Четыре вечера со Львом Додиным в программе Анатолия Смелянского «Автор театра»

16:26, 02 февраля 2018г, Культура 2035


1
1

На канале «Культура» на этой неделе повторяли программу Анатолия Смелянского «Автор театра», подготовленную к 70-летию режиссера Льва Додина, которое отмечалось в 2014 году. Анонсы телеканала предлагали провести в компании выдающегося театрального деятеля четыре вечера.

На самом деле в совокупности вышло около двух часов, и это очень мало. Два часа дружеских разговоров (собеседники Смелянский и Додин друг с другом, естественно, на ты), в которых очередная тема возникает как продолжение очень давней беседы. Конечно, лучше всего их поймут знатоки, питерские театралы, у которых есть возможность в любой момент пойти на спектакль «Малого драматического театра – театра Европы», возглавляемого Львом Абрамовичем, и увидеть режиссерские принципы в действии.

А что же все остальные? Остальные в этом, несомненно, приятном чужом общении могут найти для себя порой совсем неожиданные ответы на вопросы: как создается репертуарный театр – театр-дом, театр-семья? А что думает сам режиссер об этом явлении? Как воспитать «своего» артиста? Что вообще такое – хорошая репетиция? И как так получается, что спектакли Додина живут на сцене МДТ десятилетиями, неуловимо меняясь с наступлением новой эпохи, а артисты, взрослея и старея, продолжают убедительно играть свои роли. Самим артистам тоже дали слово, а среди нынешних учеников и сподвижников режиссера – Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Лиза Боярская и многие другие.

Известный историк театра, критик и педагог Анатолий Смелянский сотрудничает с телеканалом «Культура» с 1990-х, создав множество программ и целых циклов. А за «Предлагаемые обстоятельства» в 2005 году и вовсе удостоился национальной телепремии «ТЭФИ». И один из выпусков этого цикла был полностью посвящен спектаклю «Братья и сестры» – легендарной постановке Додина по роману Федора Абрамова, которая продержалась на сцене Малого драматического театра больше 20 лет. Спектакль рождался в 1985 году на сломе эпох: в день премьеры умер генсек Черненко, его преемником был избран Горбачев. И это, по словам Смелянского, предопределило судьбу постановки (да и всего театра), поскольку цензурировать ее, убирая наиболее раздражающие моменты, бессмысленно. Можно было лишь запретить целиком.

В первой серии нового цикла «Автор театра» спектаклю «Братья и сестры» (с 2015 года он существует на сцене МДТ уже в новой версии) тоже было уделено основное внимание. Помимо этого мы узнали, как возникает и на чем держится театр-дом. И что, по мнению режиссера, сам смысл его существования – отнюдь не в развлечении и радостном времяпрепровождении: «Театр обязан предсказывать ужас того, что может быть, если люди не слышат историю. А в нашей стране, мне кажется, катастрофически не слышат ни театр, ни историю».

В дальнейшем говорили и о других важных постановках Додина – «Чевенгуре», «Стройбате», «Дяде Ване» и «Вишневом саде», спектакле Gaudeamus. О преимуществах настоящих огня, воды и наготы на театральной сцене перед условными. О поисках художественного образа, приводящих к неожиданным откровениям. Об учителях самого мастера. А еще об особенностях додинских репетиций, хотя само это слово в театре, оказывается, не любят. Причину объяснила актриса Ксения Раппопорт: репетиция – это же буквально «повторение», а в Малом драматическом вместо повторения одного и того же скорее «пробы», бесконечный поиск наилучшего выразительного средства, который не останавливается никогда.

Впрочем, требователен режиссер прежде всего к себе, а это приводит к тому, что в Российском государственном институте сценических искусств (бывший ЛГИТМиК), где Лев Додин преподает с 1967 года, он нечасто берет новые курсы. Каждый набор – это целый кусок жизни, рассказал он Анатолию Смелянскому и зрителям канала «Культура». «Я не столько учу, сколько учусь вместе с ними. Поэтому делаю большие перерывы между курсами, если у меня пока нет новой идеи».

«У нас все незакончено, все имеет продолжение, развитие», – добавляет Данила Козловский. И даже на репетициях спектакля, идущего на сцене много лет, артисты постоянно умудряются отыскать что-то новое. Но главное, все «пробы» должны идти на пределе и за пределом актерских физических возможностей. Потому что только так, по мнению режиссера, можно добиться – нет, не сорванных голосовых связок, а подлинной легкости и свободы.

Фото: tvkultura.ru

Фоторепортаж