Осенний аншлаг

В минувшую субботу, 15 сентября, в Барнауле при поддержке краевого управления по культуре и архивному делу прошла уникальная акция «Музыкальная ночь»

00:00, 20 сентября 2012г, Культура 2337


Осенний аншлаг Фото №1

Она была придумана по аналогии с «Ночью музеев», без которой уже несколько лет невозможно представить себе барнаульскую весну. Организаторам хотелось бы превратить это начинание в столь же традиционное и непременное событие. И, судя по атмосфере, царившей на большинстве площадок, а также по готовности зрителей в самую дурную погоду идти на несколько концертов за вечер, у акции большое будущее.

Побывать на творческой «кухне»

Официально открыли акцию в краевом театре драмы им. В.М. Шукшина. Разновозрастная публика, пришедшая к семи часам вечера, застала на главной сцене музыкантов симфонического оркестра Новосибирского академического театра оперы и балета и нашего хора Тарнецкого. Причем все они предстали в повседневной одежде… То, что открывать «Музыкальную ночь» в драме будет не концерт (совместное выступление барнаульского и новосибирского коллективов состоялось на следующий день), а открытая репетиция, для большинства зрителей было новостью.

Старт вечеру дала и. о. начальника краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова:

– Я рада вас приветствовать в этом зале: на улице ветрено, холодно, а здесь замечательно, уютно и тепло. Акция не совсем обычная, и даже то, что артисты Новосибирского театра сегодня в таком демократичном виде, очень в стилистике нашего мероприятия.

Следом на сцене появился музыкальный руководитель и главный дирижер новосибирского оркестра Айнарс Рубикис, смущенный таким напряженным вниманием публики:

– Вот сюрприз, не ожидал. Мне сказали, что придут люди, но чтобы полный зал на репетиции!.. Спасибо вам, мы будем стараться работать на высшем уровне!

Так непосвященные узнали, что для дирижера проводить репетицию на высоком уровне означает указывать музыкантам на малейшие недочеты и добиваться идеального звучания, даже если для этого придется сыграть несколько тактов два-три раза. Репетицию посвятили кантате Сергея Прокофьева «Александр Невский», которая известна всем как музыка к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна.

– У вас вначале получается плач, а должен быть мираж. Помните, что вы рассказываете историю своих прапрадедов, очень давнюю историю! – говорил дирижер хористам. Потом переключался на оркестрантов и напевал, показывая, как все должно звучать.

Зрители, неожиданно допущенные до репетиционной «кухни», следили за тем, как меняется качество звучания. И когда стало казаться, что репетиция не подарит ярких эстетических впечатлений, музыканты вдруг на одном дыхании исполнили две последние части кантаты. Причем появление меццо-сопрано Агунды Кулаевой, приглашенной солистки московской «Новой оперы» и обладательницы чарующего тембра, спевшей «Мертвое поле», произвело какой-то почти магический эффект.

Позже на главной сцене выступал Великорусский оркестр «Сибирь». Кроме того, в театре можно было сфотографироваться в сценических костюмах, послушать джаз, потанцевать и спеть что-нибудь под гармонь (играл композитор театра драмы Михаил Стариков). Чтобы успеть еще на несколько площадок, участвующих в «Музыкальной ночи», пришлось покинуть драму как раз в тот момент, когда зрительница средних лет громко и с большим чувством исполняла «Напилася я пьяна».

Восполнить пробелы

Сотрудники театра музыкальной комедии уже через час после начала акции выглядели обескураженными: камерный спектакль на малой сцене «Арлекинада» по мотивам оперы-буфф Джованни Перголези (это 18 век) вызвал то, что на театральном сленге зовется переаншлагом.

Действие в разгаре. На сцене – кукольного вида девушка в кудрявом белом паричке и коротком кринолине. Под клавесин и скрипочки она поет невинным сопрано: «Если план мой удастся, в этом доме я стану госпожою», а ей что-то вторит мрачный Хозяин, которого служанка собиралась хитростью женить на себе. Спектакль, представляющийся этакой обаятельной ерундой, на самом деле требует от артистов огромного мастерства.

– Оправдывает ли акция ваши надежды? – спросили мы у режиссера музкомедии Константина Яковлева, который ввиду страшной занятости всего персонала театра лично встречал зрителей.

– Сверх ожиданий! Сегодня столько новых зрителей узнали, где у нас малая сцена, и их оттуда невозможно выманить ни на секунду, даже чтобы поставить дополнительные стулья (смеется). Я знаю, что на всех наших площадках сейчас не хватает билетов и мест. Первый блин обычно бывает комом, а этот оказался «с маслом» – прежде всего для артистов, которые настроены очень серьезно и будут работать с огромной отдачей. Мне кажется, это важный шаг к той самой «культурной столице», о которой мы мечтаем.

Через полчаса выяснилось, что аншлаг на малой сцене был лишь разминкой перед представлением «Звездный экспресс» на сцене основной. Программу, состоящую из известных номеров бродвейских и французских мюзиклов, многие готовы были слушать сидя на ступеньках в проходе!

Татьяна, пришедшая в театр музыкальной комедии с подругой, рассказала, что «Ночь» уже успела ее и порадовать, и немного разочаровать: «Мы пришли в филармонию на органный концерт, но программу изменили, и мы попали на выступление ансамбля «Огоньки». Прекрасное выступление, но нам-то хотелось совсем другого! И раз уж мы давно не были в музкомедии, решили восполнить этот пробел. А сама идея прекрасная. Мы и на «Музейную ночь» ходим всей семьей, получаем огромное удовольствие!»

Пофилософствовать и повеселиться

За исключением первых двух номеров, в остальном своей программы филармония придерживалась. Зрителям представили литературно-музыкальную композицию «Бессмертна юная любовь», концерт «Steinway ночью» и выступление Петра Каменных с группой «Другие дяди». Из-за пробки на подъездах к старому Барнаулу (на речном вокзале в субботу был фейерверк) многим меломанам пришлось идти на концерт пешком.

Лауреат международных конкурсов, воспитанница Барнаульского музучилища, бывшая выпускница и преподавательница Новосибирской консерватории, в этот раз Елена Садчикова приехала на родину уже из Парижа, где учится в аспирантуре престижной Нормальной школы музыки им. Альфреда Корто (cole normale de musique de Paris, по сути, является частной консерваторией). Елена мечтает стать концертирующей пианисткой, так что учеба в парижской школе музыки, куда ее пригласили еще пять лет назад после победы на конкурсе, должна ей в этом помочь.

Пианистка исполнила всего три пьесы Ференца Листа и прелюдию Дебюсси «Феи – прелестные танцовщицы». Увы, концерт задержался на полчаса и интересную программу, рассчитанную на вдумчивого слушателя, пришлось сократить.

– Меня немного смутил формат этого выступления, – призналась нам одна из зрительниц Алена. – Концерт мне очень понравился, но игру пианистки, цельную и продуманную до мелочей, сопровождал видеоряд с пейзажными зарисовками, который был не совсем уместен. Сама акция “Музыкальная ночь”, я думаю, направлена на популяризацию классики в широком смысле. А вот тех, кто уже готов к серьезному восприятию музыкального искусства, эти кадры наверняка отвлекали. Возможно, стоит все же найти меру в заигрывании с неискушенным слушателем.

Но есть и другое мнение.

– Я удивлена, что так много людей в День города пришло послушать фортепианный концерт, – сказала Анна. – Особенно приятно, что было много молодежи. Такие мероприятия могут привлечь новую публику к настоящему искусству, тем более что наши люди с готовностью откликаются на культурные инициативы.

А скрипачу Петру Каменных и группе «Другие дяди», которые выступали следом на той же сцене, пришлось отлаживать звук прямо во время своего зажигательного выступления – благо публика была готова подсказывать, что нужно улучшить. Вообще, заинтересованные и доброжелательные слушатели, да еще в таком огромном количестве, – одно из самых главных впечатлений от акции.

«Контрасты – это хорошо, – резюмировала еще одна зрительница, художница Татьяна. – Но лучше, когда всему свое место, как на «Музейной ночи»: одни идут в «Мир времени», чтобы посмотреть собрание раритетов, а другие – в Художественный музей ради какой-нибудь авангардной выставки».

Прожить тридцать часов среди звуков

На концерте в музыкальном колледже выступили учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, музколледжа – лауреаты краевых, региональных и международных конкурсов.

Открывая праздник, директор учебного заведения Светлана Прокофьева сказала:

– Музыка – прекраснейшее из искусств. Она освежает душу, воспитывает чувства, придает смысл жизни. Сегодня в нашем городе – праздник музыки и день, особенный по всем параметрам, потому что в сутках не двадцать четыре часа, а целых тридцать! Именно тридцать часов на шести площадках города будет звучать настоящая музыка. Это наше приношение Алтайскому краю.

Идея этого праздника принадлежала именно нашему колледжу, и музыканты города с воодушевлением откликнулись на нее. Наблюдая за тем, как много остается за рамками концертов несыгранного, несказанного, мы решили делать такие творческие марафоны. И сегодня мы хотим посмотреть, нужны ли они жителям города…

Забегая вперед, за всех, кого не оставил равнодушным первый опыт проведения «Музыкальной ночи», скажем: разумеется, нужны! И в первую очередь нашим детям. Это было особенно понятно на концерте в музколледже. В этом учебном заведении уже давно сложилась традиция: гости сюда приходят семьями, с малыми детьми. Порой за выступлением на сцене малышей с волнением наблюдают представители двух, а то и трех поколений их семей. Родители фотографируют и снимают на камеру чад – и тех, что на сцене, и юных зрителей, хлопающих в ладошки и дирижирующих тонкими пальчиками.

Постоянные гости концертного зала музколледжа наблюдают и среди юных музыкантов ту самую преемственность поколений. В этот вечер они аплодировали скрипачке, лауреату многих международых конкурсов Марии Баевой-Кузнецовой, ученику заслуженного артиста РФ Юрия Черноусова Евгению Жукову, ученику заслуженного работника культуры А.Тренкеншу Ивану Низовских. В юноше, исполнившем «Сомнение» М.Глинки, некоторые гости «Музыкальной ночи» не сразу узнали бывшего юного солиста «Сентябринок»…

Все выступления юных артистов благодарно принимались залом, для всех певцов и музыкантов гости не жалели своих ладоней. Для многих же гостей стало открытием знакомство с Максимом Торощиным, лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на русских народных инструментах им. М.А. Матренина. «Эх, сыпь, Семен!» А.Шалова в исполнении юного балалаечника вызвало гром аплодисментов и крики «Браво!». Сарасате, Шопен, Хачатурян, Паулс, Свиридов – музыка этих и многих других композиторов царствовала в тот вечер в музколледже, а «придавала смысл жизни» она благодаря музыкантам – юным дарованиям Алтая.

Увидеть волшебный сон

«Музыкальная ночь» в Молодежном театре Алтая получилась скорее музыкальным вечером – из-за яркого освещения зала. Но в остальном организаторы и артисты смогли создать атмосферу сна о прекрасном. Барнаульский Русский камерный оркестр начал убаюкивать зрителей «Музыкой театра и кино» - именно так называлась программа мини-концерта, сотканная из мелодий таких фильмов, как «Ва-банк», «Берегись автомобиля» и «Крёстный отец». Звездами мероприятия стали флейтист Максим Попадыч и саксофонист Святослав Кузнецов – соло в их исполнении зрители принимали на ура. А потом ребятишки из театра эстрадного танца «Хорошки» пригласили гостей акции на программу «Детство - это ты и я». Не исключено, что многим зрителям потом действительно приснилось их собственное детство, полное радости и баловства.

Наконец, большой интерес вызвали пародии на современных эстрадных исполнителей, подготовленные студентами «золотухинского» курса и молодыми артистами МТА. Также в этот вечер здесь выступил Великорусский оркестр «Сибирь» им. Е.И. Борисова со своими «Сказками странствий».

Не менее содержательную программу предложил посетителям Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Здесь состоялись показ документального фильма о музыкальных традициях Алтая, экскурсия о музыкальной жизни Барнаула конца XVIII – начала XXI в., мастер-класс по обучению игре на уникальных авторских музыкальных инструментах и многое другое. Звездой вечера стал барнаульский мастер Александр Гнездилов, приглашавший всех желающих научиться играть на сделанных им самим музыкальных инструментах.

Любовь Карпова, Марина Москаленко, Светлана Тирская

Фоторепортаж