«Первое депо - как родовое гнездо!»

00:00, 02 ноября 2012г, Общество 2151


«Первое депо - как родовое гнездо!» Фото №1

26 октября в Барнауле торжественно открыли обновлённое трамвайное депо № 2 и одновременно закрыли старое депо № 1, пассажиры этого даже не заметили.

Собравшимся на неординарное мероприятие ветеранам муниципального предприятия «Гор-электротранс» было что вспомнить. Большинство из них начинали свой трудовой путь в трамвайном депо № 1, действовавшем на улице Анатолия, 304 с 1948 года. Второе депо на улице Коммунаров, 128 ввели в эксплуатацию через двадцать лет, в 1968 году. Туда перешла работать часть трудового коллектива. Среди них была водитель Нина Кузнецова. Она вспоминает:

- Первое депо строили после войны из чего придётся своими силами. Помещения там были холодные, в дожди часто протекала крыша, размокали стены. Неудивительно, что со временем в них завелся грибок, с которым боролись годами. Второе депо нам тогда казалось современным, добротным, в нем было теплее и освещение получше. Я отработала там несколько лет, получила свой первый орден Трудовой Славы, была награждена вторым орденом. Позже мне снова довелось поработать в первом депо, потом – в третьем, которое, как нам говорили тогда, считалось самым комфортабельным в стране, с современным набором оборудования. Когда в 2005 году в связи с реорганизацией предприятия закрыли депо № 2, вывели оттуда людей и технику, мы все переживали до слёз.

Нина Ивановна, более тридцати лет (до 1996 года) водившая трамваи по городу, сегодня председатель совета ветеранов Горэлектротранса, занимается общественной деятельностью и хорошо знает коллектив, готова рассказывать о ветеранах часами:

- С первого дня и до закрытия депо № 2 здесь проработал Борис Пинчук, был мастером механического цеха, парторгом, награжден медалью «За доблестный труд». 44 года трудового стажа за плечами слесаря подвижного состава Николая Березы, имеющего звание почетного работника Горэлектротранса. Его жена Надежда Береза 38 лет работала водителем трамвая, награждена орденом Трудового Красного Знамени. Орденами отмечены водители Любовь Мамонтова, Валентина Мироненко, Любовь Торопова и другие наши ветераны.

Почти все они сегодня здесь. Открытие обновленного второго депо для нас большой праздник. Я уже успела осмотреть прекрасные помещения диспетчерской, аккумуляторной, кассы, куда кондукторы будут сдавать деньги. После ремонта в них полный комфорт, даже хочется снова самой поработать.

Рассказ ветерана дополняет специалист Горэлектротранса Кирилл Валяев:

- С момента открытия в 1948 году трамвайного движения по улицам Барнаула менялось многое: открывались и закрывались маршруты, депо, приобретались и списывались трамваи, прокладывались и демонтировались пути. За 64 года эксплуатации здания и коммуникации первого трамвайного депо на улице Анатолия обветшали. Чтобы поддерживать его в работоспособном состоянии, требовалось все больше и больше финансовых вложений. В прошлом году зимние температуры на ремонтных канавах доходили до минус 18 градусов. Поэтому руководство предприятия решило передислоцировать электротранспорт на площади трамвайного депо № 2, построенного в конце 60-х годов.

И вот под звуки праздничного марша на территорию депо въехала колонна из пяти трамваев с ветеранами и работниками предприятия в салонах. Возглавил её хорошо известный горожанам ретротрамвай «Пятерочка», за ним шёл вагон новейшей модели «Пионер» и другие. Все обратили внимание на новую вывеску. Теперь депо на проспекте Коммунаров числится под номером 1! Директор МУП «Горэлектротранс» Александр Семыкин под аплодисменты вручил начальнику депо Оксане Токарчук символический ключ. Разрезали традиционную красную ленточку, провели недолгий митинг. Никаких перебоев в работе трамваев в этот день не случилось, они выезжали на линию по графику, горожане ничего не заметили.

Конечно, условия работы нынешних водителей и кондукторов не сравнить с теми, что были в первые годы после пуска трамвайного движения в Барнауле. Нина Кузнецова и её подруги – ветераны предприятия – после митинга вспоминали:

- Некоторым из нас довелось водить еще ленинградские вагоны, в которых двери не закрывались, мы окрестили их «распашонками». Эти трамваи пережили блокаду, скамейки в салонах стояли вдоль окон, чтобы во время войны удобнее было перево-зить раненых. Зимы на Алтае тогда стояли очень морозные, никакого отопления в вагонах не предусмотрено. Ноги примерзали к педалям, кирпичи, которые мы грели в диспетчерской, быстро остывали. Чтобы проработать на морозе восемь часов, надевали стёганые ватные брюки, валенки на три размера больше, в них вставляли меховые чуни, всячески укутывались, натягивали шубу, шапку, а поверх – большую шаль. Можно представить, на кого мы были похожи.

Трамваи ходили переполненными, люди набивались под самую кабину. Выйдешь стрелку перевести, а назад попасть не можешь. Умоляешь расступиться: «Пропустите, я водитель!» Лобовое стекло и зеркало заднего вида зимой замерзали, чем их натирать, мы не знали, никаких химреактивов не было, использовали соль да лезвие бритвы для снятия слоя льда. Чтобы меньше дышать на стекло в кабине, рот завязывали платком. В пятидесятых годах пришли усть-катавские трамваи КТМ-1 и КТМ-2, у них двери уже закрывались, а когда в 1968-м в Барнауле появились чехословацкие вагоны, это было верхом совершенства.

Нина Ивановна рассказала несколько случаев из своей практики:

- В семидесятых годах, когда на полную мощь работали все заводы на Потоке, приходилось таскать за собой по три вагона. Это девять дверей, не закрывающихся в часы пик, потому что на подножках висели люди. Уже на конечной «Докучаево» пассажиры так облепят вагоны, что бесполезно призывать кого-то выйти, всем нужно на работу к одному и тому же часу. Кондукторов тогда заменили компостеры. Объявляла пассажирам: «На подножках держитесь крепче, поедем быстро, нужно уложиться в график!» – и трогалась в путь: шинный, моторный, текстильные комбинаты и, наконец, «Трансмаш». Здесь сходили последние рабочие и двери трамвая можно было закрыть. Только сначала берёшь ломик и идешь их поправлять. Когда ехала со стороны Старого базара, на подножках висели уже от улицы Северо-Западной. Вечером картина повторялась в обратном порядке, – делится Нина Кузнецова.

- Несмотря на такие нагрузки, работать было приятно, чувствовала свою нужность, что меня ждут люди, и испытывала удовольствие от хорошо выполненного дела. Домой идёшь, кажется, что под тобой дорога едет… Я на пенсии уже почти семнадцать лет, а трамваи снятся чуть ли не каждую ночь. И мои ровесницы, водители с большим стажем, часто звонят: «Опять во сне пассажиров возила». Работали себя не жалея, но и предприятие о нас заботилось: получали квартиры, награды, ездили в санатории, отправляли на отдых детей, не беспокоились о своем будущем. Не могу представить, как сегодня многие люди живут без работы? Душа болит, когда проезжаешь мимо заводов, а никто не выходит… Надеюсь, возродится наша промышленность и трамваи снова будут нужнее, чем автобусы.

Мы очень рады сегодняшнему празднику. Закрывшееся первое депо – это наше «родовое гнездо». Слышали, что во многих городах страны трамвайные рельсы уже закатали в асфальт. Конечно, беспокоились за судьбу этого вида транспорта в Барнауле, особенно когда рельсы убрали с улицы Челюскинцев и она долго была закрыта. Я даже на приём к губернатору по этому поводу записывалась. Но Александр Карлин нас успокоил: «В Барнауле трамвай останется».

Теперь трамваи депо № 1 выходят на старые и привычные маршруты из нового дома по проспекту Коммунаров. Перевернута еще одна страница истории электротранспорта Барнаула.

 

Справка «АП»
С июня по октябрь на территории депо № 2 ударно работали бригады путейцев, энергетиков, транспортной и ремонтной служб, СЦБ, связи и других подразделений предприятия. В общей сложности было заменено 1556 метров одиночного пути, уложено 2240 шпал, установлен 21 стрелочный перевод. Также произведен капитальный ремонт диспетчерской, которая заметно преобразилась. Там установлены новая мебель, кулер для воды, кофейный автомат, телевизор для просмотра производственных инструктажей, прогнозов погоды и новостей. Отремонтированы помещение кассы, технического класса, аккумуляторного участка, кровля, заасфальтированы внутрипарковые дороги.

Фоторепортаж