Как театральная художница из Барнаула "оживляет" кукол

17:50, 28 января 2024г, Культура 1643


Как театральная художница из Барнаула "оживляет" кукол Фото №1
Как театральная художница из Барнаула "оживляет" кукол Фото №2
Как театральная художница из Барнаула "оживляет" кукол Миниатюра №3
Как театральная художница из Барнаула "оживляет" кукол Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Судьба свела нас с театральной художницей Натальей Дробышевой не в закулисье, а на площадке только что открывшегося в Барнауле Штаба общественной поддержки, где прошла авторская творческая встреча с семьями Барнаула – многодетными, участников СВО.

Кукольной породы

Наталье близка эта аудитория: ее брат Александр сейчас на СВО, и сама она волонтер, вместе с коллегами собирает и отправляет от театра «Сказка» подарки детям Донбасса, «мягкий» груз для госпиталей, в котором пледы, полотенца, постельное белье.

Кукла, еще пару минут назад лежавшая в коробке с реквизитом, вдруг открывает глаза, делает осторожный шажок, и уже уверенной походкой топает прямо на тебя. Да, все это власть создателя-художника, только от него зависит, сколько ей отпущено, этих шагов, но трудно стряхнуть с себя вот это наваждение волшебства, когда неживое вдруг обретает душу, умеющую плакать и смеяться. Становится живым.

Художница привезла на встречу представителей нескольких кукольных «пород». Перчаточного Петрушку, того, что начинал театральную историю еще в ярмарочных балаганах Древней Руси. Его «родню», маппет-кукол, и конечно, гапитных, из семьи тростевых, самых любимых у нынешнего зрителя.

Далеко не все дети знакомы с таким театральным искусством, и уж точно никто из них прежде не был вот так близко знаком с его персонажами, с авторскими эскизами художника. В ребячьих глазах – свет открытия. Оказывается, кукла кукле рознь. Театральные ничего общего не имеют с пластиковой штамповкой из магазина.

– Это не первая моя встреча с юными зрителями, но впервые они были заинтересованы так, что просили повторить некоторые моменты, потому что записывали, как можно самому сотворить чудо с помощью всех этих петель, тросиков и разных прочих штук, хорошо знакомых кукловодам. А мне было удивительно видеть, как дети, не знавшие друг друга прежде, благодаря кукольным посредникам начинали общаться между собой, создавали свое особое пространство. Они раскрылись. Запомнился мальчик, который сидел совершенно отстраненно, пока к нему не подошла ожившая кукла, – рассказывает Наталья Дробышева.

Легко, словно льдины в апреле на реке, ломаются стереотипы про кукольный театр как про нечто «малышковое». Недаром ведь самые знаковые его работы – это постановки для зрителей 18+. Прошлой весной именно за «взрослый» спектакль «Паша», впервые за 60-летнюю историю, «Сказка» получила «Золотую маску».

Не только «человеки»

Художница берет их на руки, как берут любимых детей, хотя давно уже живут своей жизнью в спектаклях театра и мимишный Ёжик, и рыжая вредина Жихарка, и связанное из чего-то очень мягкого и приятного для ладошек зверье из «сНежной истории».

Все девочки играют в куклы, но для нашей героини они с детства были особым миром, который она обшивала-обыгрывала. До сих пор каждый лоскуток из заветной коробочки помнит. Тетя Натальи работала в швейном цехе театра музкомедии, и обрезки племяшке приносила шикарные – в сеточку, с блестками, невероятных оттенков и фактур.

Наталья отучилась в художественной школе, окончила Барнаульское училище № 42 и АГИК, успела поработать в одной из организаций, откуда во время ковидной эпидемии ее сократили. Тогда девушка думала: ну что за невезение! Но зато она попала в «Сказку», и поняла: все, что с ней случилось – к лучшему. Нельзя, невозможно в этом пространстве света и волшебства быть несчастливой.

Многие даже заядлые театралы думают, что способность очаровываться – удел непосвященных. Но в свое творение влюблены и те, кто создает спектакль с нуля. Правда, из зрительного зала не видны эти творческие муки, бесконечные переделки, попытки найти идеальные пропорции, цвета, фактуру. В театре кукол все сложнее устроено, чем в труппе, где все артисты – «человеки». Сначала нужно, чтобы совпали идеи режиссера и художника – так рождаются куклы, бутафория, декорации. Это вотчина коллег Натальи по мастерской – Ольги Косенковой, Галины Медведевой, Олега Гришанова.

И только потом актер начинает работать над таким, дважды заданным, пространством. Бывает, что и тембр голоса, и природу свою сценическую ему приходится менять ради точного попадания в образ. И тупики случаются. Для Дробышевой это повод взять паузу, оставить тему в покое на день-другой. Как это работает, она не знает, но вскоре нужное решение словно само собой приходит. Впрочем, каждый творческий человек либо догадывается, либо знает наверняка – откуда.

– Не скажешь сразу, что из чего рождается. Бывает, сюжет подсказывает, каким будет кукольный персонаж, бывает – наоборот, – задумывается собеседница. – Говорю же, волшебство, и ничего в нем нельзя предугадать или объяснить заранее. На подготовку сложной постановки, как «Цветы для Элджернона», например, может несколько месяцев уйти. Но оно того стоило.

К слову, на этот спектакль по весне пришел, по рекомендации друзей, гость Алтайского края из Франции. Он не говорил по-русски, но сумел объяснить менеджерам театра, что хочет купить билет. Посмотрел, был ошеломлен, ибо язык театра национальности не имеет.

«Хвост беличий, уши заячьи»

Увидев, как эмоционально подростки реагируют на кукол, художница задумалась вот о чем. Есть у нее опыт проведения мастер-классов (с детьми разыгрывала сказки с пальчиковыми куклами, «Репку» или «Теремок»), так почему бы не организовать проект арт-терапии? Ведь она давно признана эффективным «лекарством» многих психологических проблем. Не случайно ведь на премьеру Дробышевой как художника-постановщика, спектакль «Не ёжик», пришли психологи Барнаула, и разбирали его подробно, изучали психотип каждого персонажа.

История, упакованная в сказку, совсем не детской оказалась. Ёжик ради дружбы с лесным зверьем готов был менять себя, изменить себе, и в итоге изменился до неузнаваемости, потерял свое «Я». Хвост беличий, уши заячьи, звездные очки и зеленые иголки. Такой «лук» получился, чужой и нелепый. Не так ли и нас корежат, до неузнаваемости, стереотипы, коим мы пытаемся следовать, вместо того чтобы беречь неповторимость своей бессмертной души?

Кто знает, может быть, театральной кукле под силу будет исцелить раны детей и мам, тех, чьи отцы и мужья ушли на СВО и уже никогда не вернутся назад. «Буду рада работать с фондом «Защитники отечества», Комитетом семей воинов отечества, – говорит Наталья.

Пока мы говорили, в мессенджеры насыпалась очередная партия спама. Без устали каналы мусолят участников «голой вечеринки» еще вчерашних российских звезд. Какой штраф заплатил Киркоров, куда уехала Лолита, и сколько реально стоит бриллиант Ивлеевой… Но, думаю, сама эта тема испарилась бы, ушла, узнай читатели, зрители, пользователи, как много хорошего, доброго, патриотичного делает сейчас сибирская интеллигенция, элита хоть и провинциальная, но настоящая, а не раздуто-разрисованная.

Фоторепортаж