Замёрзшая теплосеть

Авария центрального отопления в двух десятках домов в селе Быстрянка Красногорского района показала, кто на что способен

00:00, 08 марта 2013г, Общество 1647


Замёрзшая теплосеть Фото №1

Одни боролись, чтобы не дать замёрзнуть почти двум сотням жителей, другие, в том числе и некоторые жильцы пострадавших квартир, критиковали ремонтников и власти, вместо того чтобы помочь им справиться с бедой.

Кипящий котёл

Первый звонок об аварии прозвенел в семь часов утра 2 января наступившего года. Глава администрации села Иван Манахов поначалу не поверил утверждению звонившего о том, что в многоквартирных домах остыли батареи водяного отопления. Ведь он накануне в полночь ходил в центральную котельную и был уверен, что кочегар как минимум трезв. Иван Петрович и не мог предположить, что с этой минуты на целую неделю закрутится невероятная карусель.

В полумраке центральной котельной кочегар Михаил Юшкин подкидывал в топку котла очередную порцию угля: «Петрович, у меня всё нормально – 60 градусов на обратке». Но в помещении сильно парило, воды в котле уже не было, центробежный насос не работал. Опытный управленец Манахов, который руководит администрацией села уже больше 20 лет, знал, что оптимальная температура воды на выходе из котла – не выше 45 градусов. Перегрев котла при спаде давления и отсутствии циркуляции в системе отопления грозил взрывом. Если сейчас, не дай бог, вода попадёт в котёл – может случиться трагедия.

- Скорее выбрасывай уголь из топки! - немедленно приказал Манахов. И только когда температура воды в котле стала снижаться, он понял, что самого страшного, кажется, удалось избежать. Однако за живучесть котельной и двух десятков кирпичных домов, отапливаемых ею, придётся сильно побороться. Ведь на улице – минус 23 градуса, квартиры и вся отопительная сеть, включая подземные коммуникации, быстро выстывают без тепловой подпитки, что грозит коммунальным коллапсом.

Первым делом позвонил по телефону главе администрации района и на номер 112 – в единую диспетчерскую службу, которая вот уже четыре года существует в районе и здорово выручает, когда случаются пожары, паводок, эпизоотии, снежные заносы и иные чрезвычайные ситуации.

Вначале в Быстрянку из Красногорского прибыли глава администрации района Михаил Дайбов и его заместитель по оперативным вопросам Андрей Цыгулёв. Совместно определили, что кроме выхода из строя основного котла центральной котельной, вероятно, произошёл гидроудар на теплотрассе. Её протяжённость в селе составляет почти два с половиной километра. Центральное отопление проведено в 22 двух- и одноэтажных дома, в которых проживает 171 житель. Таких масштабов централизованной теплосети нет даже в райцентре. Значит, почти наверняка в Быстрянке придётся вскрывать траншеи, искать порывы труб, параллельно пытаться запустить в котельной запасной котёл. Причём ни в коем случае нельзя допустить, чтобы размёрзлись батареи водяного отопления в квартирах и подъездах или металлические трубы в теплотрассах – иначе вся работа пойдёт насмарку.

Коммунальная мобилизация

Когда Михаил Дайбов разобрался в ситуации, оценил её масштаб и потенциальную опасность – немедленно проинформировал руководство краевого управления жилищно-коммунального хозяйства и вице-губернатора Якова Ишутина. На следующее утро, 3 января, в Быстрянку приехали Яков Ишутин, замначальника Главного управления МЧС по краю Игорь Лисин, замначальника управления краевого ЖКХ Андрей Голубцов.

Но ещё во второй половине дня 2 января глава администрации района объявил чрезвычайную ситуацию, что позволяло привлекать к устранению аварии организации вне зависимости от формы собственности, в том числе и частные.

В помощь сварщику и слесарю местной управляющей компании «Жилищный комплекс-плюс» подключился экскаватор, который выделил местный предприниматель Геннадий Мясников. Были мобилизованы сотрудники Быстрянской администрации. Из райцентра прибыли специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям. Из числа добровольцев, в том числе местных жителей, создали рабочие бригады, которые работали круглосуточно. После обращения к руководству Быстрянского маслосырзавода был выделен гусеничный трактор со сменными экипажами. Данное предприятие предоставило тёплый бокс для техники, а также гостиницу, в которой механизаторы могли отдохнуть после 12-часовой смены. Другие добровольцы урывали часок-другой для сна в помещении администрации, в домах местных жителей с печным отоплением, в подсобном помещении центральной котельной либо ненадолго уезжали домой.

Весь вечер и всю первую ночь вскрывали теплотрассу, полагая, что обнаружат порыв. Но сколько ни копали – трубы, к счастью, были целыми. К следующему утру принялись искать порывы выборочно – там, где парит мокрая почва.

По просьбе руководства района из Красногорского прибыла бригада работников частного предприятия «Коммунэнерго» с экскаватором. Руководитель фирмы Сергей Власов, который около двадцати лет работает в коммунальной сфере, настоял на том, чтобы перекрыть все ответвления от центральной трассы. Это давало возможность проверить, в рабочем ли состоянии центральная теплотрасса, и сузило круг поиска порывов.

Все понимали: если не удастся восстановить циркуляцию воды в системе, разморозится полсела. Для того чтобы повысить давление в теплосети, привлекли сотрудников пожарной охраны МЧС. Поначалу машина огнеборцев попросту подавала холодную воду в трубы. Однако скоро поняли, что она в прямом смысле слова уходит в песок. Потом, собрав в один все пожарные рукава (получилось что-то около 700 метров), удалось соединить водонапорную башню Быстрянского сырзавода с теплоцентралью. В этой схеме нашлось место и пожарной машине, которая пыталась нагнетать давление в сети хотя бы до двух атмосфер. Потери воды продолжались, однако бесперебойная подача холодной воды не позволяла разморозить батареи и трубы водяного отопления.

К вечеру второго дня борьбы за живучесть домов наконец удалось запустить в действие резервный котёл, который лет восемь уже не использовался. Пришлось в экстренном порядке заменить в нём колосники, отсечь и вновь присоединить к резервному котлу от вышедшего из строя всю систему. Увы, мощность заменённого оборудования оказалась невысокой, давление воды – недостаточным, однако на выходе из резервного котла она была «живой» – ещё не тёплой, но уже и не холодной.

 

Борьба за живучесть

Параллельно проводилась большая работа с жильцами пострадавших домов. Работники администрации села возглавили рабочие группы, которые обходили каждую квартиру. Разъясняли ситуацию, успокаивали людей, выясняли, нет ли заболевших, брали на заметку семьи, в которых есть старики и дети. Также фиксировали температуру, которая в некоторых квартирах опустилась до 12 градусов. По словам жительницы Быстрянки, матери двоих детей Яны Шестаковой, её семья скучилась в одной комнате, где электрическими обогревателями подняли температуру до 14-16 градусов тепла.

Важно было уберечь от размораживания батареи и трубы в 12 подъездах двухэтажных домов и так называемые расширители на их чердаках. Сотрудники МЧС вместе с работниками администрации отогревали это оборудование тепловыми пушками, работающими от газовых баллонов. Таким же образом заводили тепло в квартиры, в которых проживали дети и ветераны. Благо несколько подобных устройств имеется в районе для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На всякий случай готовились к эвакуации пострадавшего населения, зарезервировали места в центральной районной больнице. Совет ветеранов села во главе с председателем Верой Кусковой также приглашал соседей перебраться в дома с печным отоплением, успокаивал стариков. Эвакуации, к счастью, не потребовалось – люди надеялись на лучшее и боялись бросить своё жильё. Ведь у многих из них имеются домашние животные и птица.

К ликвидации аварии подключалось всё больше людей, прибывала техника. В этом большую помощь оказали решительные действия Якова Ишутина, представителей руководства Главного управления МЧС и краевого управления ЖКХ. В Быстрянку приехали группы помощников из числа сотрудников-мужчин Берёзовской и Красногорской сельской, а также районной администраций. На третьи сутки с начала аварии после обращения к главам администраций города Бийска и одноимённого района – Николаю Нонко и Евгению Якубе в село прибыли специалисты с мощным экскаватором и пневмомолотом для вскрытия мёрзлой почвы. Благодаря этой технике и специальным приборам удалось обнаружить девять порывов на теплосетях.

Двое суток вода хлестала из рваных труб, почва уже не впитывала влагу, скапливаясь в котлованах. Выброшенная наверх мокрая земля грозила смёрзнуться – надо было быстро закапывать сваренные трубы. Этим занимались два тракториста. Ещё в первый вечер непосредственно к траншеям прокинули дополнительное освещение. Специальная комиссия проверяла, хорошо ли укрыты, не сочится ли вода из свежезаваренных труб. Их без оплаты, в долг выделил торговый дом «Уют» Николая Горнова из Красногорского и незамедлительно доставил в Быстрянку автомобиль предпринимателя Сергея Дуракова.

Наконец аварийная работа приобрела чёткую осмысленность. Каждый участок теперь возглавляли ответственные специалисты, с которыми Михаил Дайбов периодически проводил планёрки в подсобном посещении котельной. Здесь ставились задачи, подводились итоги, производились обмен впечатлениями и оценка невесёлых перспектив.

 

На честном слове

Все понимали: на маломощном резервном котле можно продержаться ещё какое-то время, однако нужно добывать новый мощный котёл. Выход подсказал опытный коммунальщик Сергей Власов. По его сведениям, подобное оборудование имеется в Бийске у предпринимателя Сергея Деревякина в производственной компании «Алтайэнергомаш». Срочно связались с ним, оказалось, что котёл есть, но его ждёт другой заказчик, уже оплативший агрегат. На честном слове удалось уговорить срочно перенаправить котёл в Быстрянку.

Легко сказать: надо демонтировать вышедший из строя огромный агрегат и поставить на его место новый! От многотонной громадины надо было отсечь сотни труб, пробить огромную брешь в стене котельной, через которую следовало вытащить старый котёл, смонтировать на его месте новый.

На эти беспрецедентные операции ушло двое суток – 5 и 6 января. Специалисты уверяют, что даже в комфортных летних условиях на подобное тратится неделя, а то и две. А здесь невыспавшиеся, предельно уставшие люди сумели оперативно и филигранно выполнить все операции. Сварщики срезали только крайние трубки сепаратора (чтобы освободить от всех отработавший своё котёл, ушло бы несколько дней), другая бригада разобрала толстенную кирпичную стену котельной, затем трактор тросом выдернул его в образовавшийся проём. Следом так же аккуратно, по металлическим направляющим вывешенный краном новый агрегат втиснули на место через пролом в стене.

Теперь надо было его забетонировать. А для этого искать цемент, песок, кирпичи, каменщиков и штукатуров. Горячую воду возили с сырзавода.

В три часа ночи 7 января запустили новый водогрейный котёл КВМ-2. Выстывшие батареи домов жителей Быстрянки стали теплее. Чрезвычайная ситуация, круглосуточный режим работы были отменены. Людей, работавших на износ, без сна и отдыха почти неделю на открытом воздухе, поблагодарили за работу и отпустили по домам. Но несколько бригад ещё продолжали ликвидацию порывов труб. Последний свищ обнаружили утром 8 января прямо под окном здания сельской администрации. С момента аварии как раз прошло шесть дней.

 

Герои и антигерои

Не дело журналиста судить о причине аварии, едва не ставшей катастрофой для многих жителей Быстрянки. Тем более что прокуратура Красногорского района ещё не пришла к окончательным выводам о причине чрезвычайной ситуации. Однако кочегар Михаил Юшков уже уволен. Односельчане называют его виновником аварии, кляня кто за непрофессионализм, кто за халатность, а кто просто крепкими выражениями.

Верно говорят: подвиг одного есть исправление глупости другого. Или ещё: подвиг – следствие собственного безрассудства или расплата за чужую ошибку либо мужественное исправление её.

То, что в течение первой недели января происходило в Быстрянке, подпадает под все эти определения. Там были герои, но были и антигерои. О героях уже много чего мы узнали и узнаем ещё, а антигерой был вовсе не один. Ведь нашлись среди жителей села те, кто вместо того, чтобы взять лопату в руки и помочь приезжим ликвидировать аварию, продолжали бурно отмечать новогодние праздники. Разгорячённые алкоголем, они, несмотря на холод в квартирах, разгуливали в майках. Другие их земляки – крепкие мужчины были почему-то убеждены в том, что «МЧС придёт и нас спасёт». Третьих хватало только на критику действий ликвидаторов. Четвёртые распространяли панику и устраивали истерику.

Подобное поведение в последнее время становится тревожным явлением: во время катаклизмов люди вместо реальной помощи упражняются в злословии да снимают бедствия на мобильники и обсуждают их в Интернете.

Правда, про быстрянскую аварию было, пожалуй, наоборот: полный молчок! Но не зря даже в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» говорится, что подвигами делиться надо, а то успеха не будет!

Инцидент случился в новогодние праздники, когда большинство работников СМИ отдыхали, вот и спрятали концы в воду. Ни в Интернете, ни даже в красногорской районной газете «Восход» – ни строки. «Зачем же давать пищу «жёлтой прессе»?» - молвил один начальник. Где это он нашёл на Алтае «жёлтую прессу»? Неужели этому начальнику невдомёк, что люди, бескорыстно и геройски предотвратившие аварию, достойны хотя бы похвалы?! Ведь абсолютное большинство из них рисковали своим здоровьем и не получили за свой воистину адский труд ни копейки.

В этой истории есть ещё один негативный аспект: среди вероятных причин аварии имеется и такая: жильцы сами способствовали ей. Ведь они регулярно брали на собственные нужды тёплую воду из системы отопления: для стирки, поения скота, других бытовых нужд. Коммунальщикам приходится постоянно следить за уровнем наполнения системы, бороться с осадком на стенках труб, батарей. Несанкционированный разбор воды – одна из главных причин выхода из строя оборудования сельских котельных. Убеждение не действует. Теперь в Быстрянке намерены доливать химические препараты, окрашивающие воду в системе теплоснабжения или придающие ей запах.

Устранить аварию удалось во многом благодаря ответственному подходу, оперативности и правильности принятых решений, а также личному примеру некоторых руководителей. Вот что рассказывал мне на диктофон Михаил Дайбов: «В первое время такое было: один откроет вентиль, второй следом закрывает. Пойду посмотреть, как идёт монтаж котла, возвращаюсь – уже одного-двух человек нет в траншее. К счастью, эту стихию удалось быстро остановить». А вот что вспоминает Иван Манахов: «Коль я залез в траншею – и остальные туда лезут. Мы на улице – и остальные на улице».

Десятки людей по зову сердца, бескорыстно и ответственно исполняли своё дело. Анна Манахова – супруга главы сельсовета – в одном из его кабинетов организовала столовую, где в любое время суток люди могли принять горячую пищу. Рядом с ней трудились сотрудники сельсовета, безработная Яна Шестакова, другие жительницы села. Мне рассказывали, что Иван Петрович скормил ликвидаторам целого поросёнка и принялся было за куриные окорочка.

Только 13 января удалось обратиться к врачу Михаилу Дайбову. Оказалось, что у главы администрации района пневмония, которую он около двух недель переносил на ногах. Развитию болезни, вероятно, способствовало то, что в первые сутки он работал в ботинках и лишь к вечеру 3 января переобулся в валенки. Пройдя курс стационарного лечения, он вышел на работу лишь в конце января.

Серьёзную простуду получил его заместитель Андрей Цыгулёв. Сварщик управляющей компании «Жилищный комплекс-плюс» Пётр Жиров трое суток работал на объектах, пока не пошла носом кровь и он не свалился от зашкалившего давления. Позволял себе спать лишь по часу-полтора в сутки слесарь Сергей Брагин, как и почти все вышеперечисленные ликвидаторы.

На премии этим героям, спасшим село от коммунального коллапса, пока не нашлось средств, а вот моральное удовлетворение они получили. И не только почётные грамоты и благодарственные письма официальных органов, но и, что не менее важно, устную искреннюю благодарность земляков!

Красногорский район.

Фоторепортаж