоторое влияние на репродуктивную функцию человека. Мы сравнили большие группы людей с подобными заболеваниями и без них и выяснили, что у первых на небольшой процент меньше детей. Это было очень странно: зависимость определенно есть, – рассказывает школьник.

Профессор медицинского университета Юрий Высоцкий посоветовал сосредоточиться именно на этой проблеме: сами заболевания и так уже хорошо изучены, а вот то, что их влияние на репродуктивную функцию открыл школьник, достойно внимания. Потом Николай Загиров включил в исследование и влияние курения. Сейчас школьник является претендентом на участие в заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура». Да и с высшим образованием он уже почти определился: «Хочу поступать в медицинский…»

 

Кстати
На Всемирном инновационном саммите по вопросам образования (WISE), который прошел в начале ноября в столице Катара Дохе, программа «Шаг в будущее» была признана международным сообществом в качестве одного из двух главных российских инновационных проектов в области образования. Вторым проектом стал инновационный центр «Сколково». Проекты были отобраны зарубежными экспертами в результате независимого мониторинга, что свидетельствует об их высоком статусе в глазах мирового образовательного сообщества. Всего в саммите приняло участие 1200 ученых и специалистов со всего мира.

Фоторепортаж