Детский танец – не хлопки в ладоши

17:10, 04 февраля 2016г, Культура 2243


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Челябинский педагог современного танца, актер, неоднократный обладатель премии «Золотая Маска» Владимир Голубев не первый раз в Барнауле. Уже десять лет он приезжает по приглашению художественного руководителя Студии современного танца «Хампти-Дампти» Натальи Зотовой. И это не случайно.

По его оценке, коллектив на фоне остальных выглядит неформатом:

– Я видел ваши коллективы на «Терпсихоре». Ситуация не уникальная, как везде. Больше всего эстрады, которая сейчас уходит от так называемой советской в сторону современного танца. Не знаю, где дают мастер-классы по этому направлению, но это какие-то обязательные куколки, матросский танец, жучки-паучки. Они, наверное, должны быть… Но на их фоне «Хампти-Дампти» отличается прежде всего своим направлением и осознанностью того, как могут двигаться дети. И это точно не подскоки и хлопки в ладоши. Для нас важно детское присутствие на сцене, когда нет надобности смотреть за кулисы на разъяренного преподавателя и понимать, что последнее движение ты сделал не на счет восемь.

Изначально приезд и мастер-классы, которые проводит Голубев, были своеобразным экспериментом. А могут ли дети пойти за педагогом дальше во взрослый танец? Оказывается, могут. Более того, им это нравится. Его всегда ждут, и когда он заходит в класс, все понимают – песенок из мультфильмов не будет.

Приоткроем небольшую тайну: Владимир Голубев поставил новые номера для барнаульского коллектива. И младшая группа, а это ребятишки 6-8 лет, готовится показать своему зрителю танец под музыку «Пляски Смерти» Камиля Сен-Санса. Вероятно, это вопрос доверия, а может быть, просто некоторое отсутствие выбора, считает танцор.

– Я же общаюсь с ними по-взрослому, и они как взрослые откликаются. Мне нравится эта атмосфера, причем и со стороны руководителя тоже. Нет давления, что раз я приехал, номер выдать обязан. Я еду с какими-то задумками, а окончательная реализация происходит именно здесь, сейчас и только с этими детьми.

Такой подход долгое время был популярен и за рубежом, куда неоднократно со своими танцевальными семинарами ездил Голубев. Однако сейчас эти поездки не приносят педагогу вдохновения, как раньше. Поэтому он предпочитает работать с российскими коллективами, тем более что недостатка в приглашениях нет.

– Когда занимаешься с маленькими детьми, речи не идет о танце вообще. Они присутствуют в своем мире. И какой-то дядька должен прийти показывать движения и говорить, что им это надо?! Да нет, конечно, им надо бегать, играть, резвиться. Поэтому, работая с малышами, нужно подняться на их уровень, организовать пространство и наблюдать за тем, что происходит. Тогда что-то получается. Дети – это не просто так, нужно заниматься с каждым, даже если их очень много. А вот самореализация возможна с более старшими,  поскольку с ними можно и нужно танцевать самому.

Неформатный подход к детям, да и к собственным танцевальным спектаклям, которые ставит Владимир Голубев, принес ему славу «Гришковца от хореографии» – такое сравнение весьма популярно.

– Мы совпали и по времени, и по подаче. Когда я ставил свой первый спектакль, в другом городе Евгений Гришковец ставил свой. Получается, мы двигались параллельно. И хотя у него эта история актерская и режиссерская, а у меня танцевальная, мы попали в одну подачу, потому что состояние, которое испытывает творческий человек, живя в России, оно такое близкое каждому. Я не артист в луче света. Совпала маска, хотя намеренно я к этому не стремился. Просто эти идеи, по-видимому, витают в воздухе. Я не удивлюсь, если такой же «гришковец» есть еще где-то в России, просто он не проявился. По мышлению, по отклику на события точно есть такие люди. Я лишь соединил это все с танцами, музыкой и речью. Мне сказали, что до меня этого никто не делал – играть на инструменте, танцевать, разговаривать… Но я не думаю, что этого не было совсем. А вообще,  сделать совместный спектакль с Гришковцом было бы чудесно.

Как и у любого творческого человека, у Владимира Голубева есть профессиональная мечта. Он хочет открыть центр современного искусства. Речь не только о танцах. Голубев видит целое созвездие современных художников и фотографов, выставки и постановки…

– С народными танцами в Челябинске все чудесно. А вот с современной культурой… Не строится новых зданий под культуру. Все, что есть, старое советское, и это накладывает отпечаток на те коллективы, которые там занимаются. Я ничего не имею против них и их руководителей, но нужен современный дух, который вполне может дать такое здание. В Москве с этим все хорошо,  а вот на периферии – туго.

*   *   *

Владимир Голубев о себе:

– Никто у меня не спросил, рождаться или нет, я просто родился. Собственно, как и никто не спросил, мальчиком я хочу быть или девочкой. До пятнадцати лет я даже и не знал, что такое танец. А потом мне резко захотелось танцевать. Может быть, сказалось творчество Майкла Джексона. Конечно, я столкнулся с бально-спортивными танцами и ими увлекся так, что больше ничего не надо было. В колледже культуры я танцевал народные, классику и вообще все, что там преподавали. А к современному танцу потянуло еще позже. Так сложилось,  что меня пригласили в Челябинский театр современного танца, где я работал 9 лет. мы начали ездить в разные туры, в том числе ближнее зарубежье. И началось самообразование. Я бежал на любые мастер-классы, лаборатории. При этом не думал, пригодится мне это или нет. А затем я стал делать свои спектакли…

Фоторепортаж