В пламени войны

00:00, 04 апреля 2012г, Общество 1328


В пламени войны Фото №1

Великая Отечественная война до сих пор отзывается в серд­цах людей с особым волнением, трепетом и болью. Наверное, нет ни одной семьи, которая не потеряла бы в той войне отца, мужа, брата… Судьба многих сгинувших в ее горниле солдат до сих пор остается неизвестной… Так до недавнего времени было и с жителем предвоенного Славгорода Аркадием Сидоршиным. По бумагам он числился пропавшим без вести. А потом на связь с сыном фронтовика вышел его дальний родственник.

«Помню, на гармошке играл…»

Пожелтевшая от времени фотография и смутные воспоминания довоенного детства - единственное, что осталось Анатолию Аркадьевичу на память об отце. Да еще рассказы матери Веры Васильевны…

- В 30-е годы наша семья жила на Дальнем Востоке, в селе Духовском Спасского района, в тридцати километрах от китайской границы, - рассказывает он. - В Славгород, как его тогда называли, «хлебный край», перебрались уже перед войной. Отец, Аркадий Ксенофонтович, устроился главным бухгалтером в «Алтайтрудметаллист», мать, Вера Васильевна, вела домашнее хозяйство. Помню, что отец по характеру был жизнерадостный, хорошо играл на гармошке. А еще он обладал прекрасным каллиграфическим почерком, что очень ценилось в работе.

Анатолию было семь лет, когда в 1940 году Аркадия Ксенофонтовича призвали в армию. Он хорошо помнит, как мать приводила их с братом на призывной пункт повидаться с отцом перед отправкой. Долго плакала, будто чувствовала, что видится с ним в последний раз...

Аркадий Сидоршин поначалу был отправлен в военные лагеря в Литву, где служил в штабе писарем.

- Маме он прислал всего лишь одно письмо примерно такого содержания: «Вера, здесь тяжелая обстановка, вряд ли мы выберемся отсюда». По всей видимости, чувствовал, что надвигается война, - продолжает свой рассказ Анатолий Аркадьевич.

Воевал славгородец в 211-м саперном батальоне. Через некоторое время семье солдата пришло извещение: ст. сержант Аркадий Сидоршин пропал без вести.

- После войны один из товарищей отца по фамилии Шахман, с которым они вместе служили, рассказывал, что упала бомба, он очнулся в госпитале, а Аркадия уже больше не видел. По всей видимости, его, раненого или контуженого, подобрали немцы, - строит свои предположения сын солдата. - Дальнейшая его судьба в течение многих лет оставалась для нас неизвестной.

Жила памятью о муже

А Вера Васильевна все ждала весточки от мужа… До самой смерти. Как и все вдовы, она жила надеждой хоть что-то узнать о его судьбе. Ведь были же случаи, когда солдаты возвращались домой целыми и невредимыми даже после получения похоронок.

- Замуж она больше так и не вышла. Слишком дорожила памятью об отце, – говорит Анатолий Аркадьевич.

В войну и послевоенные годы Вера Васильевна с сыновьями натерпелась много лишений, поскольку жене и детям пропавших без вести не полагалось ни пенсии, ни каких-либо льгот. Трудилась не покладая рук сначала в колхозе «Переможец» Славгородского района, позже на Яровском химзаводе. Анатолий Аркадьевич вспоминает, как мать для них меняла у соседей-казахов сухой паек, который получала на предприятии, на молоко. Она дожила до восьмидесяти шести лет, так и не дождавшись своего Аркадия.

Узнал об отце благодаря журналисту

Сам Анатолий Аркадьевич потерял всякую надежду что-либо узнать о своем отце, пока на одном из интернет-сайтов к его внуку Роману не зашел незнакомый человек, который представился Николаем Викторовичем Маряниным. Как выяснилось, он приходится Анатолию Аркадьевичу троюродным братом. Николай Викторович - бывший редактор газеты «Ульяновский комсомолец», собкор нескольких центральных изданий и просто человек, всерьез увлекающийся своей родословной. По словам журналиста из Ульяновска, он уже давно занимается поиском своих родственников, в том числе погибших или пропавших без вести в Великую Отечественную войну. В своем письме Николай Викторович сообщал, что он вышел на сайт поисковиков Калининградской области и в Книге Памяти «Назовем поименно» нашел точные данные об обстоятельствах гибели своего дальнего родственника. На страницах этой книги впервые опубликованы списки военнослужащих, погибших от пыток и истязаний в фашистских концентрационных лагерях на территории бывшей Восточной Пруссии. Среди них и имя Аркадия Сидоршина. На сайте даже помещена его немецкая карта военнопленного, где указана точная дата смерти - 2 октября 1941 года.

Погиб в плену

Не стоит и говорить, какие чувства испытывал Анатолий Аркадьевич, получив достоверную информацию о своем отце. От волнения он даже не мог сдержать слез.

- Считаю, что мне повезло узнать о нем всю правду, - говорит он. - А сколько таких судеб просто ушли в забвение! Навсегда…

По данным Книги Памяти Калининградской области, Аркадий Ксенофонтович попал в плен к гитлеровцам 9 июля 1941 года в районе Долгиново - железнодорожной станции в Минской области - и был отправлен в лагерь для военнопленных - шталаг 1Б (где за время войны были замучены многие тысячи советских солдат и офицеров) в Восточную Пруссию. В плену он провел еще три месяца.

Похоронен Аркадий Сидоршин в братской могиле на территории восточно-прусского города Хоенштайн (ныне город Ольштынек Варминьско-Мазурского воеводства Республики Польша).

Поклониться бы той могиле…

Сегодня имя старшего сержанта Аркадия Сидоршина увековечено в трех местах – на мемориале Славы Славгорода, плитах воинского мемориала в поселке Краснополье Калининградской области и братской могиле в Польше, где наш земляк обрел свой последний приют.

И сам Анатолий Аркадьевич, и его дети, и внук Роман мечтают побывать на месте захоронения погибшего родственника, воздать дань памяти и уважения за частичку того мира, той свободы, которой мы сегодня дышим. Только Польша уж больно далеко…

Светлана БРОСАЛИНА

Фоторепортаж