Сезон литературных удивлений

00:00, 06 июля 2012г, Культура 2670


Сезон литературных удивлений Фото №1

Именно так обозначила руководитель Алтайского Дома литераторов поэтесса Юлия Нифонтова ряд вышедших недавно в свет книг наших писателей и поэтов.

В последний день календарной весны в Барнауле прошла презентация журнального варианта романа «Сбор трюфелей накануне конца света». Его автор - поэт, писатель и журналист Владимир Токмаков. Это «мистическая история, основанная на реальных событиях, имевших место быть в уездном городе Б.».

По утверждению одного из литературоведов, считается, что следует различать как минимум трех Токмаковых: журналиста Токмакова (без «ъ»), Токмакова-поэта (с «ъ») и непосредственно Токмакова-человека. Каждый из них по-своему интересен, но когда они собираются в одно целое, обычно происходят странные и невообразимые вещи. В своей творческой биографии В.Т. отмечает пока три этапа: первый - авангардистский, 1985 - 1990 гг. (с перерывом на два армейских года); второй - деформистский, 1990 - 1992 гг.; третий этап - «жесткий реализм».

Нынешнее произведение Токмакова из мистическо-поэтической жизни города Б. вряд ли можно подвести под любую из этих категорий, хотя каждая из них и присутствует здесь в той или иной степени. Вместе с тем очевидно, что здесь автор в значительной степени отошел от «Великого Ничто», стал писать более привычным и доступным для массового читателя языком, сохранив при этом присущее ему нестандартное мышление в моделировании ситуаций и создании литературных образов.

Во время работы над этой книгой автор использовал большой краеведческий материал и, как было отмечено на презентации, «фактически заявил о том, что «город - ни много ни мало - может претендовать на статус мистической столицы России. Ведь почти за три столетия его существования здесь произошло очень много интересных историй, сложилась масса легенд, которые могут привлечь внимание туристов. Недаром во время презентации Токмаков упомянул американский городок Салем, получивший известность благодаря истории так называемых салемских ведьм. Сегодня посмотреть на эти места приезжают десятки тысяч туристов со всего мира. Так одна-единственная история стала источником дохода для целого города».

Полезный «Автограф»

По словам самого автора, для выпуска в свет романа отдельной книгой у него (как и у абсолютного большинства наших региональных авторов. – Ред.) попросту нет средств, потому поддержка журнала «Автограф», где «Сбор трюфелей…» печатается ныне в форме небольших отрывков, стала по- настоящему значимой. Тем более что уже существует предварительная договоренность с редакцией журнала о выходе в свет романа отдельной книгой как литературного приложения к «Автографу». Идея, конечно, не новая, в свое время такая практика была обыденной для таких солидных изданий, как «Огонек», «Сельская молодежь», и других, но ее привлекательность и для писателей, и для читателей сегодня не в пример более высока, чем в 70-80 годы прошлого века, когда количество выходящих в свет книг, не говоря уже об их тиражах, было неизмеримо большим.

Тем не менее упорных людей, способных не только создать качественное художественное произведение, но и добиться того, чтобы оно нашло свою дорогу или хотя бы малотиражную дорожку к читателям, хватает и сегодня.

Один из них - Андрей Коробейщиков, выпустивший за последние десять лет одиннадцать книг - 6 романов и 5 публицистических, посвященных вопросам развития личности, тайнам шаманизма, загадкам истории и перспективам развития общества.

«Возможно, - сказал на презентации «Шин-Кай» автор, - что этот роман будет окончанием моей литературной деятельности в том виде, в котором она стала привычной для читателя».

Новая книга наполнена совершенно невероятной информацией о, казалось бы, привычных вещах и ситуациях. Это психодрама, которая раскрывает огромный пласт знаний о взаимоотношениях полов, хранимый веками в рамках закрытого наследия алтайских шаманов Тай-Шин. К тому же и оформлена она весьма привлекательно, так сказать, в подарочном стиле – небольшой двухтомник в единой, не особенно яркой и вместе с тем приметной упаковке. Собираешься, скажем, на день рождения к продвинутому приятелю - и гадать не надо, что ему преподнести.

«Солгать невозможно стихами…»

По словам Юлии Нифонтовой, в унисон создавшему образ загадочного, поэтического и фантастического Барнаула Владимиру Токмакову звучат отдельные стихотворения поэтов, стоящих, казалось бы, на другом полюсе мировосприятия, пишущих о другом и по-другому, и тем не менее…

Речь идет о Е. Ермакове и Е. Ткалич, сборники стихотворений которых также увидели свет в начале нынешнего года.

Вот только одно из стихотворений Евгения Ермакова, на взгляд ведущего рубрики, являющееся подтверждением вышесказанному.

Кто-то черные волосы ночи
Пересыпал мерцанием звезд.
И луна, как проматерь пророчиц,
Поднялась на невидимый мост.
И, опять становясь ертаулом *,
На дороге Господних чудес,
Любовалась моим Барнаулом,
Как возлюбленным чадом небес.
И пока под божественным взором
Город верил в любовь и покой,
Все сиял над Покровским собором
Тонким диском венец золотой.
Ертаул (стар.) – авангард.

«Снегопады» - так называется новая книжка Евгения Ермакова, издана она под патронатом главы Барнаула Игоря Савинцева, а в предисловии к ней, написанном Владимиром Коржовым, в частности, говорится:

«Незамысловато и в то же время многозначительно назвал свою новую поэтическую книгу Евгений Ермаков. Ведь издавна на Руси снеги белые олицетворяют чистоту, высоту и размах. В книгу вошли стихотворения разных лет, объединенные сакральной темой – любовью к Родине. У Евгения Ермакова Россия порога отчего, от родной околицы, от Киселевска и Барнаула, объемля необъятность наших городов и весей, над которыми сияет «символ христианства – золотой церковный крест!..».

Поэт через образы людей: деда Безмена, уходящего с гулянки в поля и в одиночестве обнимающего землю, односельчанина одноглазого дурачка Степана, что на ярмарке пробудил в своей, казалось бы, закостенелой душе «гениальнейшую фразу»: «Если станешь человеком, зверем снова ты не будь!..», через завет соседки святой Анны передает всю широту и противоречивость русского характера».

Немало интересного и прочувствованного об особенностях характера русской женщины можно узнать и прочитав сборник стихов Евгении Ткалич «Online с тишиной…», отпечатанный в типографии АлтГТУ небольшим тиражом 300 экземпляров.

«В стихах Евгении Ткалич нет лирической героини, - пишет в предисловии к этому изданию поэт Сергей Клюшников. - С первой строчки до последней за все отвечает она сама. В одиночку. И при этом свято верит: «Солгать невозможно стихами».

Увы, стихами лгали и лгут. Но это – если в угоду. Или от пустоты душевной. Или еще кто знает какой прихоти для. Но Евгения Ткалич пишет всерьез. С тоской по нежности – до срыва голоса. В поисках тишины, которая стала заповедной.

Извечный путь поэта – от реальности к ирреальности. И обратно. Почти замкнутый круг, который рано или поздно обязательно разомкнется. И все станет понятным. Если не сегодня, то завтра. Или после… Когда-нибудь. Когда-нибудь».

Убежать бы, уйти в тайгу,
в заповедную даль и глушь,
там, где лешие стерегут
тайный скит для бродячих душ.
Забывая обратный путь,
Обрывая памяти власть,
Убежать, чтобы где-нибудь
К роднику тишины припасть.
Окунув в омут неба лик,
Пить ночами звездную синь,
Отрыдать, отвыть, отмолить
Мир душе у лесных святынь.
…Мне б успеть на своем веку
Отыскать к этим соснам путь.
Убежать бы, уйти в тайгу…
завтра… летом… когда-нибудь.

По мнению Юлии Нифонтовой, уровень художественного мастерства Евгения Ермакова и Евгении Ткалич вырос в последнее весьма значительно и резко.

- Удивительно, что, будучи уже в очень зрелом возрасте, эти люди не потеряли способности учиться, - говорит руководитель краевого Дома литераторов. - Учиться и подниматься с одной ступеньки художественного мастерства на другую, не в пример более высокую.

Последняя ступенька

Всю свою творческую жизнь поднимался по этим ступенькам и другой автор, рано, всего в 51 год, ушедший из жизни летом прошлого года известный на Алтае спортивный журналист, редактор единственного городского и единственного в Сибири и на Дальнем Востоке футбольного издания» - «Барнаульской футбольной газеты», которую он основал в 2004 году, - Сергей Шилов. В 2006-м он был признан лучшим спортивным журналистом Барнаула, но, наверное, далеко не все в его окружении знали, что кроме спортивных репортажей Сергей Владимирович пишет еще стихи и рассказы. Сборник «Прощаю» также вышел в свет в начале 2012-го. Предлагаемые в нем вниманию читателей произведения написаны в разные годы и охватывают период более двадцати лет. Рассказ «Прощаю» и несколько стихотворений были опубликованы в литературно-художественном журнале «Встреча», рассказ «Белый» - в журнале «Алтай». Сборник вышел в свет «как совместный благотворительный проект сайта «Бабр.ру» и «Студии Разгуляева» в память замечательного, доброго человека, нашего земляка».

Когда к тебе приходит радость,
С людьми делиться ей спеши,
Заплачь от счастья, и не надо
Стыдиться слез, что от души.
Беда нагрянет неуместно –
О ней на людях умолчи,
А станет боли в сердце тесно –
Слезой пусть выльется в ночи.

Написал Сергей Шилов без малого тридцать лет назад, год прошел, как его не стало, а он все еще продолжает делиться с другими своими былыми радостями, отчеканенными на белых листках черными строчками стихотворений.

Фоторепортаж