Ломая тенденции

Итоги работы Сбербанка на территории края

00:00, 01 июня 2012г, Общество 1877


Ломая тенденции Фото №1

Татьяна Черникова, управляющая Алтайским головным отделением №8644 Сбербанка России, рассказывая о работе своего подразделения в первом квартале, отметила, что банк - это не лавочка по раздаче денег. Сформированная в прошлом году под ее руководством новая команда менеджеров не только сумела «вытащить из шкафов все скелеты», но и обеспечить положительную динамику большинства финансовых показателей.

Основной из них – прибыль до налогообложения - за 1 квартал 2012 года составил 4 млрд. руб. Это в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Между тем, по словам г-жи Черниковой, никаких революционных изменений в управлении филиальной сети не произошло. Но отделение развивалось в направлении дистанционного обслуживания клиентов, увеличивая количество банкоматов и терминалов. Параллельно шло переформатирование (не путать с ремонтом) филиальной сети.

- Этот проект для меня является приоритетным, - отметила руководитель отделения. - В переформатированных филиалах выстраивается совершенно новая система продаж. Мы повышаем качество обслуживания и занимаемся стандартизацией. Клиент получает одинаковое обслуживание независимо от личности конкретных сотрудников. В итоге достигается повышение степени удовлетворенности и лояльности клиентов.

Этому же способствует и более скорое обслуживание физических лиц. Перед отделением поставлена задача - сократить время стояния в очередях 90% клиентов до 15 минут. Сейчас 80 % посетителей ждут 15 минут, остальные – больше. Но еще год назад, когда не было такого сервиса, как электронная очередь, в норматив попадало только 45%.

Каждому своё

Новый тренд в Сбербанке – создание специализированных подразделений.

31 марта открыт офис по обслуживанию особо значимых клиентов. Учитывая, что их уровень доходов позволяет совершать не только простые операции филиальной сети, но и использовать услуги мирового банкинга, им предложены соответствующие условия. Барнаул будет первым из сибирских городов, где Сбербанк откроет такой офис. Вторая площадка такого типа тоже начнет работу в Барнауле.

В двух торговых центрах краевой столицы открылись мини-офисы, где можно получить консультации или небольшие услуги. Данный формат предполагается развивать дальше.

Нынче же вместе с управлением по развитию предпринимательства намечено в Барнауле и Бийске запустить специализированные офисы для малого бизнеса.

К концу 2013 года запланировано создать корпоративно-инвестиционный центр. Скорее всего, его разместят на одном этаже с руководством отделения банка. Помещение будет приспособлено для крупнейших клиентов, куда они смогут приходить как на работу. Помещение будет оснащено видеоконференцсвязью, позволяющей в течение рабочего дня связаться с нужными сотрудниками Алтайского отделения Сибирского банка, а при необходимости и центрального аппарата СБР.

Другая тенденция года – расширение присутствия банка. Сегодня на примерно 30% территории края нет его представительств. И этот пробел предполагается закрыть. Но не традиционными подходами, открывая подразделения, а мобильными средствами. Будут создаваться передвижные пункты кассовых операций в сельской местности, размещаться устройства самообслуживания в помещениях администраций населенных пунктов. Предполагается доставка населения в ближайшие офисы обслуживания физических лиц автобусами за счет средств банка. Эта работа будет проводиться совместно с администрацией края и Пенсионным фондом РФ.

Черникова призналась, что этот вроде бы социальный проект, с одной стороны, позволит извлекать прибыль, с другой - формировать лояльность клиентов к банку, проникать глубже на рынок кредитно-вкладных операций и коммунальных платежей.

Деньги для физических лиц

За прошлый год отделение банка нарастило кредитный портфель населения на 6 млрд. руб. Однако конкуренты работали еще лучше, в результате доля Сбера сократилась с 38 до 36%.

- На сегодняшний день розничный блок полностью укомплектован, работает профессиональная команда, - заметила Татьяна Черникова. - С июля 2011 года мы стали активно развивать кредитные карты. Сейчас произошел перелом, ранее завоеванные позиции возвращаются. По итогам полугодия цифры будут значительно выше прошлогодних.

При этом, уверяет банкир, качество портфеля не ухудшилось, просрочка не увеличилась и составила в пределах 2 %.

В сегменте ипотечного кредитования сохраняется прошлогодняя динамика. В настоящее время подписано девять соответствующих соглашений с застройщиками, аккредитовано 16 строящихся домов для возможности кредитования строительства ресурсами Сбера.

В этом году в Барнауле по примеру некоторых других розничных банков планируется открыть центр ипотечного кредитования. Уже приобретено подходящее здание.

В настоящее время Сбер обновляет дополнительные соглашения с администрациями края и городов. Власти предоставляют списки желающих приобрести жилье из числа льготных категорий граждан. И им дается возможность получить ипотеку по ставке на 1-1,5 процентного пункта ниже обычного.

- Мы пытаемся выявить все сферы, где можно наладить взаимное сотрудничество с властью, чтобы повысить доступность банковских услуг, - прокомментировала Черникова эту работу.

Депозиты

Традиционно Сбербанк лидирует на рынке по показателям привлечения средств населения. Притом что другие банки предлагают порой более выгодные проценты по вкладам. За прошлый год Сбер нарастил депозиты с 53,5 млрд. руб. до 63,1 млрд. руб. Особенно активно люди несли свои сбережения прошлой осенью. Пик пришелся на 1 января этого года. Затем в феврале народ забрал полмиллиарда. А потом тенденция к росту в абсолютных показателях восстановилась.

Возможно, положительную динамику банку обеспечили люди пожилого возраста, смолоду хранящие деньги в сберкассе. И банк не забывает своих традиционных клиентов.

8 апреля заключено соглашение между Сбером, Пенсионным фондом России и Союзом пенсионеров, в котором банк пообещал обеспечить доступность своих услуг на всей территории края и довести долю обслуживаемых у себя пенсионеров с 44 до 50%. Параллельно договорились позаниматься с пенсионерами на факультете компьютерной и финансовой грамотности, который организован при общественной организации «Университет пожилого человека».

Касаясь развития сервисов дистанционного обслуживания, Черникова сказала, что их роль возросла. С первого квартала прошлого года до сегодняшнего дня число активных пользователей увеличилось с 12 тыс. до 78,5 тыс. С 16 мая Сбербанк освоил интернет-оплату услуг ЖКХ с прямым перечислением средств поставщикам услуг в рамках системы «Город». Зачисления можно делать не только с компьютера, но и с iPhone.

Сервис пока доступен жителям Барнаула и Новоалтайска. Его аналогов на территории России, по словам Черниковой, нет. Кроме того, теперь через банковский терминал, введя адрес, можно узнать о своей задолженности по ЖКХ.

Кредитование предпринимателей

О взаимоотношениях с корпоративными клиентами руководитель Алтайского отделения говорила намного легче и приятнее, чем год назад. Напомним, что в это время банк разбирался со своими крупными должниками. В результате за прошлый год просрочка выросла на 5,2 млрд. руб. При этом удалось урегулировать ситуацию на 3,1 млрд. руб.

В этом году задолженности реструктуризированы уже на 400 млн. руб. В то же время среди неаккуратных заемщиков появились предприятия АПК.

На обвинение в том, что с приходом в алтайское подразделение банка новой команды управленцев невозможно стало предпринимателям получить кредит, Черникова сослалась на мнения кредиторов, которые считают, что отношения стали более понятными и прозрачными. Она выразила благодарность краевым властям, которые пригласили Черникову прочитать на заседании Законодательного Собрания лекцию о новых подходах Сбербанка к кредитованию юридических лиц. В результате удалось рассеять некоторые мифы.

Сейчас основной пик просрочки пройден: на 1 мая она составляет 9,2 млрд. руб. И до конца года запланировано довести этот показатель до 8,9 млрд. руб.

- По всем проблемным долгам есть конкретный план действий, - отметила руководитель отделения. - И безнадежных среди них нет. Даже если они будут списаны за баланс, работа по истребованию долга будет продолжена. Однако всем клиентам, которые имеют трудности, но являются добропорядочными хозяйствующими субъектами, мы идем навстречу.

Высокая просрочка по корпоративным клиентам заставляла менеджмент банка вести более осторожную кредитную политику. Неслучайно весь прошлый год и нынешний шло снижение кредитного портфеля корпоративным клиентам с 63,7 млрд. руб. до 52,6 млрд. руб. То есть банк больше возвращал старых долгов предприятий, чем выдавал новых. И только в прошлом месяце тенденция переломилась в лучшую сторону. До конца года банк планирует нарастить кредитный портфель до 58 млрд. руб.

Если посмотреть, как в этом году менялась его структура, то можно заметить небольшой прирост кредитов торговым, сельскохозяйственным предприятиям и снижение – строительным.

- Доля строителей будет снижаться и дальше по мере возврата ими долгов. Но это не означает, что мы совершенно прекратили кредитовать стройку, - подчеркнула Татьяна Черникова. – Если нам предложат хороший проект, будем его финансировать. Скажу больше: я ищу такие проекты и нахожу.

Инвестиционное кредитование занимает 42% корпоративного кредитного портфеля, или 22,2 млрд. руб., из них 8,7 млрд. приходится на сельское хозяйство. Черникова попыталась развеять еще один миф, заключающийся в том, что банк перестал кредитовать АПК. Если за 2011 год аграриям и переработчикам выдано взаймы 9,1 млрд. руб., то за 4 месяца этого года - уже 3,5 млрд. руб.

Присутствующий на пресс-конференции начальник краевого управления по развитию предпринимательства Евгений Дешевых напомнил, что одним из факторов развития малого бизнеса является дефицит заемных ресурсов и их доступность. Это было сказано во время презентации Черниковой нового продукта для субъектов малого бизнеса – нецелевого беззалогового кредита «Доверие», который в качестве гарантии возврата предусматривает только поручительство. Эффективная банковская ставка по кредиту составляет 19%. На сегодняшний день подобные условия «малышам» предлагают немногие банки. Однако надо иметь в виду, что они подходят только высокорентабельному бизнесу, например, торговому. Предпринимателям, занятым производственной деятельностью, пока не осилить даже такие относительно дешевые заимствования.

Новости партнеров
Фоторепортаж