Олег Прохода: «Помогаю тем, кто сам не опускает рук»

00:00, 27 июля 2012г, Общество 3184


Олег Прохода: «Помогаю тем, кто сам не опускает рук» Фото №1

Недавно из краевого перинатального центра торжественно отправили в большую жизнь тройняшек Круковских - Добрыню, Ярослава и Дарью. Не описать счастья уже неюных родителей: они думали о детях 10 лет. Прогресс здравоохранения продемонстрировал очередное маленькое чудо: мечта Екатерины и Виталия исполнилась троекратно. А воплотилась она не только благодаря стараниям медиков, но и материальной и психологической поддержке генерального директора «Первой продовольственной компании», сети магазинов «Лакомка» Олега Проходы.

Будучи заместителем председателя комитета по здравоохранению и науке Алтайского краевого Законодательного Собрания прошлого созыва, он три года курировал лечение супругов, в том числе в Москве. Даже когда молодые, впадая в уныние, теряли терпение, своей энергией и настойчивостью Олег Иванович возвращал им веру. Поэтому долгожданные и выстраданные дети ему очень дороги. Как дороги и близки все, кому он безвозмездно и от чистого сердца помогает на протяжении почти двадцати лет, ровно столько, сколько занимается предпринимательством.

Успешный бизнесмен, возможно, неосознанно верит великому Руставели, написавшему: «Что твоё - твоим не будет, то, что отдал - то твоё». Он не из тех, кто, пожертвовав копейку, поведает об этом городам и весям, но в то же время гордится ролью дарителя. Благотворительность стала такой же частью его жизни, как производственные дела, забота о семье, общественная деятельность. Не случайно, когда в администрации Барнаула решали, кого назвать лучшим меценатом 2011 года, выбор единогласно пал на Проходу, который заслужил это право не одной сотней благих деяний. Финансирование городских и районных мероприятий, подарки для детворы и праздничные столы для ветеранов, спонсирование спортсменов и инвалидов - это лишь малая толика того, к чему причастен Олег Иванович.

Откуда у него возникло желание помогать людям? Какой отклик находит у населения и в среде предпринимателей его многолетний душевный порыв? Почему благотворительность стала такой же важной составляющей его жизни, как и бизнес? Об этом наша беседа с помощником депутата АКЗС А.Ф. Лазарева О.И. Проходой.

- Я вырос в семье барнаульских рабочих: мама трудилась на комбинате химических волокон, отец - на моторном заводе. Жили скромно - ни дачи, ни машины. Мамину семью, когда она была малолетней, раскулачили и отправили на поселение в село Нарым Томской губернии. Выжили чудом. Несмотря на трудности, мама получила образование и стала геодезистом, но когда вышла замуж и негде было жить, пошла на КХВ - зарабатывать квартиру. Сейчас, оглядываясь на свое детство, понимаю, что, довольствуясь минимальными благами, мы жили в дружбе и согласии с главными родительскими наставлениями: тем, кто просит, нужно давать и что рука дающего никогда не оскудеет. Сама мама никогда не проходила мимо протянутой руки. Помню, она оставляла мне рубль, я покупал три беляша, а оставшиеся копейки отдавал нищим, которые сидели в людных местах. Не считал это чем-то особенным, заслуживающим благодарности. И дома не хвалился, вот, дескать, какой я добрый.

Моей страстью был хоккей. В 6 лет мама отвела в ДЮСШ «Мотор», чтобы поднабрался здоровья, так как был чахлым от природы. Помню себя семилетним: 22 остановки автобусом добирался на тренировки. Трижды участвовал во Всесоюзных соревнованиях, в частности, на первенство приза «Золотая шайба». В 12 лет я был абсолютно самостоятельным человеком. Может быть, потому, что тренировался в том числе у Тарасова, Фирсова, Рагулина - даже далекие от хоккея люди знают эти легендарные имена. Конечно, не обходилось без травм: каких только переломов у меня не было… Но это, скажу вам, закаляет силу воли, формирует характер. Потом так втянулся в спорт, что выбрал его своей профессией, получил образование в Омском государственном институте физкультуры. Преподавал в центре детского творчества, но чтобы полноценно обеспечить семью, не гнушался работой сантехника, дворника.

- А что подтолкнуло к предпринимательству?

- Конечно, времена, когда работа совсем перестала приносить доход. Дошло до чего? Однажды маленькая дочка попросила купить заморский фрукт киви, а у меня не нашлось для этого денег... Такая взяла злость и обида, что решил: не боги горшки обжигают, тоже смогу. И получилось. Не скажу, что легко и просто. Лет 10 только набирался опыта, изучал рынок, налаживал контакты, а относительной стабильности в бизнесе достиг в 2000-м. Сейчас имею оптовый склад, откуда поступает продукция в 8 тысяч торговых точек края, сеть магазинов «Лакомка» и кофейню с таким же названием. Два года назад головной магазин на проспекте Ленина в Барнауле стал лучшим предприятием потребительского рынка края. Всего в компании работает около тысячи человек.

Всё это время я занимался благотворительностью. Материально поддерживал сирот из дома ребенка, матерей погибших воинов, ветеранов Афганистана, юных спортсменов, церковь. Конечно, самые благодарные - дети. Помогаю тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и не может выбраться из нее самостоятельно, но при этом не сидит сложа руки. Не люблю иждивенцев в чистом виде. Признаться, не очень распространяюсь об этой стороне своей жизни, но если говорить высоким стилем, делаю это по зову сердца. Мне не понаслышке знакомы заботы, чаяния и проблемы простых людей, ведь я из того же, как говорится, теста и, слава богу, не утратил чувства сострадания.

Занимался квотами, помогал в организации лечения, будучи в АКЗС заместителем председателя комитета по здравоохранению и науке у Александра Федоровича Лазарева. Сейчас являюсь его помощником и продолжаю начатое. К слову сказать, недавно ко мне из деревни обратились родители 10-летнего ребенка, которому срочно нужна операция, иначе ему грозит инвалидность. Теперь думаю, к кому обращаться и в какие двери стучаться. Пока ничего не обещал, но уже чувствую ответственность за судьбу мальчика.

- Но ведь просящих всегда больше, чем возможностей у отдельно взятого, даже очень успешного бизнесмена. К сожалению, в нашем обществе много таких. Как всем помочь?

- Не ставлю перед собой такой задачи, да она и нереальна. Делаю, что могу. Но поймите правильно: суммы затрат – это не главное. Просто чувствую огромное удовлетворение от того, что имею такую возможность. Первый раз я это понял, еще не будучи состоятельным, когда увидел в магазине старушку, которая смогла купить только булку хлеба. Я просто остолбенел от жалости. Догнал её на улице и, смущаясь, сунул в ладонь крупную купюру. Помню, она перекрестила меня, что-то благодарно бормотала… Меня просто счастье переполняло в тот момент, и так легко стало на душе…

- Олег Иванович, вы такой сентиментальный?

- Когда надо – жесткий. Сами понимаете, работаю в сфере, где надо ухо держать востро, не расслабляться. Но мои сотрудники - а многие со мной с первых дней основания предприятия - подтвердят, что я ценю и берегу кадры. Поверьте, своих не обижаю. Например, когда в 97-м грянул кризис и многие руководители задерживали зарплату, я продал личный автомобиль, чтобы расплатиться с людьми. В моем маленьком «государстве» все социально защищены, они знают: если станет трудно или придет беда - их не оставят.

- У вас есть благородные последователи в крае?

- Мир становится все более скудным в общении: каждый обрастает скорлупой и старается не делиться с другими своими заботами и радостями. Наша область - не исключение. Конечно, благотворители есть, но если говорить о моём круге, таких не знаю. Наоборот, мне известны примеры, которые совершаются ради выгоды, заурядной корысти. В первую очередь я делаю не для кого-то – для себя, для своей души. При этом часто слышу – зачем тебе это надо, жизнь и так полна проблем, надо ли «нахлобучивать» на них дополнительные? Мне тоже трудно, блага с неба не падают: приходится много и упорно работать. В 2008 году сгорел базовый склад с продукцией, практически всё, что заработал за 15 лет, унесло ветром, да еще остался в долгу перед банком на весьма и весьма солидную сумму. Пришлось начинать с нуля. На просьбы о помощи мог бы, наверное, как многие, отвечать: денег нет, весь в кредитах как в шелках, отстаньте! Но это не мой принцип. Делиться надо, господа! Делиться!

- Вы деньгами помогаете?

- В принципе, я противник денежного эквивалента, но иногда без него не обойтись. Например, когда возводили два храма в городе Новоалтайске, ко мне обратился отец Михаил и я вкладывал средства в строительство. Но, честно признаюсь, настаивал на представлении отчетности, как и во всех других случаях денежных пожертвований. Кстати, раньше не считал, сколько трачу на благие дела, а бухгалтерией занялся, став депутатом Законодательного Собрания, чтобы не быть голословным на встречах с избирателями. В принципе, я уверен, что общественная, политическая деятельность немыслима без меценатства. Считаю, что иметь и не делиться - это неправильно.

Другое дело - больные: люди с онкологическими заболеваниями, а также те, кому нужно дорогостоящее высокотехнологичное лечение, которое, как правило, связано с федеральными квотами, когда медицинская помощь оказывается в том числе за пределами края. Для государства стоимость одной операции по федеральным программам начинается от 200 тысяч рублей и простирается за миллион. Вникнув в проблему, я понял, как много делает в этом направлении наш губернатор. Именно он настоял, в частности, на открытии краевого перинатального центра, что позволило улучшить демографическую ситуацию и сэкономить средства на лечение женщин в других регионах…

 

Беседовала Татьяна СЕМИНА.

Фоторепортаж