«Маленькая» тема

00:00, 13 ноября 2012г, Общество 2299


«Маленькая» тема Фото №1

Автомобиль – безусловный плюс и в насыщенном общественным транспортом городе и, конечно же, в сёлах. Даже с учётом всех пробок-заторов на личном авто добраться из дома на работу можно гораздо быстрее, нежели на автобусе, троллейбусе или трамвае. Поэтому несказанно был рад, когда судьба расщедрилась и подкинула мне автомобиль ВАЗ-11113 «Ока» 2002 года выпуска. Причем вполне рабочий экземпляр и за чисто символическую цену в 5 тыс. рублей – завёл и вперёд!

История

«Ока» ВАЗ (СеАЗ, КамАЗ)-1111 - советский и российский микролитражный легковой автомобиль первой группы особо малого класса. Выпускался на ВАЗе, КамАЗе и СеАЗе с 1988 по 2008 год. (Кстати, прототипом «Оки» считается японский микроавтомобиль Daihatsu Cuore образца 1980 года). На машине применялся 33-сильный 2-цилиндровый двигатель на основе 1,5-литрового мотора ВАЗ-21083. Отсюда и его просторечное название - «полвосьмого».

В конце 1998 года «Ока» оказалась одним из самых дешёвых авто в мире. Это резко подстегнуло её популярность. До 2005 года ЗМА и СеАЗ наращивали производство, но в дальнейшем спрос на эти авто стал падать, в том числе из-за притока более современных китайских иномарок - их двигатели уже соответствовали нормам Евро-2.

В 2006 году на СеАЗе делали модификации авто с импортным китайским 3-цилиндровым 53-сильным инжекторным двигателем от Daihatsu Charade G10, что обеспечило и выполнение экологических норм Евро-3.

В ноябре 2008 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с её нерентабельностью.

Плюсы и минусы

С появлением «окулярчика» для меня значительно расширилась география края. Вы не поверите, насколько проходима эта маленькая машинка! Там, где пройдёт «Нива» с её двумя ведущими мостами, пройдет и переднеприводная «Ока». В самых критичных случаях она просто ползёт по грязи или глубокому снегу на своём брюшке, лишь бы передним колёсам было за что зацепиться. Не получается? Да и ладно: глушим мотор и втроём просто выкатываем лёгкую машинку на твёрдую дорогу.

У нетребовательного к комфорту городского водителя, который не боится крутить гайки и хотя бы в рамках школьной программы знаком с принципом работы двигателя, «окушка» - песня. Маневренная, достаточно шустрая, способная везти 340 кг груза. На трассе потребляет около 5 литров 92-го бензина на каждую сотню километров, в городских условиях - немногим больше. Стоимость ОСАГО всего 1200 рублей…

Разумеется, машина несколько тесновата. Кроме того, в «Оке» остается большим вопросом проблема обеспечения безопасности водителя и пассажиров. Кстати, название и индекс автомобиля странно напоминают название японского реактивного самолета-снаряда «Ока-11» времен Второй мировой войны. Тот одноразовый летательный аппарат был предназначен для летчиков-камикадзе. Однако по результатам проведенных в своё время краш-тестов «Ока» набирает более высокие баллы, чем все прямые потомки ВАЗ-2101. Это частично развенчивает бытующий миф об «Оке» как о «капсуле смерти».

В любом случае проблема безопасности главным образом решается наличием «предохранителя» в голове рулевого. И это относится абсолютно ко всем хозяевам авто.

Ремонт «на коленке»

Одним из существенных недостатков любого автомобиля является то, что он рано или поздно ломается. Иномарка, как правило, позже. Но стоимость запчастей и ремонтопригодность отдельных узлов и механизмов говорят в пользу отечественных машин. Они, как автомат Калашникова, работают до последнего. Подчёркиваю – это сугубо моё личное мнение. Однако согласитесь: даже в самой глухой алтайской деревне можно найти детали на «Ниву», «Москвич», «Жигули», «УАЗ» и даже «Запорожец» и тут же с помощью отвертки, молотка и крепкого словца поставить «пациента» на колёса. А вот с иномаркой такой номер уже не пройдёт.

Но к «Оке» это правило не относится. Да, машина чрезвычайно проста – её ремонт может выполнить буквально на коленке автолюбитель. Да, большинство запчастей к машинке можно найти в любом автомагазине. Но существует ряд исключительно «окушечных» деталей, которые в Алтайском крае днём с огнём не найти...

Цена вопроса

Самой существенной проблемой, с которой мне пришлось столкнуться, была поломка вторичного вала коробки передач. Само по себе не страшно: в Интернете нашел массу подробнейших инструкций по ремонту моей «шуршуньки». Стальной палец, на который нанизаны шестерни скоростей, просто лопнул пополам. Бывает такое - скорее всего, сказалась нещадная эксплуатация машины по бездорожью.

И вот тут выяснилось, что на Алтае проще найти другую «Оку» (ведь в своё время ключи от этих машин вручали многим ветеранам), чем какую-то 30-сантиметровую железяку! Мне пришлось обежать все авторазборы и барахолки Барнаула, все специализированные магазины, обратиться к помощи родственников и знакомых в других городах края. Самый приемлемый вариант, который в результате я нашёл, – заказ запчасти через магазин. Цена вопроса – минимум месяц ожидания и… 3,5 тыс. рублей!

Помощь пришла из сети Интернет. На Всероссийском форуме автомобилистов описал проблему и уже дней через десять забрал на почте посылку из славного города Кирова, что расположен на реке Вятке в 896 км от Москвы. Собрат-автомобилист на минутку вышел из своего офиса в магазинчик напротив и купил редкую для Алтая драгоценность. Как булку хлеба. В итоге – полторы недели и 1200 рублей, включая доставку.

Подопытный кролик

В среде автомобилистов к «окурикам» относятся как к младшим в семье: несколько пренебрежительно (ишь, мелюзга мельтешащая!), но и не обижают особо. Казалось бы, со свертыванием их производства они должны вовсе пропасть с дорог. Но нет – в Барнауле достаточно часто можно увидеть эти юркие машинки. А в том же Рубцовске они самые что ни на есть полноправные участники дорожного движения. И даже в крепкие морозы бодро выруливают с обычных автостоянок, а ведь многие современные авто уныло дожидаются потепления.

Да чего там – сообщество «ОКАводов» есть даже в дальневосточном Благовещенске! А уж тамошние водители к отечественному автопрому относятся о-очень скептически, предпочитая всё-таки японские машины.

А какие доработки в процессе эксплуатации машины производят умельцы! Любой смелый эксперимент над «окуляром» обходится намного дешевле, чем над другой машиной. И если он оказывается удачным (а в большинстве случаев непоправимо навредить «Оке» довольно сложно), авто становится довольно ценным экземпляром.

Даже при минимальном уходе она способна верой и правдой служить долгие годы. И как знать, быть может, лет через десять и моя машинка получит право участвовать в ретроавтопробегах…

Денис ГЛАЗАЧЕВ

 

*   *   *

... осилит имущий

 

По информации специалистов крайуправления по транспорту, дорожному хозяйству и связи, принадлежность дорог прописана в федеральном законе № 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». И те могут находиться в собственности федеральной, субъектов РФ, муниципальной, а также физических или юридических лиц. Значит, и всю ответственность за их состояние несет именно собственник, в том числе за строительство, реконструкцию и капремонт.

Кроме того, указанный закон предусматривает ответственность дорожных служб за ДТП, вызванное некачественным ремонтом дороги. В статье 28 сказано: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».

А еще в России действует ГОСТ 50597-93. Согласно ему максимально допустимые размеры ям, выбоин, просадок полотна и т. п. составляют:

- по длине - 15 см,

- по ширине - 80 см,

- по глубине - 5 см (см. пункт 3.1.2).

Если дорпокрытие не соответствует хотя бы одному из нормативов, то должны выставляться дорожные знаки. А ночью или в условиях плохой видимости - заграждение с предупредительными сигнальными огнями. Сроки устранения выбоин и трещин составляют от пяти до десяти суток. Это в зависимости от их классификации (см. пункт 3.1.1). На федеральных скоростных автомагистралях данный срок составляет не более пяти суток.

Если означенные требования не выполняются, вы можете направить жалобу:

- в администрацию района или города (в зависимости от того, кто является собственником дороги);

- в Федеральное дорожное агентство (Москва). Телефон «горячей линии» 8 (495) 687-14-67.

В краевое управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи можно обратиться в следующих случаях:

- если вы желаете узнать, когда будут произведены ремонт или реконструкция той или иной дороги или искусственного сооружения на ней (моста, путепровода);

- считаете, что дорога (или мост) находится в непроезжем состоянии и ее пора ремонтировать или реконструировать;

- обнаружили, что на объекте дорожной сети существует угроза чрезвычайной ситуации;

- стали свидетелем выполнения работ не по установленным нормам (не выставлены предупреждающие дорожные знаки, работы производятся в неподходящих погодных условиях и т. д.);

- считаете, что ремонт, капремонт, реконструкция или строительство дороги/моста выполнены некачественно;

- вам известно, что дорога/мост являются бесхозными.

ГИБДД ГУВД по краю

Эта организация в числе прочего осуществляет контроль за состоянием дорожно-уличной сети. Любой водитель может пожаловаться на яму, отсутствие знака, неработающий светофор и другие нарушения. В отделе ГИБДД недостатки обобщаются, составляются акты, делаются при необходимости фотографии и в зависимости от того, какая организация отвечает за содержание, выдаются предписания с определенным сроком для устранения недоработок.

После того сотрудник ГИБДД контролирует исполнение. В случае если работа к сроку не выполнена, организация привлекается к административной ответственности и получает повторное предписание и дополнительное время. Если результата нет, то информация поступает в прокуратуру.

Прокуратура

Если вы считаете, что в части содержания дорог нарушены ваши права, то следует обратиться в территориальные органы прокуратуры коллективно или индивидуально. Письмо рассматривается там в течение 30 дней со дня регистрации. Затем проводится проверка. По ее результатам можно идти в суд.

*   *   *

Вопрос-ответ

- На территории Сахалинской области пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога в полном объеме (на одно транспортное средство). Какие льготы по нему действуют на Алтае?

Сергей Кунгуров, автомобилист.

Отвечает Валерий Тарада, руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю:

- В регионе установлена налоговая ставка в размере 0 рублей по транспортному налогу на одно транспортное средство - на «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно». Пользуются ею следующие категории плательщиков:

Пенсионеры по возрасту (женщины, достигшие 55 лет, мужчины – 60 лет).

Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и другие.

*   *   *

«Расщеплённое» движение

 

В конце октября в Барнауле на перекрёстке проспекта Красноармейского и улицы Молодежной был изменен режим работы светофоров. Внедрен так называемый принцип расщепленной фазы регулирования движения. Что это такое, корреспонденту «АП» пояснил начальник отделения дорожной инспекции и организации движения ГИБДД города Барнаула Андрей Дорош:

- Это значит, что зеленый сигнал светофора, разрешающий движение транспорта, теперь разделён на два этапа. Оно организовано таким образом, что сначала перекрёсток пересекает транспорт, двигающийся в сторону площади Победы, а встречный поток на другой стороне проспекта в это время стоит. Поэтому водители могут проехать как прямо, так и свободно повернуть не только направо, но и налево. Поскольку время движения двух параллельных потоков теперь не совпадает, автомобили на этом перекрёстке больше не пересекаются. Когда загорается зеленый для транспорта, идущего со стороны площади Победы, останавливается движение по четной стороне проспекта Красноармейского. При этом длительность горения разрешающего сигнала светофора по улице Молодежной не изменилась, - пояснил Андрей Анатольевич.

- Впервые такой опыт мы использовали в начале года на перекрёстке улиц Балтийской и Шумакова. Что это дает? Применение метода регулирования позволяет разделить встречные потоки транспорта во времени и исключить столкновение автомобилей на перекрестке при совершении ими левого поворота. Соответственно, снижается аварийность на данном участке.

8 ноября по этой же схеме были перестроены режимы работы светофорных объектов на пересечении проспекта Красноармейского с улицами Гоголя и Партизанской. Причем она позволяет дополнительно делать левый поворот с Красноармейского на Партизанскую в сторону проспекта Социалистического.

Теперь будем отслеживать, как эти нововведения повлияют на снижение аварийности на этой оживлённой городской магистрали, - заключил Андрей Дорош.

Людмила ЕРМОЛИНА.

Фоторепортаж