Алтайский этнограф рассказала о традициях русского народа, связанных с Новым годом

17:15, 18 декабря 2018г, Культура 2442


1
1

Вероятно, россияне еще больше любили бы Новый год, знай они всю богатую палитру традиций русского народа, связанных с этим праздником. О них «АП» рассказала известный в регионе этнограф, преподаватель Алтайского краевого колледжа культуры и искусств Елена Эйхольц.

Носители

– Елена Николаевна, восхитительные запасы «бабушкиных сундуков» неистощимы. Так почему у нас приживаются чужие традиции? Так, Новый год встречаем по восточному календарю и считаем его символом свинью, меж тем в летоисчислении славян 2019-й посвящен более благородному парящему орлу.

– Это не православная традиция – языческая. По большому счету и «парящий орел», и «свинья» – мифы. Истории, принимаемые людьми бездоказательно, не изученные столь глубоко, чтобы всерьёз посвящать год тому или иному тотему. Конечно, русская культура без славянской не живет, но после Крещения на Руси поменялся календарь, сдвинулись парадигмы. Достоверно лишь то, что русичи поклонялись силам природы. От них нам достались круговые, как ходит по небу солнце,  хороводы и игры, сарафаны, широкие и длинные, до земли, чтобы всю ее энергетику и плодородие вобрать и передать женщине. Чужеродные же обычаи прижились на нашей земле в последние сто лет, потому что они более яркие, сиюминутные, соблюдать их легче.

– Они едва не выместили исконные, российские. Стоит ли тревожиться по этому поводу? Ведь, в конце концов, это всего лишь праздники…

– Но основа празднично-обрядовой культуры – вековой опыт предков. Сравнить хотя бы базовые нравственные ценности. В формации Запада – единоличие, важность происходящего здесь и сейчас. Русские же всегда жили соборно, им важно было оставить после себя след. Семья, а не карьера. Дети, а не амбиции. Зажиточность, но не накопительство, не прибыль любым способом. Помогай ближнему, живи в коллективе – таковы заветы прадедов. Сегодня сохранение традиций русской культуры – государственный приоритет. Бывает, отправляясь в очередную экспедицию, мы боимся, что не найдем больше ее носителей,  бабушек и дедушек, владеющих информацией, ничего не сможем записать. Но все так же удается делать открытия благодаря их детям и внукам.

Охота за душами

– Пост, начавшийся 28 ноября, продлится до 6 января. Но люди готовятся к другому празднику, с алкоголем, петардами и «свиными» масками. Можно ли вообще примирить его духовную и светскую стороны?

– Рождественский, или Филипповский, не так строг, как Великий, можно вкушать рыбку, красное вино. Главное – постоять на посту здоровья своей души, а там и телесное, глядишь, в порядок придет. Это не грусть-тоска, как думают многие. Праздник станет светлее и радостнее, если чуть ограничить себя в увеселениях, яствах, пустых разговорах. Музыка – та, что трогает душу, в том числе и песни, которые мы записываем в своих экспедициях. Раньше дитя впитывало их с пеленок, с этой точки зрения предки жили правильнее нас. Наши студенты, надеюсь, станут поколением, с которого все начнется вновь. Возможно, для их внуков такие традиции войдут в норму.

– Видимо, путаницы добавил переход на новый стиль. Как современному человеку разобраться в череде праздничных дней зимы?

– Жизнь сейчас значительно облегчилась, поэтому мы можем позволить себе праздновать сколько угодно. Россия уникальна тем, что отмечает сразу два зимних праздника, по сути, поменяв их местами. Первый и главный – Рождество Христово, 7 января, по православному календарю – 25 декабря, со строгим сочельником накануне. 14-го (1 января) – Новый год, или Васильев день, 19-го – Крещение, Богоявление. Этот период соразмеренно делился на вечера святые и «страшные», время работы, покаяния и отдыха. Люди успевали и о душе подумать, и на вечерках погулять, порадоваться тому, что «растет денечек на куриный шажочек».

– Что ещё, кроме колядования, обычно устраивали в зимние праздники?

– Мужчины переодевались в женщин, и наоборот, рядились цыганами, тотемными животными – козой, журавлем, медведем. Считалось, что в праздники вся нечисть выходит на землю, охотясь за человеческими душами. В чужом обличье она не должна была узнать людей. Не рядились только дети и старики, то есть еще не грешившие – и постигшие мудрость, проводящие время в молитве, готовые к уходу из земной жизни.

Ходим в русском

– Летом на улицах я встречала девушек и женщин, одетых в сарафаны и платки. Это флешмоб такой, способ популяризации русского костюма?

– Не костюма, а обиходной одежды. Выпускники колледжа культуры присоединились к Всероссийской акции «Хожу в русском». Пока было тепло, они выходили на главные улицы сел и городов, прогуливались, общались с прохожими, чтобы показать: одеяния наших предков удобны, красивы,  функциональны. Жаль, зимой у нас нет такой возможности из-за дороговизны шубеек и телогрей. Да и мастеров, владеющих навыком такого пошива – по пальцам пересчитать. В Новосибирске живет Татьяна Куликова, она обшивает всю Сибирь, а в нашем колледже работает Наталья Шейкина, она одевает местные фольклорные коллективы. Если человек хочет присоединиться к всероссийскому движению «Хожу в русском», мы готовы помочь.

– Вкладывался ли в гулянья сакральный смысл или это было веселье ради веселья?

– Браки, заключенные после Крещения, на Мясоед, в самое изобильное и подходящее для свадеб время, считались счастливыми. Поэтому на вечерках семьи женихов снох себе присматривали. Так, на Маланью (13 января) устраивался обряд «Столбы», о котором нам рассказывали старожилы края – выходцы с Вологодчины. Девушки надевали одновременно все свои самые красивые наряды, по нескольку юбок, сарафанов, рубах, фартуков, и вставали «столбами» вдоль улицы. А мамы с сыновьями,  прогуливаясь, внимательно их разглядывали. Могли подойти и пересчитать одежки, оценить стоимость ткани или тщательность вышивки. Смотрели, как невеста поет, танцует, брали её за руки, проверяли, теплые ли. Горячая кровь ассоциировалась с высокой энергетикой, жизненными силами и чадородием. Её родня тем временем до седьмого колена изучала генеалогию жениха. Если на каком-то обнаруживался родовой сбой, алкоголизм, или нездоровье, девку в такую семью не отдавали. Цифра «семь» считалась магической: «семья» – семикратное повторение «я» в следующих поколениях.

Фото из архива Елены Эйхольц

Фоторепортаж