Пойди и отсуди

Если машина попала не в банальное ДТП, а, например, оказалась в эпицентре коммунального ЧП

00:00, 21 июня 2013г, Общество 2612


Пойди и отсуди Фото №1

Когда несколько лет назад в России внедрялось обязательное автострахование, подразумевалось, что оно решит все проблемы автолюбителя. Оказалось, не всегда и не все.

Про ОСАГО

Владимир Е. (фамилию по его просьбе мы не указываем) – один из тех, чья «Хонда» утром 6 февраля была залита водой из прорванного водовода на стоянке на Павловском тракте («АП» писала об этом 7 февраля, «Пока водители спали, машины тонули»).

- После этого повез машину на эвакуаторе в сервис, сушили ее там, разбирали всю, до железа. Пришлось поменять несколько деталей – блок электроусилителя руля, реле стартера. Вроде просушат машину, заберу, а она утром не заводится. Опять на эвакуатор – и в сервис… - рассказывает Владимир. – И все равно зимой то и дело багажник и лючок бензобака не открывались. Застрахована она у меня по ОСАГО, затопление – не страховой случай…

Владимир обратился в суд. Сумма иска у Владимира, в общем-то, невелика – 40 тысяч рублей. Выяснилось, что ответчиком по делу должна быть администрация Барнаула, как собственник водовода, водоканал только арендует его и поэтому выступает в процессе соответчиком. Понятно, что с повинной головой никто на процесс не пришел.

- Из администрации города написали, что я сам виноват - «не предпринял меры к сохранению автомобиля, оставил его на стоянке». От меня требуют, чтобы я подтвердил причинно-следственную связь между поломками и затоплением… – рассказывает Владимир. – По этому поводу будет проведена экспертиза.

За десять дней до этого потопа в Барнауле грянуло другое ЧП: 26 января сошедший с крыши дома № 37 на пр. Ленина снег разбил три машины («АП» от 29 января, «Лавиноопасно»). Две из них - «Тойота-Клюгер» Алексея Финашина и «Тойота-Витц» Марины Проскуряковой - застрахованы по ОСАГО.

- Мне сотрудники ГИБДД прямо на месте сказали, что при ОСАГО мне от страховой компании ждать нечего… - говорит Алексей Финашин. – Поэтому я сразу намерен был требовать возмещения убытков от управляющей компании.

ЧП случилось в период «междуцарствия»: на дом № 37 претендовала другая управляющая компания (возможно, поэтому, махнув на дом рукой, ЖЭК и не чистил крышу). После происшествия компания-претендент как-то враз потеряла интерес к дому. Но и ООО «ЖЭК» тому, что дом остался в его ведении, как-то не обрадовалось.

- Много времени ушло на выяснение, кто виноват. В суде все же было установлено, что договоры у жителей заключены на момент ЧП с ООО «ЖЭК» и платили жители этой фирме... – говорит Алексей Финашин. – Так как ООО «ЖЭК» зарегистрировано в Новоалтайске, то дело перенесли туда, и вот недавно у нас наконец начались заседания…

Сумма ущерба у Алексея Финашина составила около 300 тысяч рублей. Ущерб Марины Проскуряковой, хозяйки «Тойоты-Витц», составил, по заключению экспертизы, 175 тысяч рублей.

- У меня процесс еще не начался, еще даже не назначена дата первого заседания… – говорит Марина. – Думаю, это будет в июле…

Тут можно было бы сказать: а вот не пожалели бы денег, купили бы каско и тогда…

 

Про каско

Говорят, каско – это круто, каско – это спасение от всех бед. «Сузуки-Гранд Витара», третий автомобиль, попавший под сход снега 26 января на пр. Ленина, был застрахован как раз по каско в фирме «Ингосстрах». Положение его хозяйки Людмилы Жгун выглядело выигрышнее всех. «О, каско! – говорили ей, уважительно покачивая головами. – Каско – это да!»

При самом беглом осмотре новенький (выпуск июня 2012 года) автомобиль Людмилы Жгун восстановлению не подлежал – продавлена крыша, капот не открывался, внутри салона все разбито. Но ведь у нее каско! 28 января Людмила Жгун приехала в офис «Ингосстраха», принесла документы – весь комплект, даже экспертизу.

- Меня любезно приняли, сказали, что очень сочувствуют и в ближайшее время примут решение... – рассказывает она. – 1 февраля отправили меня к дилеру сделать калькуляцию, что повреждено. 4 февраля страховая компания в присутствии дилера провела оценку и признала, что ущерб составляет почти 90 процентов. Страховую сумму определили - 1 052 500 рублей. Сказали, что экспертизу надо отправить в Москву, там одобрят и я получу страховое возмещение.

Деньги должны быть выплачены спустя три недели после подачи документов. Людмила Жгун, прождав почти четыре недели, 25 февраля обратилась в «Ингосстрах». Ей сказали, что все нормально, ждите.

- 6 марта звонок из «Ингосстраха»: нужно снять с учета и привезти им автомобиль, передав ПТС, сервисную книжку, руководство по эксплуатации и написав доверенность… – рассказывает она. – Предпраздничный день, пурга, но я еду в ГИБДД, снимаю с учета, собираю справки, и к 14 часам у меня машина на эвакуаторе, привожу… Только не знала, какую доверенность мне надо. В «Ингосстрахе» дали образец, еду к нотариусу. Нотариус говорит: «Прочитайте вслух».

Только вчитавшись, Людмила Жгун поняла, что именно она собиралась подписать.

- По этой доверенности я должна передать страховой компании автомобиль с правом владеть и распоряжаться им в течение трех лет и с возможностью реализовать его через комиссионный магазин по цене на их усмотрение. И вот эти деньги они перечислят как страховую выплату, да еще за минусом амортизации! – хозяйка разбитого «Сузуки» в ярости. - А зачем тогда страховой полис и договор страхования, если этим соглашением мы изменяем фактически весь договор?!

Подписывать такую доверенность Людмила Жгун отказалась. В ответ страховая компания отказалась принимать у нее автомобиль. Отдать машину страховщикам она пыталась 7 марта, 11-го и 12-го.

- Согласно договору я должна передать страховщикам «годные остатки», вот я и пыталась передать... – объясняет Людмила Жгун. – Но они отказывались принимать машину, и 13 марта я пишу односторонний отказ от своего имущества в пользу страховщика с целью получить полное возмещение. Указала, где они могут забрать автомобиль. И началось! «Ингосстрах» предъявил мне 21 претензию!

При всем при том платить «Ингосстрах» по-прежнему не хотел. Жгун подала в суд иск с требованием выплатить страховое возмещение.

- «Ингосстрах» подает встречное заявление – отказать мне в страховой выплате и обязать меня передать годные остатки автомобиля. То есть когда я машину им к воротам привозила, она им была не нужна, а тут понадобилась! – поражается Людмила.

24 апреля состоялось заседание суда. Представители «Ингосстраха» принесли платежку на 913 тысяч рублей. Это объяснимо: в случае неудовлетворения требований по выплате страховой суммы в добровольном порядке суд взыскивает не только запрашиваемую сумму, но еще 50 процентов в пользу потребителя за неурегулирование в добровольном порядке. «Ингосстрах» вроде бы добровольно компенсировал ущерб. Но не весь – 138 тысяч недодал…

Людмила Жгун решила недоданное взыскать через суд. 30 мая суд первой инстанции постановил, что страховая компания должна выплатить эти деньги страховательнице. «Ингосстрах» обжаловал это решение в краевом суде. И одновременно предъявил страховательнице новую порцию претензий.

- У меня параллельно идет процесс с управляющей компанией «ЖЭК», с которой я взыскиваю затраты на дополнительное оборудование в машине (чехлы, видеорегистратор и т.п.) на сумму около 100 тысяч рублей. «Ингосстрах» в этом процессе третье лицо, его представители с февраля ни разу не приходили, но
11 июня вдруг явились и юрист их заявляет: «Она хочет незаконно обогатиться, она требует от ЖЭКа возместить стоимость сигнализации и АКБ, хотя она нам за них иск предъявила». Я говорю: «Ладно, я уточню исковые требования». Дальше юрист «Ингосстраха» потребовал, чтобы до 22 июня я сняла с машины сигнализацию и АКБ. Судья спрашивает: «А как она должна их забрать?» Представитель страховой компании отвечает: «Пусть приезжает со специалистом и снимает». – «А если что-то повредит?» – «А мы тогда с нее убытки взыщем».

После этого заседания Людмила Жгун поехала в офис «Ингосстраха», чтобы узнать, что же все-таки страховщикам надо, чего они от нее хотят.

- Я говорю руководителю «Ингосстраха» Ивану Ивановичу Этцелю: «Я не понимаю: сначала отдай машину с сигнализацией, а теперь вы приезжаете в суд и говорите, чтобы я сигнализацию назад забрала. Определитесь, чего хотите. Деньги мои отдайте, которые вы должны выплатить, 138 тысяч». Кончилось тем, что он в 5 вечера собрался и ушел домой. И юристы его мимо меня прошли… – рассказывает Людмила Жгун.

Людмила Жгун – юрист с 30-летним стажем. И если ей эта история далась такими нервами, то каково же в подобной ситуации приходится человеку, не вооруженному юридическими знаниями, не имеющему той дотошности, с которой подходила к тяжбе наша героиня?

- Я ведь писала «Ингосстраху» бумаги по каждому поводу, на всякий случай. Они не нужны, но я сделала. И вот они мне говорят: «А чем докажете, что вы к нам обращались и просили забрать машину?» Я отвечаю: «А у меня переписка...» – рассказывает она.

О причине той, мягко говоря, неохоты, которую проявляет компания «Ингосстрах» в деле выплаты положенной страховой суммы, Людмила Жгун говорит:

- Прежде страховщики выплачивали страховую сумму за минусом амортизации… А 30 января Пленум Верховного суда РФ указал: платить по страховой сумме. То есть застраховано на миллион – заплатите миллион. Думаю, «Ингосстрах» не хочет, чтобы прецедент был, поэтому пытается минимизировать сумму моей выплаты всеми способами.

Чтобы ознакомиться с точкой зрения «Ингосстраха», я направился в офис компании на пр. Социалистическом. Однако беседа моя с Иваном Этцелем, руководителем барнаульского филиала, вышла короткой. Вот она.

- Речь идет о деньгах, поэтому нужно подготовить письменный запрос в адрес компании, и на этот письменный запрос будет дан ответ.

- А на данный момент никто в компании ситуацией не владеет? У вас на процесс ходит юрист…

- Вы считаете нормальным, что мы будем сейчас говорить по памяти о серьезных деньгах, о миллионе рублей?

- Я считаю нормальным, тем более что не по памяти, а по документам, которых, думаю, у вас несколько папок.

- У нас есть структурное подразделение, которое занимается урегулированием убытков.

- Вот давайте я с ними побеседую.

- Подготовьте, пожалуйста, письменный запрос в наш адрес, и мы на него дадим вам письменный ответ.

- Хорошо…

Запрос мы, конечно, составим. И как только получим на него ответ, сразу ознакомим наших читателей.

 

Мораль

Какая тут мораль, даже не знаю. Выбирать компанию тщательнее? Не жалеть денег? Людмила Жгун рассказывала, что выбирала тщательнее некуда. В холле компании, с которой она не может вымучить 138 тысяч рублей, на стене надпись золотыми буквами: «Ингосстрах» платит. Всегда».

Законы жанра требуют тут комментария специалиста. Я обращался к разным страховщикам, юристам, но, честно говоря, ничего дельного они мне сказать не могли. Да и в самом деле, как можно прокомментировать не чищенные от снега крыши, изношенный водовод? Зимой в Барнауле не редкость объявления «Осторожно, сход снега», а сейчас на Ленинском проспекте – «Осторожно, камнепад» - это осыпается прошлогодний ремонт фасадов. Почему так происходит – отдельный разговор.

А пока единственный житейский совет, который давали эксперты: всё-таки находить деньги на страховку каско, ведь Людмила Жгун уже получила большую часть своей суммы. Впрочем, каско не для всех – машины старше 8 лет страхуют только по ОСАГО.

Фоторепортаж