Музейное лето

00:00, 27 июня 2013г, Культура 1391


Музейное лето Фото №1

Летние каникулы – это не про музеи. В настоящее время на выставочных площадках Барнаула работает несколько интересных экспозиций. Так, в павильоне современного искусства «Открытое небо» действует яркая международная выставка «Колибри в Сибири», представляющая творчество латиноамериканских и сибирских авторов. В сентябре 2012 года этот проект был представлен на Первой новосибирской международной триеналле современной графики. В музее «Город» сейчас можно увидеть декоративные панно из необычных материалов, а также вещи, выполненные в технике батика. Наконец, в галерее «Кармин» выставлены работы известных алтайских художников, отмечающих юбилейные даты. Круглым датам посвящено и сразу три мини-выставки в Художественном музее.

Наиболее характерные работы

Что касается ГХМАК, то подобные экспозиции, представляющие одну или несколько наиболее характерных работ автора-юбиляра из фондов, периодически проходят здесь в рамках просветительского проекта «Юбилейные даты художников Алтайского края». Сейчас здесь можно увидеть «Портрет Н.С. Гуляева» живописца Михаила Ивановича Курзина и три лирических пейзажа Ивана Диомидовича Чашникова.

Михаила Курзина (1888 – 1957) в музее называют одним из наиболее ярких представителей авангарда 1920-1930 годов. В Барнауле прошли с небольшими перерывами первые тридцать пять лет его жизни. В 1907 году он окончил Казанскую художественную школу, продолжив обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогом был Константин Коровин. В 1911 году в Петербурге молодой художник совершенствовал свое мастерство в частной художественной студии профессора Бернштейна, а позже – в студии А.И. Савинова. В 1918 году он вернулся в Барнаул и стал членом Алтайского художественного общества (АХО).

Михаил Курзин много сделал для создания в городе первого художественного музея (он назывался Музеем изящных искусств города Барнаула и был открыт в 1921 году). Представленный сегодня «Портрет Н.С. Гуляева» когда-то входил в коллекцию этого музея, а сегодня работа находится в собрании ГХМАК. На ней изображен архивариус Главного управления Алтайского округа краевед Николай Степанович Гуляев и, как отмечают искусствоведы, в его образе присутствуют внутренняя динамика и движение творческой мысли.

Судьба художника была непростой: в 1936 году он был осужден за «контрреволюционную агитацию», приговорен к пяти годам тюрьмы и трем годам поражения в правах, сослан на Колыму. Только после смерти Сталина с художника была снята судимость.

Что касается Ивана Чашникова, то он является представителем старшего поколения советских художников и мастером пейзажной живописи. Выставленные в музее работы – «Клязьменское водохранилище. Козочки», «В окрестностях села Сенеж» и «Развалины (Грузия)» – тонкие по колориту, лирические по настроению и наполненные солнцем. В музее говорят, что в этих пейзажах проявились лучшие традиции русской пленэрной школы. Мастер входил в Общество сибирских художников, был членом АХО (1918 – 1921), с 1922 года участвовал в Ассоциации художников революционной России (АХРР). В настоящее время его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном центральном музее современной истории России.

Копия и оригинал

Юбилей Айвазовского в Художественном музее масштабно отмечали в прошлом году, а сейчас решили вновь напомнить посетителям о двух его работах, а заодно привлечь публику в свой временный дом на улице Горького – о том, что музей переехал, знают еще немногие. Мини-выставка «Море – это моя жизнь» представляет авторскую реплику знаменитого «Девятого вала» и небольшую оригинальную работу «Феодосия в лунную ночь».

Копия «Девятого вала» меньше оригинала, который хранится в Государственном Русском музее, примерно в 10 раз. История работы такова: в 1843 году художник прочел в газете о кораблекрушении, после которого восемь человек 45 дней пробыли в океане на обломке судна. От этой истории маринист отталкивался, создавая одно из самых романтических своих произведений (оригинал был написан в 1850 году).

А семь лет спустя автор повторил этот сюжет в уменьшенном формате, сохранив в небольшой картине тот удивительный теплый колорит, который дарит зрителю надежду на благополучный исход. По легенде, таких копий было несколько и все они были подарены друзьям художника, восхищенным оригиналом. Куратор экспозиции Надежда Фомина рассказывает, что в 1960 году сотрудники ГХМАК разыскали эту копию в частной коллекции Блаштейна в Ленинграде. А «Феодосию в лунную ночь» музей купил в 1973 году у московского коллекционера Н.И. Архангельской, и это уже не реплика, а самостоятельная работа.

«В прошлом году к 195-летию со дня рождения художника мы в музее делали не только выставку, но и большую мультимедийную программу, – говорит Надежда Фомина. – Мы проводили занятия и для школьников в рамках губернаторской программы эстетического воспитания, и для пенсионеров. И сейчас, хоть дата и не круглая, все равно решили отметить ее небольшой выставкой. Шедевры ведь не должны пылиться в запасниках!»

Изящное решение

Еще один музейный проект формально выставкой не является, зато доступен для обозрения всем горожанам совершенно бесплатно. Граффити «По пути олимпийского огня» стали изящным решением сразу нескольких задач: музей таким образом привел в порядок огромные витрины здания на улице Советской, где находится фондохранилище. Автор проекта – выпускник Новоалтайского художественного училища Денис Голубев защитил диплом «в материале». Ну а улица Советская теперь готова принять эстафету олимпийского огня «Сочи-2014», которая прибудет в столицу края в конце этого года. Кроме того, создание граффити стало одним из самых интересных событий прошедшей в мае «Музейной ночи». Директор музея Инна Галкина признавалась, что такое сотрудничество с «уличным искусством» сначала казалось ей рискованным предприятием. Однако эскизы будущего олимпийского полотна утверждались преподавателями Новоалтайского училища, сотрудниками музея и лично начальником краевого управления по культуре и архивному делу.

Куратор проекта – старший научный сотрудник музея Наталья Гончарова рассказала, что группа из пяти студентов самоотверженно трудилась до 30 мая, истратив 124 баллончика специальной краски для граффити. По поводу сохранности полотна в музее говорят, что краска спокойно продержится несколько лет (до 2015 года, когда фондо-хранилище переедет в новое здание музея, граффити точно простоят). Ну а хулиганов должны отпугнуть установленные на здании видеокамеры.

Скифские мотивы

Уроженец нашего края известный керамист Юрий Капустин работает в Москве с 70-х годов. Сегодня он является членом Московского отделения Союза художников (МОСХ), однако новые работы показывает на Алтае регулярно. Сейчас его персональная выставка под несколько академическим названием «Образы животного мира в изображении скифов Верхнего Приобья» проходит в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая и представляет произведения последних трех лет. Графика, эмаль и керамика – три из четырех основных направлений творчества Юрия Николаевича (живопись в этот раз осталась за рамками экспозиции). Работы, выполненные в разных техниках, объединяют образность, позаимствованная у скифского искусства, и блестящая композиционная выверенность.

Бледные, тяготеющие к монохромности графические работы напоминают полустертую наскальную живопись. Они выглядят как едва проступающие из далекого прошлого тени священных животных, птиц, грифонов и охотников. Похожие на драгоценные камни эмали Капустина, напротив, созданы в соавторстве с огнем, и кажется, что этот огонь по-прежнему мерцает на их прозрачной поверхности. Очень сложная и трудозатратная технология перегородчатой эмали предполагает, что изображение на металлической пластине образует тонкая напаянная проволока. Затем в получившиеся ячейки выкладываются специальные порошки, приобретающие в результате многократных обжигов разные цвета и удивительную прозрачную консистенцию, похожую на стекло. После этого эмаль еще шлифуют и полируют. Именно в этой технике виртуозно выполнены работы «Синий олень», «Бабочка на зеленом», «Животное с двумя хвостами», «Одинокая птица» и многие другие вещи. Наконец, в витрине представлены керамические фигурки, также вдохновленные скифскими мотивами.

Фоторепортаж