Когда есть стимулы

Что беспокоит и радует предпринимателей в Алтайском районе

00:00, 13 декабря 2012г, Общество 1314


Когда есть стимулы Фото №1

Алтайский район – территория, где муниципальные власти стараются создать благоприятные условия для развития малого бизнеса. Неслучайно число индивидуальных предпринимателей неуклонно растет, вот и по итогам 2012 года ожидается прибавка с 665 до 683 человек. Хотя говорить, что всё гладко, тоже нельзя.

В районе одними из первых в крае созданы основные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса: и информационно-консультационный центр, и отделение Алтайского союза предпринимателей, и общественный совет при главе администрации.

Интересной особенностью предпринимательского сообщества района можно назвать активную позицию молодых. Молодежное крыло совета с 31 января этого года трансформировалось в «Алтайский клуб молодых предпринимателей» – первое такого рода объединение в крае.

Президент клуба Александр Денюков – личность неординарная.

- Идея создать клуб возникла у нас, чтобы как минимум привлечь молодежь в бизнес, - объясняет Александр. – Ребята уезжают из села, не видя здесь для себя перспектив. Мы же на собственном примере показываем, что будущее человека зависит от него самого.

Глава района Виктор Коршунов выделил ребятам помещение, в котором они периодически собираются, разрабатывают новые проекты, делятся друг с другом опытом. Наладили взаимодействие с сообществом молодых предпринимателей Алтая. И уже Бийский бизнес-инкубатор в сентябре проводил часть семинара «Инновации в молодежном предпринимательстве» на территории Алтайского района.

Естественно, в районе действует муниципальная программа поддержки предпринимательства, на реализацию которой заложено из районного бюджета 30 тыс. рублей - не больше, чем в прошлом году. Хотя изначально районные власти планировали 100 тыс. руб., но в связи с тем, что поставлена задача впервые выйти на самодостаточный бюджет, пришлось умерить аппетиты. Но вообще для наращивания муниципальных затрат на поддержку предпринимательства есть хорошие стимулы, поскольку на каждый собственный рубль выделяется еще девять из краевого бюджета.

Общественный совет при главе района объединяет предпринимателей из разных сфер бизнеса: туроператоров, владельцев торговых точек, ремесленников, хлебопеков. Кстати, недавно совет обсуждал проблему сбыта хлебобулочной продукции. Придя на село, торговые сети вытесняют с рынка местных.

Решено обратиться к владельцам сетей с просьбой брать на продажу здешний хлеб, а не возить его из Бийска.

Большинство алтайских предпринимателей развивают индустрию туризма и отдыха. Сейчас в стадии реализации находится около двадцати инвестиционных проектов, связанных с этой сферой. Но проблема – в оформлении земельных участков под объектами.

Как известно, на землях лесного фонда запрещено капитальное строительство. С другой стороны, где еще создавать туристические объекты как не в живописных, покрытых лесом местах?

- Вопросы так или иначе удается решать, но с большими временными и финансовыми затратами, - признается председатель общественного совета Татьяна Деревянкина.

Лесной и Водный кодексы запрещают огораживать туристические объекты, находящиеся в лесу и близ водоемов, а закон об антитеррористической деятельности предписывает охранять покой граждан. И предприниматели то строят заборы, то их разбирают в зависимости от решений контролеров.

Общая для всех проблема - незаконное предпринимательство – никак не решается и в Алтайском районе. Законы устроены так, что пресечь подпольного бизнесмена нереально: налоговики должны наблюдать за его деятельностью в течение 90 дней, выясняя факт получения незаконного дохода.

Портят настроение хозяевам турбаз владельцы «зеленых домов».

- В преамбуле программы развития сельского туризма записано, что им занимается владелец усадьбы или ЛПХ, не имеющий статуса предпринимателя. Преследуется благая цель – дать условия человеку для самозанятости, - поясняет председатель районного комитета по туризму, развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Галина Сузик. - Между тем он оказывает услуги, зарабатывает, а рядом такой же деятельностью на небольшой турбазе занимается предприниматель, вынужденный отчислять государству налоги. Естественно, последние постараются уйти в тень, зарегистрировавшись как владельцы ЛПХ.

Некоторые теневики объясняют свою позицию необходимостью накопить средства перед тем, как зарегистрировать дело. Ведь банки не дают кредит на стартапы, требуя показать финансовую деятельность не менее чем за полгода, чтобы оценить риск невозврата.

- Я считаю, что необходимо давать отсрочку по выплате кредитов на год, иначе трудно подняться начинающим, и они так и будут в тени, - уверена Татьяна Деревянкина.

Есть и проблема сезонности, связанная с резким снижением туристического потока в холодное время года. В ней трудно обвинить законодателей и банкиров, не желающих идти на уступки. И предприниматели ее потихоньку решают, предлагая гостям всесезонные услуги. Например, оздоровительный центр «Никольское» зимой лечит посетителей пантовыми препаратами, ООО «Биолит» сооружает зимний сад, который должен привлечь заезжих. На рождественские каникулы уже все места круглогодичного проживания забронированы, а их более трех тысяч.

- А зарубежные гости вообще без ума от здешней первозданной красоты. Но паломничество на Алтай сдерживает высокая стоимость перелетов. И этот тормоз без федеральных властей не снять.

Фоторепортаж